Целью этого внеклассного мероприятия по окружающему миру является знакомство учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, определение огромного значения птиц в природе и жизни человека, изготовление бумажных птиц из бумаги. Это мероприятие поможет развивать познавательную активность детей, воспитывает любовь и бережное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника «Здравствуйте, птицы!»»
Сценарий праздника «Здравствуйте, птицы!»
Цель:
- познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц,
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,
- изготовление бумажных птиц из бумаги.
Задачи:
- расширять знания учащихся о птицах, кругозор.
- развивать познавательную активность.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оформление: изготовление птиц из бумаги, экран с видеофильмом леса, голоса птиц, фрагменты песен и танцев о птицах.
Звучат голоса птиц. На экране видео леса.
Ход мероприятия:
Гончарова: Весна идет! Рассеялись туманы- Кто знает, где теперь их пелена И вновь видны луга, поля, поляны. Весна идет! В наш край идет весна! Весна идет! Уже расцвел подснежник- Зовет весь мир очнуться ото сна Снимают горы белые одежды. Весна идет! В наш край идет весна!
Под музыку входит Весна (Гончарова)
Весна: Добрый день, ребята!
Я - волшебница Весна.
Я луга и лес, и поле
Пробудила ото сна.
Растопила лед и снег,
Подарила людям свет.
А скажите-ка, друзья,
Как вы зимовали?
Все ль здоровы, веселы?
А весну вы ждали?
Дети: Ждали!
Весна: А галки, вороны -
Все ли здоровы:
Дети: Да!
Весна: А синички, воробьи -
Все ли живы веселы?
Дети: Да!
Весна. Благодаря вам, ребятам, наши зимующие птицы остались живы и с легкостью перенесли голод.
Рада я очень, ведь все веселы.
Вместе дождались вы теплой весны.
Но к нам из-за моря летят вереницы,
На крыльях лучей перелетные птицы.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, учителя! Мы рады встрече с вами. Вот и наступила весна: снег растаял, пробивается зеленая листва. С приходом весны возвращаются и наши друзья – перелетные птицы. И в эти теплые весенние дни вся страна отмечает День птиц. Впервые День птиц был проведён в 1924 г. под руководством учителя Мазурова в Ермолинской школе Смоленской области. Считается, что этот юннатский весенний праздник в нашей стране утвердился в 1926 г., а в следующем году его устраивали во всех районах Москвы, где было развешено 1098 искусственных гнездовий. В 1928 г. в Дне птиц по всей стране участвовали 65 тысяч ребят, которые развесили 15182 скворечника, а почти четверть века спустя – уже более 5 млн. школьников в одной только РСФСР. С тех пор этот праздник стали отмечать в первое воскресенье апреля. К сожалению, эта прекрасная природоохранная акция в сумятице нашего времени была несколько забыта. Весной 1998 г. детский журнал «Муравей» предложил возродить День птиц. Этот призыв поддержали Федеральная служба лесного хозяйства и Союз охраны птиц России, а праздник приурочили к 1 апреля. Птицы – удивительные существа. Они такие разные. Привлекают нас своим причудливым оперением, пением, движениями, полетом, и , конечно, загадочным образом жизни. Характерное свойство подавляющего большинства птиц – способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев. Перо - чудо искусства природы. Форма перьев, их расцветка и узоры придают птицам совершенно разный облик. Перья образованы роговицей. Как и наши волосы и ногти, они состоят из рогового вещества - кератина. Многие птицы носят яркие наряды. Пестрое оперение птиц помогает им прятаться от врагов, находить своих сородичей и привлекать особей другого пола. Птиц очень много. И все они разные. Они отличаются по окраске, величине, повадкам. А знаете ли вы, что самой крупной птицей в мире является африканский страус. Его рост достигает 2,75 м, а масса – 90 кг. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу. Самые маленькие птицы в мире – колибри. Их вес всего 1,6—1,8 грамма.
Обозначенный в календаре 1 апреля, Международный день птиц, имеет богатое прошлое. Еще в далеком 1905 году вступила в силу Международная конвенция по охране птиц. А в 1918 году Россия подписала действующий поныне Международный договор о перелетных птицах. С 1927 года в СССР официально отмечается День птиц, дети и подростки к 1 апреля готовят скворечники, чтобы вернувшимся с юга птицам было, где устроиться на жилье. Инициативные ребята ежегодно организуют акции в помощь птицам. Но постепенно праздник утратил свое значение. И лишь в 1994 году, когда активисты-орнитологи забили тревогу и создали Союз охраны птиц России, праздник возродился. Сегодня молодое поколение вновь активно участвует в строительстве домиков для перелетных птиц, заботится о городских пернатых, которые остаются зимовать в России. Веселый щебет птиц, который раздается отовсюду, радует детвору. И каждый год 1 апреля орнитологи благодарят своих помощников за все, что те делают для пернатых.
