Принесла с собою холода, метели, Нарядила снегом землю и дома, На прохожих шубы с шапками одела…
Вы, конечно же, догадались, что это зима.
Вот в гости к нам пожаловала героинянашего торжества – Зима.
Ведущая 2.
Земля наша прекрасна во все времена года. Весна радует нас своей голубизной, светом.
Лето пленяет нас яркими цветами. Очаровывает радугой-дугой. Осень очаровывает жёлтым, багряным, пурпурным цветами. А вот зима, именно русская зима – это что-то особенное. Вроде бы, на первый взгляд, всё очень просто: белый снег, белый день, белая земля.
Но сколько удивительного, красивого, загадочного рядом. У нас, в России, иногда зимой бывает такая красота, что не описать словами! «Просто дух захватывает!» - говорят в таких случаях. Вот в такие моменты и рождаются прекрасные произведения. Творят их люди: поэты рисуют словами, художники – красками, композиторы – звуками.
Звучит музыка: 2 Свиридов. Пастораль.
Появляются снежинки
Ведущая1: А это наши помощники.
Снежа: Всем привет! Меня зовут Снежка
Снежок: А меня зовут Снежок
Снежка: Мы очень рады вас видеть! У нас случилась беда, никак Зима не может вступить в свои права. Поэтому и снега нет и погода дождливая.
Снежок: Что же делать?
Снежка: А где мы можем узнать о зиме? (спрашивает у детей) Снежок: Верно, ребята. Зима воспевается в стихах русских поэтов, композиторов и художников.
Снежка: На Руси всегда любили зиму, за её веселые игры, хороводы и праздники.
Ведущая 1: Очень хорошо! И сегодня у нас есть прекрасная возможность познакомиться с творчеством русских поэтов. А помогут нам в этом ребята. Приглашаем на сцену ученика…………………………………………………………………………….
Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Белым снегом всё покрыло…»
Белым снегом всё покрыло: И деревья и дома. Свищет ветер легкокрылый “Здравствуй, Зимушка-зима!”
Вьётся снег замысловатый От полянки до холма Это заяц напечатал “Здравствуй, Зимушка-зима!”
Мы для птиц кормушки ставим, Насыпаем в них корма, И поют пичуги в стаях “Здравствуй, Зимушка-зима!”
Ведущая 2: Зима приносит в нашу жизнь красоту, спокойствие и новогоднее настроение. Она украшает снегом улицы городов и деревень, укрывает теплым одеялом луга и поля и окутывает землю своими зимними чарами.
В своих стихах поэты смогли оживить, очеловечить, одухотворить различные явления природы. Выбирали очень красивые выражения. Послушайте, как очень нежно и ласково обращается к зиме поэт Вяземский:
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка;
Здравствуй, матушка - зима!
Ведущая 2:
- Как же ещё называют-величают зиму поэты? (К детям) (зимушка-зима, волшебница, чародейка, чаровница, красавица, проказница). Этими словами выражают поэты свою любовь к родной природе, к русской зиме. И на сцену приглашается ученик…………………………………………………………………………………………….
Чтение стихотворения П.Вяземского «Здравствуй, в белом сарафане…» 5 7Вальс вьюги
Здравствуй, в белом сарафане Из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи.
Ты живительной улыбкой, Свежей прелестью лица Пробуждаешь к чувствам новым Усыпленные сердца!
Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа. Белоснежная лебёдка, Здравствуй, матушка-зима!
Ведущая 1: Убаюканная снежными ветрами, засыпает природа. Потрескивают от мороза деревья. Стынут, заволакиваются льдом речки, день ото дня растут искрометные сугробы – значит, пришла зима со своим ледяным дыханием, с морозами, вьюгами, метелями. И на сцену приглашается ученик………………………………………………………………………
Снежка: Ребята, какие красивые стихотворения о зиме вы знаете!
Снежок: Да, красивые! Стихи! Но зимой надо же играть!
Снежка: Снежок, ты не воспитанный!
Снежок: Почему невоспитанный! Я стихи русских поэтов знаю! А ещё знаю игры и предлагаю в них поиграть!
7 Песня-игра: А на улице мороз // Вальс снежинок (музыкально-ритмические движения)
Снежа: Потанцевали, а теперь можно и стихи послушать. Ты говорил, что знаешь стихи русских поэтов про зиму!
Снежок: Конечно знаю! У лукоморья дуб зеленый…..
