Просмотр содержимого документа
«Советы мамам и папам будущих первоклассников»
Советы мамам и папам будущих первоклассников
Аннотация: В этой статье авторы рассматривают систему взаимоотношений родитель-ученик. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.
Ключевые слова: психологические особенности школьников, сюжетно-ролевая игра, советы родителям.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Первое, что нас интересует, - это отношение ребёнка к школе, учению, учителю, сверстникам, то есть так называемая «позиция школьника», по определению известного психолога Л.И. Божович: «Школа – это особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почётное дело».
Учиться – это не то, что играть. Ты всё время узнаёшь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учёба – это как папина работа, к ней надо относиться всерьёз. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уроки сложнее – лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьёз.
Учитель – самый знающий, самый уважаемый человек. То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься. Очень приятно получать пятёрки, но, если это не всегда, получается, значит, надо стараться больше, и, в конце концов, обязательно получится. Самые лучшие дети в классе - это те, кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает товарищам.
Одной произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чём в нём написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или другом случае. А значит – не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их тоже необходимо включить в портрет ученика, особо подчеркнув логическое мышление – умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать выводы.
Не менее важна для подготовки детей к систематическому обучению сюжетно-ролевая игра, развивающая умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать своё мнение, считаться с чужим мнением. И это не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нужны для вхождения ребёнка в коллектив, но и формирование важной составляющей мышления – способности рассуждать, обдумывать какой – либо вопрос.
Многие психологи утверждают, что рассуждение – это спор с самим собой. В сюжетно-ролевой игре дети становятся взрослыми, властвуют подобно взрослым над вещами и событиями, обладают их авторитетом и правами. Не меньшие возможности, чем игра для подготовки ребёнка к систематическому обучению, обеспечивают те виды детской деятельности, которые обычно называют продуктивными: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок из разных материалов.
Ваш ребёнок приступает к систематическому школьному обучению. Перед ним открывается замечательный мир знаний. Ему предстоят увлекательные путешествия в страны чисел и слов, в прошлое и в будущее. Он узнает, как устроены звери, птицы и растения, научится решать сложные задачи, начнёт читать и переводить книги, написанные на иностранном языке. На этом пути неизбежно встретятся трудности. Что-то не будет удаваться, где-то придётся приложить значительные усилия. Но если относиться к этому спокойно, не терять бодрости духа, сохранять настойчивость, то любые трудности удастся преодолеть. Родители, помните:
1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.п.).
2. Определите общие интересы. Это могут быть, как и познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребёнка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.
3. Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех т способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).
5. Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребёнка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
6. Чаще разговаривайте с ребёнком. Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разнообразные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребёнок должен быть фантазёром!
7. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребёнка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребёнку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если…, то…», это пагубно влияет на личность – ребёнок начинает принимать позицию «ты - мне, я тебе».
Уважаемые родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть – чуть волшебниками, не разрушайте в ребёнке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний. Возьмите себе в союзники терпение, внимание и понимание, и тогда всё у вас получится!