Бондаренко: Нынче праздник свой встречают, воробьи, синицы, И орлы, и куропатки, и все другие птицы, Для пернатых и крылатых, был этот день задуман, Для защиты, для охраны, целый план придуман!
Рашидова: Пусть не смолкает, птичий хор, природу украшая, И пусть дает птицам простор, Земля наша большая! С международным Днем всех птиц, я вас поздравляю, Быть свободными, как птицы, от души желаю!
Мкртчян: Поздравляем всех причастных С классным праздником — Днём Птиц, Пусть побольше в вашей жизни Будет радостных страниц. Птиц своих не обижайте, Ведь они у нас друзья. Даже жизнь свою без птицы, Так представить нам нельзя.
В класс "залетает" Сорока. Сорока (Тулешова). Вы слыхали? Не слыхали!? И об этом вы не знали? До сих пор вы не узнали, Что у нас произошло?
Ведущий. Ты, Сорока-белобока, Отдохни, постой немного, Успокойся, отдышись. Говори – не торопись.
Сорока. Отстаете, вы, друзья! Но на то - Сорока я, Чтобы вести разносить, Все, что знаю, доносить… Слушайте, друзья мои: Прилетели журавли, И скворцы, и соловьи, В гнезда селятся свои. К нам пришла Весна-красна, Позвала друзей она! «Залетают» птицы. Журавль (Тегин): Возвратились птицы. Возвратились с юга. Спрашивают птицы С радостью друг друга: «А кто у нас, птицы, А кто у нас, певчие, Большие-большие?
А кто у нас, птицы, А кто у нас, певчие, Меньшие-меньшие?»
Синица( Арефьева): Я, синица, хоть мала, Но за морем побыла. Поглядела я на белый свет И скажу, что лучше края нашего нет. В нем и речки бирюзовые, И березоньки беленые.
Грач(Мельников): Мы — работники-грачи, Когда трудимся, молчим, Чистим землю, ищем в ней Злых букашек и червей. Мы за морем побывали, Много дивного видали. Только родина милей, Лишь весна — мы снова к ней. А ты, журавль-барин, Всем птицам хозяин. Зачем нас всех собрал, Что сказать надумал?
Журавль(Тегин): Прилетели мы весной С юга жаркого домой. Зиму там пережидали, По отчизне тосковали.
Кутлунин: С юга ласточки явилась, Прилетели к нам весной, Хлопотливо закружились Над беседкой вырезной. Нривить – ти - вить – сную проворно, День –другой, еще денек,- И под крышей узорной Вырос ласточкин домок. Слышен писк и щебет птичий. Кто там смотрит из гнезда? Мчатся ласточки с добычей – Малышам нужна еда. Танец «Ласточка моя»
Звучат голоса птиц – аудиозапись.
Гринько: Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна!
Абрамов: Где ты, солнышко, проснись,
Где ты скворушка, вернись,
Сыпать снег зима устала,
Кап, кап, кап, весна настала!
Кораблики по лужицам
Бегут, бегут, бегут,
И травка зеленеет везде: и там и тут.
Теплу и солнцу рады
Березка и сосна
Домой вернулись птицы
Домой пришла весна.
(«Вылетают» Грач и Скворец)
Грач (Кутлунин): Меня вы не забыли?
Лишь весна, я чёрный грач
Проверяю, словно врач,
Не болеют ли поля?
Завелась в земле ли тля?
С червячками в борозде
Я найду её везде.
Скворец(Кияшев): Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете?
А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня - Скворец!
Верно! Вы угадали.
Я очень полезная птица,
С которой надо сдружиться.
Из года в год, из века в век
Живу там, где живет человек.
Селюсь с колхозником рядом,
Слежу за его полем и садом –
От вредителей.
И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!
Грач (Кутлунин): Зеленоглаза, весела,
Красавица – Девица
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Скворец (Кияшев): Зелень - листьям,
Грач (Кутлунин): Нам - тепло,
Скворец (Кияшев): Волшебство - Чтоб все цвело.