Снежа: Эх, Снежок, давай предоставим слово нашим замечательным чтецам.
Ведущая 1: Да, действительно! Улеглась метель, тихо и славно в лесу. На краю опушки - хоровод разноряженных елочек, одна другой краше: в снеговых полушалках, искрящихся при лунном свете, в зеленых шубках с белой оторочкой. Отчетливо доносится перезвон прозрачных сосулек. И чудится, что вот-вот покажется Дед Мороз и Снегурочка, а за ними свита зверушек. А впрочем, зверушки и в правду побывали тут. Это след лося из стихотворения Николая Рубцова «Ах, кто не любит первый снег». И на сцену приглашается ученик………………………………………………………………………
Чтение стихотворения Николая Рубцова «Ах, кто не любит первый снег».
Ах, кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру!
В деревне празднуют дожинки, И на гармонь летят снежинки. И весь в светящемся снегу, Лось замирает на бегу На отдаленном берегу.
Зачем ты держишь кнут в ладони? Легко в упряжке скачут кони, И по дорогам меж полей, Как стаи белых голубей, Взлетает снег из-под саней…
Ах, кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру!
Ведущая 2:Ходит зимой по земле самый главный хозяин, который следит за порядком в лесах, полях, во всех своих владениях: имя ему Мороз-воевода из стихотворения Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…»и прочтет его ученик…………………………………………………………………………………..
Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…»
….Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде.
Снежок: Снежка, а ты знаешь, что дед Мороз и Зимушка – Зима очень любят загадывать загадки и попросили меня загадать их ребятам Снежка: Эх, Снежок, тебе бы только повеселиться!
Ведущий 2 берет за руки Снежки и Снежка и уводит за кулисы
Ведущая 1.А мы продолжаемзнакомиться с творчеством русских поэтов. Со стихотворением Спиридона Дрожжина «Снег летает и сверкает…» нас познакомит ученик ……………………………………………………………………………….
Чтение стихотворения Спиридона Дрожжина «Снег летает и сверкает»
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля...
Льдом покрылася речонка
И уснула до поры,
С звонким смехом ребятёнки
Уж катаются с горы;
И крестьянин обновляет
На дровнях дорогу в лес;
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.
Ведущая 2: Зимушка-зима! Так ласково называли в русском народе самое суровое время года, стараясь магией слов «Зимушка», «Зимунья», «Зимонька» смягчить холода. В народном сознании издавна в зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко - волшебного богатыря – кузнеца, который скрывает «железными» холодами реки…
Ведущая 1: Людская молва и фантазия наделила зиму человеческими качествами:, в работе. Снежок: Ураааааа! Зима была хлопотливая, проворная, задорная Снежка: А что тебя так обрадовало? Снежок: Ну как же, можно в снежки поиграть и на рыбалочку сходить! Снежка: Ребята, приглашаем вас на зимнюю рыбалку!
(Снежок – объясняет правила игры)
«Зимняя рыбалка»…10 Русская зима……………………………………………………………………...
Снежок: поработали, а теперь можно и поспать Снежка: Может поиграть? Снежок: Ну ладно! Девочкам нужно уступать.
Снежка – правила игры Игра «…11Донеси Потолок ледяной снежоок»……………………………………………………………
Снежка: Молодцы ребята, отлично справились с заданием, но я что-то я устала! Снежок: Давай немного отдохнем и послушаем наших ребят
Ведущая 2: КРАСИВЫЕ СЛОВА О ЗИМЕ Сергей Есенин когда-то, слушая вой ветра и метели, представил себе, что «поёт зима, аукает: мохнатый лес баюкает». И на сцену приглашается ученик………………………………………………………………………
Чтение стихотворения С.Есенина 12Свиридов(0.30)
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Ведущая 1:Сколько радости, забавных развлечений, приносит зима ребятишкам: катание с ледяных горок, игры в снежки, сооружение из снега снеговика или снежной бабы, катание на коньках, кувыркание в пушистых сугробах. Необыкновенная пора! А представьте, если бы не было зимы!
Снежок: ОЙЙ, а я песню такую знаю! Снежка:Я тоже! Снежок:Давай станцуем и споем! Ребята, встаньте со своих мест и повторяйте за нами!
13Песня «Кабы не было зимы» - музыкально-ритмические движения возле своих мест
………………………………………………………………………………………………
Ведущая 2:Коренная зима – трех месяцев владыка. Никак не отнимешь у нее декабрь, январь, февраль. Словно верные стражники, стоят эти три братца на охране ее покоя.
