- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам; прививать любовь к родной природе.
Оборудование: фотографии и рисунки птиц, запись «Голоса птиц», карточки.
Предварительная работа: подготовка сценария мероприятия, подготовка музыкального оформления, карточки, кормушки, скворечники корм для птиц, раскраска «Синичка», восковые мелки.
Ход мероприятия:
Вступительное слово.(звучат голоса птиц)
Ведущий:
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
-Здравствуйте, ребята! Первые гонцы Весны конечно птицы!
С ними нужно подружиться! 1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц.
Птицы украшают землю, их веселая, звонкая песня; яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость. Польза птиц в природе огромна. И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства.
- Сегодня мы проводим мероприятие - викторину, посвященное нашим пернатым друзьям — птицам. В нем участвуют две команды. Каждой команде предлагается отвечать на вопросы и выполнять задания, за каждый правильный ответ и правильно выполненное задание выдается жетон. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше. За выкрикивание, шум — снимается жетон.
Конкурс «Узнай птиц»
-Узнайте, какие птицы изображены на слайде. Учитель показывает птицу.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Если члены команды не могут ответить, вопрос передается другой команде. Если и другая команда не может ответить, то отвечают зрители.
2.Конкурс «Угадай, чей голосок?».
Ведущий. Каждой команде надо послушать пение птицы и по голосу отгадать название этой птицы.
3.Игра «Прилетели птицы» (играет музыка П.И. Чайковского)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Сегодня к нам в гости прилетели птички, посмотрите ребята:
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее? (синичка)
Как назвать нам эту птичку,
Что похожа на синичку:
Тем же ходом и размером,
Только цветом — буро-серым? (воробей)
- Вот кто к нам прилетел на нашу кормушку!
А что любят, есть, наши птички? Что они любят клевать?
Пальчиковая гимнастика. «Угощение для птиц»
Посмотрите, у нас есть волшебные коробочки, что же в них лежит? (Потрясти коробочки) там что - то шуршит? давайте посмотрим. (Открыть коробочки и рассмотреть что там внутри.) А в этой коробочке угощение для наших птичек (семечки, пшено, макароны)
Молодцы ребята! Птички благодарят Вас!
4. Конкурс «Все о птицах».
В какое время птицы вьют гнезда? (весной)
Для чего нужны всем птица хвосты? (управление полетом)
Какая птица не спит ночами? (сова)
Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (грачи)
Руки птицы? (крылья)
Ноги утки? (лапы)
Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел)
Какая птица не вьет гнезда? (кукушка)
Какая птица любит воровать блестящие предметы?(сорока)
У какой птицы дом на скале? (орел)
5. Конкурс «Птичьи загадки».
1. Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)
2.Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
3.Зимой на ветвях яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(снегири)
4.Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (дятел)
5.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежнее?
Кто же это? (соловей)
6.И в лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы филины и… (совы)
6. Конкурс «Восстанови пословицы и поговорки»
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Ласточка день начинает,... чем журавль в небе.
Красна птица пером,… а соловей вечер кончает.
Воля птичке лучше… а человек умом.
Лучше синица в руках,… золотой клетки.
7. Конкурс «Перелётные птицы»
Выберите перелетных птиц, отложите их в отдельную группу.
Проверка (слайд 7)
Как помогаете тем птицам, которые зимой не улетают?
8. Конкурс «Ребус»
В конверте №3 у вас табличка.
Найдите как можно больше названий птиц в этих буквах.
9. Конкурс «Как быть?». Разбор жизненной ситуации.
- Расскажите, как поступите вы в такой проблемной ситуации. Вы можете выбрать один из предложенных вариантов ответа, или предложить свое решение проблемы.
У каждой группы своя ситуация. Дети разбирают их в группах. Затем предлагают общему вниманию своё решение. Учитель комментирует.
1 ситуация.
За домом на земле вы увидели птенца, который не может далеко улететь, а пролетев 1-2 метра, садится на куст и кричит.
Варианты ответов:
Взять птенца домой и покормить, а потом отпустить.
Это подлёток. Птенец, который вылетел из гнезда, но летать только учится. Рядом с ним будет кто-то из родителей. Его нельзя трогать.
Посадить в клетку.
2 ситуация
Гуляя в поле, в кустах нашли гнездо с птенчиками.
Варианты ответов:
Гнездо упало. Попробуем его поднять на дерево
Посмотрим птенцов, погладим, покормим и уйдём.
Гнездо и птенцов трогать не будем. Сразу отойдём. Родители прилетят и покормят птенцов.
3 ситуация
У вас на балконе ласточки строят гнездо.
Варианты ответов:
Сломаю гнездо, чтобы по утрам своим криком меня не будили.
Буду наблюдать за их работой
Насыплю им крошек. Пусть едят.
4 ситуация
У вас на даче скворцы клюют черешню.
Варианты ответов:
•Черешни хватит всем. Пусть едят. А потом помогут нашему саду - избавят его от вредителей.
Пострелять их из духового ружья.
Поставить чучело.
Разбор ситуаций.
Физминутка «Аист»
А теперь ребята давайте с вами немного отдохнем. Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова- правою ногой,
Снова - левою ногой.
После- правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придёшь домой
Молодцы!
Ребята весна приготовила вам подарки (вручает птичек). (Дети на уроке раскрашивают их и прикрепляют на доску)
Итог. Давайте подведем итог нашему занятию. Пришло время подсчитать жетоны и определить победителя.
Рефлексия.
-Если вам понравилось занятие возьмите красную птичку и посадите ее в скворечник, а если нет, то желтую птичку и посадите в скворечник