Сценарий праздника «Конкурс стихотворений о родном языке»
Сценарий праздника «Конкурс стихотворений о родном языке»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Иван Тургенев
Цель:
Воспитание любви к родному языку, родному слову, создания условий для художественного и нравственного воспитания обучающихся на основе отечественного и мирового культурного наследия.
Задачи:
предоставление возможности участникам конкурса реализовать свои творческие способности;
формирование нравственных, патриотических и гражданских чувств учащихся через изучение родного языка.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
книжная выставка;
плакаты с высказываниями поэтов, писателей о родном языке;
костюмы народов Киргизии, Армении, Бурятии, России;
аудиозапись песни «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского;
карточки со словами песни «Солнечный круг»;
игрушечное солнышко
Вступительное слово учителя.
Добрый день! Сегодня мы проводимконкурс стихотворений о родном языке
«Родное слово, родная речь»
Россия – многонациональное государство. Каждая нация это неповторимая культура, история, традиции, язык. Слово – важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и позволяет нам выразить свои мысли, чувства.
А как вы, ребята, владеете словом, поможет выявить наше творческое состязание. Оценит вас жюри.
Ведущий 1.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Иван Тургенев
Цель:
Воспитание любви к родному языку, родному слову, создания условий для художественного и нравственного воспитания обучающихся на основе отечественного и мирового культурного наследия.
Задачи:
предоставление возможности участникам конкурса реализовать свои творческие способности;
формирование нравственных, патриотических и гражданских чувств учащихся через изучение родного языка.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
книжная выставка;
плакаты с высказываниями поэтов, писателей о родном языке;
костюмы народов Киргизии, Армении, Бурятии, России;
аудиозапись песни «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского;
карточки со словами песни «Солнечный круг»;
игрушечное солнышко
Вступительное слово учителя.
Добрый день! Сегодня мы проводимконкурс стихотворений о родном языке
«Родное слово, родная речь»
Россия – многонациональное государство. Каждая нация это неповторимая культура, история, традиции, язык. Слово – важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и позволяет нам выразить свои мысли, чувства.
А как вы, ребята, владеете словом, поможет выявить наше творческое состязание. Оценит вас жюри.
Ведущий 1.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника «Конкурс стихотворений о родном языке»»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21
664047, г. Иркутск, ул. Красных Мадьяр, 123
телефоны: 29-16-80, 29-17-60
Муниципальный творческий конкурс
«Родное слово»
Сценарий праздника
« Конкурс стихотворений о родном языке»
Составитель: Куликова Елена Николаевна
учитель начальных классов,
ОРКСЭ, ИЗО
Контактный телефон – 89148882217
Иркутск-2018
Сценарий праздника « Конкурс стихотворений о родном языке»
«Родное слово, родная речь» 4 класс.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Иван Тургенев
Цель:
Воспитание любви к родному языку, родному слову, создания условий для художественного и нравственного воспитания обучающихся на основе отечественного и мирового культурного наследия.
Задачи:
предоставление возможности участникам конкурса реализовать свои творческие способности;
формирование нравственных, патриотических и гражданских чувств учащихся через изучение родного языка.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
книжная выставка;
плакаты с высказываниями поэтов, писателей о родном языке;
костюмы народов Киргизии, Армении, Бурятии, России;
аудиозапись песни «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского;
карточки со словами песни «Солнечный круг»;
игрушечное солнышко
Вступительное слово учителя.
Добрый день! Сегодня мы проводимконкурс стихотворений о родном языке
«Родное слово, родная речь»
Россия – многонациональное государство. Каждая нация это неповторимая культура, история, традиции, язык. Слово – важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и позволяет нам выразить свои мысли, чувства.
А как вы, ребята, владеете словом, поможет выявить наше творческое состязание. Оценит вас жюри.
Ведущий 1.
Представление жюри.
Ведущий 2. А теперь внимание! Напоминаем критерии, по которым жюри будет оценивать ваши выступления:
Ведущий 1. Критерий первый - уровень исполнительского мастерства;
Ведущий 2. Критерий второй - индивидуальность исполнительской манеры;
Ведущий 1. Критерий третий - внятность и слышимость речи;
Ведущий 2. Критерий четвёртый - артистичность и сценическая культура;
Ведущий 1. Критерий пятый - своеобразие, оригинальность выбранного стихотворения;
Ведущий 2. Критерий шестой - умение удерживать внимание аудитории во время выступления.
Ведущий 1.
Более 135 языков звучат в нашей стране. В городе Иркутске мы можем услышать речь на разных языках: русском, татарском, чувашском, киргизском, армянском, бурятском.
Дети разных национальностей есть и в нашем классе. Для нас их представители
прочитают стихотворения на своем родном языке.
Ученики в национальных костюмах читают стихотворения.
Ведущий 2. На бурятском языке прочитает стихотворение Арина С. О, Мать-земля! Автор Д. Жалсараев.