Ведущая 1: Декабрь… Свое название этот месяц получил еще в Древнем Риме – «денцем», то есть десятый. Более двух тысяч лет назад он стал двенадцатым месяцем в году, но называния своего не изменил. В Древней Руси декабрь нарекли так: «Студень».
Чтения стихотворения «Снег, да снег» А. Блока. 14 Свиридов-Пастораль
Снег да снег. Всю избу занесло. Снег белеет кругом по колено. Так морозно, светло и бело! Только черные, черные стены… И дыханье выходит из губ Застывающим в воздухе паром. Вон дымок выползает из труб; Вон в окошке сидят с самоваром; Старый дедушка сел у стола, Наклонился и дует на блюдце; Вон и бабушка с печки сползла, И кругом ребятишки смеются. Притаились ребята, глядят, Как играет с котятами кошка… Вдруг ребята пискливых котят Побросали обратно в лукошко… Прочь от дома на снежный простор На салазках они покатили. Оглашается криками двор — Великана из снега слепили! Палку в нос, провертели глаза И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза, — Вот возьмет, вот ухватит в охапку!
Ведущая 2: Январь… этот месяц получил свое название в честь древнеримского бога – Януса. Есть у этого месяца и древнерусское имя: «просинец», потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву.
Чтение стихотворения Марии Пожаровой «Заклинание зимы» 15 Декабрь
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звёздочек-снежинок;
Вся в алмазах, в жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льёт вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
«Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите.
На окошках, дед-мороз,
Разбросай хрустальных роз
Лёгкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, гуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом.
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни;
Жди, в парчу одета,
Нового расцвета...»
Ведущая 1: А вот февраль название свое получил в честь древнеримского мифического бога подземного царства Фебрууса. В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», отсекающий год. Называли его еще «снежень» и «лютень» - от обильных снегопадов и лютых морозов.
Чтение стихотворения И. Бунина 16«Метель»
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели...
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает...
Мнится мне ночью: меж белых берёз
Бродит в туманном сиянье Мороз.
Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели...
Месяца свет в темноте серебрится, —
В мёрзлые стекла по лавкам струится...
Мнится мне ночью: меж сучьев берёз
Смотрит в безмолвные избы Мороз.
Ведущая 1: Зима - волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, святки, Рождество. Это время чудес и подарков!
Чтение стихотворения Михаила Свободина «Новый год»
Снег холодный серебрится,
Лунный свет над ним струится,
Звёзды водят хоровод...
И подходит светлый, ясный,
Величавый и прекрасный
Новый год.
Он идёт с весёлой песней,
С каждым шагом всё чудесней,
Он о радости поёт.
В каждом сердце звонко струны
Отвечают: «Здравствуй, юный
Новый год!
Ведущая 2: Ну а еще в новогоднюю ночь и дети, и взрослые загадывают желания!
Говорят: под Новый год Что ни пожелается – Все всегда произойдет, Все всегда сбывается.
Могут даже у ребят Сбыться все желания, Нужно только, говорят, Приложить старания.
Не лениться, не зевать И иметь терпение, И ученье не считать За свое мучение.
Говорят: под Новый год Что ни пожелается – Все всегда произойдет, Все всегда сбывается.
Как же нам не загадать Скромное желание – На «отлично» выполнять Школьные задания,
Чтобы так ученики Стали заниматься, Чтобы двойка в дневники Не смогла пробраться!
Снежка: Не устаю повторять, что наши ребята самые талантливые! Снежок: А ещё умные! Такие большие стихотворения выучили! Снежка: Снежок, а ты знаешь, без какой песни не может быть Новый год? Снежок: Конечно знаю! В лесу родилась елочка!
Хоровод в лесу родилась елочка________________________________________
Снежа: Пришла пора прощаться. Снежок: Мы обязательно передадим все теплые пожелания Зимушке – Зиме и Деду Морозу и расскажем о таких талантливых и замечательных ребятах!
Ведущая 1: Наше зимнее путешествие в страну поэзии подошло к концу.ТЕКСТ О РУССКИХ ПОЭТАХ
Ведущий 2: Зима только начинается, и мы надеемся, что она ещё порадует нас снежными пейзажами, морозом, лазурью февральских окон, и, конечно же, весёлыми рождественскими праздниками. До новых встреч!
Музыка_____В лесу родилась елочка ___________________________________________________________