Школьный театр как средство взаимодействия школы и семьи
Школьный театр как средство взаимодействия школы и семьи
Сегодня такое огромное внимание уделяется внеурочной деятельности, которая наряду с обязательными учебными занятиями является неотъемлемой частью образовательного процесса и играет большую роль в достижении предметных, метапредметных и особенно личностных результатов. Для себя я нашла такую интерактивную форму - театральная студия «Театральная фантазия». Выбор был не случаен, поскольку данная форма внеурочной работы актуальна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьный театр как средство взаимодействия школы и семьи»
Школьный театр как средство взаимодействия школы и семьи
Ефремова Е.Г., учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №2» г.Чебоксары
(Слайд 1) Современное общество ставит перед школой ряд важнейших задач в области образования и воспитания школьников, которые нашли отражение в
образовательных стандартах второго поколения. Сегодня такое огромное внимание уделяется внеурочной деятельности, которая наряду с обязательными учебными занятиями является неотъемлемой частью образовательного процесса и играет большую роль в достижении предметных, метапредметных и особенно личностных результатов.
(Слайд 2) Считаю, что одним из главных факторов успешной деятельности ОУ в целом и конкретного педагога, осуществляющего внеурочную работу, является выбор форм внеурочной деятельности и педагогических технологий, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к качеству образования. (Слайд 3) Для себя я нашла такую интерактивную форму - театральная студия «Театральная фантазия». Выбор был не случаен, поскольку данная форма внеурочной работы актуальна.
(Слайд 4) Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.
(Слайд 5)Цель: развивать взаимодействие школы с семьей учащегося, открывать новые возможности для совместного творчества.
И это позволяет решать ряд важнейших задач. (Слайд 6)
1. Работа над спектаклем (конечным продуктом деятельности) предполагает осознание значимости чтения и изучения литература как средства познания мира и себя в этом мире, даёт повод для работы мысли. Таким образом, одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. 2. Занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма. Работая над ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни. 3.Театр помогает решить важную проблему в социальной адаптации – обучение социальному опыту. Театр даёт детям образец для подражания. Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. Из всех видов искусств именно театр, привлекающий людей к сопереживанию и сотрудничеству, дает ребенку возможность слиться с другой личностью, установить с ней наиболее глубокие, наиболее тесные и разнообразные отношения. 4.Занятия театральной деятельностью воспитывают и театральную дисциплину. Это чёткая организация коллектива, уважение к труду товарища, взаимная помощь и ответственное отношение к взятым на себя обязательствам. 5. Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Театр побуждает детей действовать в вымышленных обстоятельствах по-настоящему, как в жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Роль помогает раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено. В этом заключается коррекционное свойство театрализованной деятельности. 6.Театрализованную деятельность можно назвать гимнастикой чувств, школой развития эмоционального интеллекта. Они учатся проявлять и регулировать свои чувства и понимать чувства других
7. Театральная постановка – продукт совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого участника. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. В процессе театрализованной деятельности развиваются коммуникативные способности, умение общаться. Научить общаться, понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировать на него – главные задачи воспитания ребенка, которые проще и интереснее решать в театрализованной деятельности. 8.Детский театр – одна из эффективных форм речевого развития детей. У некоторых детей есть проблемы с техникой речи: торопятся, «глотают» буквы, речь невыразительна и монотонна, изобилует вводными словами, не умеют делать логических ударений и т.д. В процессе подготовки спектаклей легче помочь детям сформировать правильное четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора, развивать воображение, умение представить то, о чем говорится, расширять словарный запас
9.Театральная деятельность - самая благоприятная среда для развития творческих способностей ребенка, которые он стремится проявить с самых ранних лет. Таким образом, значение и специфика детского театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность ребенка.
Кроме того, стоит учесть неоценимость воздействия театра на социум (зрителей, среди которых школьники, родители, педагоги).
(Слайд 7) Театральная студия имеет свою программу, которую она реализует, участвуя целым классом и группой учеников, и отдельными выступлениями. На слайдах показано наше участие в разных проектах, конкурсах:
(Слайд 8-17)
Предварительная работа
Участники многие года в республиканском проекте «Школа юного театрала»
Просмотр спектаклей в театрах города
Выявление образа спектаклей
Участие в различных мастер-классах
Участие в школьных и внешкольных мероприятиях
Сотрудничество с родителями (создание театральных костюмов, декораций, афиш)
( Слайд 18) В организации школьного театра задействованы все участники педагогического процесса:
- ПЕДАГОГ (Я) является инициатором, проводит начальный этап и далее координирует всю деятельность;
- РОДИТЕЛИ (знакомятся с предстоящей деятельностью, участвуют в редактировании постановочного материала, в подборе и создании костюмов, декораций, организации репетиций, съёмке);
- ДЕТИ (по мере возможности участвуют в художественной подготовке к театральному событию – декорации, элементы костюмов, атрибуты, бутафория – непосредственные участники всего процесса).
Внедрение данной формы позволило обогатить взаимодействие с семьями и достигнуть положительных результатов для всех участников совместной деятельности:
- детей (развитие выразительности речи, коммуникативных способностей, памяти, воображения, мышления, художественного вкуса, культуры, эмоции). Дети стали более открыты, раскрепощены, активно демонстрировали новые знания в организованной деятельности в повседневной жизни.
- родителей (сближение в ходе этой деятельности со своими детьми, с педагогами, организация содержательного досуга в форме школьного театра, проявление активного участия в жизни школы)
(Слайд 19)
Реализуем программу 2 год.
Участники различных театральных конкурсов: фестиваль театральных постановок «Мозаика» в рамках театрально-образовательного проекта «Школа юного театрала», городской фестиваль театральных коллективов «Театральная весна – 2024», республиканский фестиваль школьных театров «Азам-2024». Имеем Диплом за победу в номинации «Дебют на театральных подмостках» и различные грамоты и дипломы отдельных участников городских и республиканских конкурсов.
(Слайд 20)Выводы.
Используемая мною модель внеурочной работы:
- удачно вписывается в современную систему образования и воспитания школьников, способствуя становлению личностных характеристик выпускника начальной школы;
- даёт очень важный опыт общения со сверстниками, взрослыми наставниками, зрителями;
- приобщает к лучшим образцам отечественной литературы и культуры;
- развивает восприятие, память, учит свободно выражать свои мысли через слово, жест, интонацию, мимику;