Грач (Кутлунин): И вслед за ней прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ... (Весна)
Ведущий: К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилёта птиц – весенний праздник школьников. Его называют День птиц. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето
поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Инсценированную басню «Кукушкина - лекция».
Автор (Аликов):В погожий вечер на лесной опушке
Собрался птичий мир со всех концов,
Там намечалась лекция кукушки
О воспитании птенцов.
Кукушка для сугубого эффекта
Сучек повыше заняла
Достала длинный лист конспекта и начала.
Кукушка (Макеева). Во – первых, во – вторых и в – третьих
Поговорим товарищи о детях.
У всех у нас возможность есть
Снести яичек пять иль шесть,
Но дальше начинается загвоздка.
Что предпринять, куда их деть?
Скажу решительно и смело
На яйцах надобно сидеть!
Когда же выведутся дети
И рты, разинут до ушей
Тогда, друзья – мои, заметьте
Кормить необходимо малышей.
Следите за птенцами в оба:
Как поведение, как учеба,
Чтобы нечаянно у вас
Не вырос хам и лоботряс!
Автор (Аликов). Вдруг с места закричала Сойка.
Сойка (Бутова). Кукушка выступает бойко,
Но я отрежу ей в лицо.
Зачем, ко мне подкинула яйцо?
Группа.
И мы такой сюрприз имели!
Автор (Аликов). Кукушка вспыхнула.
Кукушка (Макеева). Меня смешат подобные неправильные взгляды
Допустим, я б растила малышей,
А кто бы вам тогда читал доклады?
Песня «Кукушкины гаммы»
(Выходят Весна и птицы)
Весна(Гончарова): Разные птицы подают голос по – разному.
Из звуков, которые они издают,
И образовались названия многих птиц.
Синь-синь!- посвистывает синица.
Чи –чи ! Чи-чи!- вторит ей чиж.
Гра-гра!- представляется грач.
Сквор – сквор! – поют скворцы.
Ку-ку! Ку-ку!- зовёт кукушка.
Весна: А давайте узнаем, где живет, каждая птичка. Расскажите нам, где вы живете?
Жаворонок (Саруханов):
Мы, жаворонки, живем на земле
Выем гнезда прямо в траве.
Грач (Мельников):
Мы, грачи, на высоких деревьях
Гнезда наши из длинных веток.
Кукушка (Макеева): Мы, кукушки, гнезд не вьем
мы так весело живем.
Скворец (Кияшев): Мы, скворцы, любим прочные дома скворечники.
Бутова:
На нашей планете живут
Чудесные созданья.
Саруханов:
Они летают и пою
И землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Кадигриб:
Что случится, если птицы
На земле вдруг пропадут?
Камышникова:
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки –
Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут - пропадут!
Гнускова:
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик - чирика воробья...
Ведущий: Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней и соловья в роще. Дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь. Давайте, беречь и охранять самое необыкновенное чудо природы-птиц!
Тулешова: Раненная птица в руки не давалась, Раненная птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится. На траве кровавой вздрагивает птица. Птица, рыбы и звери в души людям смотрят. Вы их жалейте , люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без рыб – не море! А земля без зверей – не земля! Тегин: Люди – исполины, люди – великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце, сердце человечье. Люди – человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы, Надо с этим долгом как – то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица
Патенко: Давай-ка птичек охранять, И птичьи домики построим, Пусть к нам они всегда летят По небу длинным, ровным строем. Сегодня будем отмечать Международный птичий день Тем, что не будем их гонять, Скворечник сделай, коль не лень!
Ведущий: Все птицы нашей матушки Земли Внимания нашего и праздника достойны. И все, кто их от бед уберегли. Кто им помог уйти от дней суровых. Сегодня, в День международный птиц, Я всех причастных к жизни птичек поздравляю, Желаю вам не знать любых границ. Добра вам, счастья, радости желаю.
Ведущий: «Из какой мы сказки?»
Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.
Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).
Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).
Муканалиева: Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
"Ты гнезда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнезд!"
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Песня "Журавлик" (вручаем журавликов детям)
Весна: Время пришло расставаться,
Мне отправляться пора,
Ваш замечательный праздник
Мне не забыть, детвора!
Ведущий: - А сейчас давайте все вместе прочитаем слова писателя-натуралиста Михаила Пришвина.