Таежная, озерная, степная, Ты добрым светом солнечным полна. Цветущая от края и до края, Будь счастлива, родная сторона.
Брусничный дух, черемухи дыханье, Лилового багульника настой. Я не дышу, а пью благоуханье Моей земли, равнинной и лесной.
Прими, земля, сыновнее спасибо, Святой водой Аршана угости, Чтоб я обрел невиданную силу Для дальнего нелегкого пути.
С тобой, земля, мы слиты воедино, Моею стала и судьба твоя. Поклон тебе от сердца, край родимый, Любимая Бурятия моя!
О, Мать-земля!
Ведущий 1.
представитель Таджикистана Семен П. познакомит нас с текстом Гимна Таджикистана на русском и таджикском языках.
Суруди милли Тоҷикистон
Гимн Таджикистана (перевод на русский язык)
Диёри арҷманди мо,
Наша любимая страна,
Ба бахти мо сари азизи ту баланд бод,
Мы рады видеть твою гордость.
Саодати ту, давлати ту бегазанд бод.
Пусть твое счастье и благополучие будет всегда.
Зи дурии замонаҳо расидаем,
Мы шли к этому дню с древних времен,
Ба зери парчами ту саф кашидаем, кашидаем.
Мы стоим под твоим флагом.
Зинда бош, эй Ватан, Тоҷикистони озоди ман!
Да здравствует моя Родина, мой свободный Таджикистан!
Барои нангу номи мо
Наша честь и достоинство,
Ту аз умеди рафтагони мо нишонаӣ,
Ты символ надежды наших предков
Ту баҳри ворисон ҷахони ҷовидонаӣ,
Ты вечный мир для сыновей твоих,
Хазон намерасад ба навбаҳори ту,
Твоя весна никогда не закончится,
Ки мазраи вафо бувад канори ту, канори ту.
Мы по-прежнему верны тебе.
Зинда бош, эй Ватан, Тоҷикистони озоди ман!
Да здравствует моя Родина, мой свободный Таджикистан!
Ту модари ягонаӣ,
Ты мать для всех нас,
Бақои ту бувад бақои хонадони мо,
Твое будущее это наше будущее,
Мароми ту бувад мароми ҷисму ҷони мо,
Твой смысл, смысл нашей души и тела,
Зи ту саодати абад насиби мост,
Ты всегда даешь нам вечной счастье,
Ту ҳастиву ҳама ҷаҳон ҳабиби мост, ҳабиби мост.
Благодаря тебе, мы любим мир, мы любим мир!
Зинда бош, эй Ватан, Тоҷикистони озоди ман!
Да здравствует моя Родина, мой свободный Таджикистан!
Ведущий 2. Вот так красиво, трогательно каждый народ восхваляет свой язык, свою Родину.
Ведущий 1. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но все же язык, на котором мы общаемся, чтобы понять друг друга – это русский. Русский язык является языком межнационального общения.
Габдулла Тукай
РОДНОЙ ЯЗЫК
Родной язык — святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль.
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил творца:
— О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца.
Выступления детей в русских национальных костюмах.
М. КРЮКОВ. МНОГО ЯЗЫКОВ НА СВЕТЕ РАЗНЫХ
Много языков на свете разных - Выучить их все не смог бы я, Все они по-своему прекрасны, В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски, По-немецки говорит Берлин; Мне же дорог мой, привычный, русский, Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий, С детства он меня очаровал, И не зря великим и могучим, Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично, Впитывая разные слова. Новое воспринимал отлично, Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью Можно Русь привольную воспеть! Будет жить язык наш русский вечно, И не сможет, верю, умереть!
Ведущий 2.
Трудно представить нашу жизнь без поэзии... Мысль, вооруженная рифмой, становится острее и ярче. Она попадает прямо в цель - наше сердце и пробуждает душу. Поэзия делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение.
Каждый участник выходит, называет автора и название стихотворения.
Александр Шибаев
***
В день солнечный июльский —
Цветы, цветы вокруг!..
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой —
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти —
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
**
Михаил Дудин
Стареют ясные слова
От комнатного климата,
А я люблю, когда трава
Дождем весенним вымыта.
А я люблю хрустящий наст,
Когда он лыжей взрежется,
Когда всего тебя обдаст
Невыдуманной свежестью.
А я люблю, как милых рук,
Ветров прикосновенье,
Когда войдет тоска разлук
Огнем в стихотворение.
А я люблю, когда пути
Курятся в снежной замятии,
А я один люблю брести
По темным тропам памяти.
За тем, что выдумать не мог,
О чем душа не грезила.
И если есть на свете бог,
То ты – поэзия
М. Матусовский.
яЗЫК НАШ ПРЕКРАСНЫЙ
Язык наш прекрасный – Богатый и звучный, То мощный и страстный, То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка, И мягкость, и ласка. Написаны им, И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык!
Родной язык! Он с детства мне знаком, На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою весной.
А. ЯШИН. РУССКИЙ ЯЗЫК
Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. Он язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете за круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой.
В. ПОЛТОРАЦКИЙ. СЛОВО О СЛОВАХ
Слова бывают разные – То дельные, то праздные. То честные, правдивые. То льстивые, фальшивые. Есть слово – утешение И слово – удушение. Есть трезвые и пьяные Лукавые, туманные. Есть чистые, алмазные, А есть бесстыдно – грязные, Одни помогут выпрямить, Другие – душу вытравить. Есть речь огнем горящая, Есть тлением смердящая. Слова высокой доблести И самой низкой подлости… Поэт, тебе назначено Засеять душу зёрнами. Так сей же не иначе, как Чистейшими, отборными. Не злыми, не блудливыми, А добрыми, правдивыми. Чтоб хлеб добросердечности Давала нива вечности.
А. АХМАТОВА. МУЖЕСТВО (1942)
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Н. СКАКУНОВА. ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ
Он и могучий, Он и набатный, Сладкопевучий, И громораскатный!
Он величавый, Он и стозвонный, Гибкокурчавый Но непреклонный! Он поразительный!
И поражающий! Так изумительно Многовмещающий!
Все, кто на нем изъясняться привык, Любят чудесный наш русский язык!
В. ШЕФНЕР. СЛОВА
Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем, Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова — словно раны, слова – словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,- Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому, Позабудет о них в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту, Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах, Оскорбляет героев бесчисленных прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых, Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,- Золотым талоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту – Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря, иль горе – как ночь, Только эти слова тебе могут помощь!
Звучит музыка «В гостях у сказки», выходит Девица-Пословица.
– Здравствуйте, детушки, здравствуйте милые! Здравствуйте, девицы-красавицы! Здравствуйте, добры-молодцы! Я к вам пришла, короб пословиц и поговорок принесла. А вы меня слушайте, да на ус мотайте. Пословицы, детушки, это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы. Пословица, ведь недаром молвится!
Предлагаю вам поиграть в игру-дополни пословицу. Я говорю начало пословицы, а вы ее продолжаете. Поспешишь — …людей насмешишь.
Что посеешь, … то и пожнешь.
Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
Семь раз отмерь, … один раз отрежь.
Глаза боятся, … а руки делают.
С кем поведешься … от того и наберешься.
Слово не воробей … вылетит не поймаешь.
Что написано пером, то не вырубишь топором.
Молодцы, ребята, вы старались, вспоминали пословицы и поговорки.
А сейчас продолжаем слушать наших конкурсантов.
Д. КОРОТАЕВ. ДОРОЖИТЕ РОДНЫМ, МИЛЫМ СЛОВОМ
Д о р о ж и т е Родным, милым словом: М н о г о л и к и м —
Большим языком !
Нашей жизни ОН — П е р в о о с н о в а — Всем народам Планеты — знаком ! Берегите ЕГО От цветистых Иностранных И чуждых нам слов, Чтоб поток — От наречий ручьистых — Не затмил Родника — Родников ! В нём черпайте Живящую силу: Русских говоров, Песен, стихов… — Всё, что дорого С е р д ц у, Чтоб слилось В ЯЗЫКЕ, — Как Основе Основ!
Коллективное прочтение стихотворения.
Ученики читают стихотворение по четверостишиям, а последние строчки все вместе.
С. АБДУЛЛА. ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи, выучи русский язык.
Он твой наставник – великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи – Выучи, выучи русский язык.
Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово — свободы зарница, Выучи, выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово — Выучи, выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен, Спаянных мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен, Выучи русский язык!
Пока жюри подводит итоги, звучит песня в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина».
Заключительное слово учителя.
Наш конкурс хочется закончить словами:
Родной язык — народа достоянье, Он с детства каждому из нас знаком, Стих и проза, сказки и преданья, Все мило нам на языке родном.
Все языки мира прекрасны, не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им.
Объявление итогов конкурса, вручение дипломов и грамот в номинациях:
- самое оригинальное исполнение;
- самое душевное исполнение;
- самое артистичное исполнение;
- самый благодарный слушатель.
Дорогие друзья, живите дружно в мире и согласии с людьми разных национальностей.
Счастья вам, здоровья, доброты и мира.
Все участники конкурса, гости, родители, взявшись за руки, поют песню «Солнечный круг», второй куплет песни поют на бурятском языке, один из куплетов на таджикском языке.
Ученики передают друг другу по кругу игрушечное солнышко со словами ,каким запомнился им праздник, какие открытия им удалось сделать.
Источники.
Стихи В. Брюсова, С. Михалкова, Г. Тукай, И. Тургенева, А. Шибаева, И. Бунина, В. Полторацкого, В. Гордейчева, Н. Заболоцкого, М. Дудина, В. Шефнера;