Логопед. Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня у нас семинар – практикум на тему: «Тренируем руку».
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения уже идут в школе. Это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы. И такое нарушение, как аграфия, т. е. полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка. У детей, которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Какие же упражнения необходимы для этого?
1. Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.
2. Раскрашивание. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
3. Помогает развитию графических навыков - это штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам и т.д.
4. Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
5. Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;
6. Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;
7. Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);
8. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
9. Наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;
10. Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов;
11. Лабиринты; путаницы;
12. Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
Задание № 1
Цель: развитиенавыков осязательного восприятия.
Логопед. Все мы помним сказку о Золушке. Сейчас я предлагаю вам превратиться в Золушек и выполнить поручение злой мачехи – перебрать крупу. Усложним задачу, работать вы будете в парах и перебирать крупу одной рукой (сидящий справа – работает правой рукой, слева – левой).
Задание № 2
Цель: ознакомление с приемами выполнения различного вида предметно-практической деятельности, развивающихтактильную чувствительность.
Логопед. А теперь вам предлагается картина «Весенний день». На ней нарисованы: солнце, туча, елка, дом. Вам надо придать картине яркости и использовать штриховку и закрашивание. На нашей картине не хватает дождя, который идет из этой замечательной тучки. Как можно сделать дождь, используя только бумагу и клей (ответы). (Обрывание бумаги, сворачивание в трубочку и т.п.). Дождь идет очень сильный и появились лужи. Лужи мы будем делать, тоже используя клей и бумагу (мнем бумагу и приклеиваем). У солнца не хватает лучиков, а елочки иголок, домик тоже можно «оживить» (родители приступают к работе). После выполнения работы высказываются предложения, как можно было еще использовать бумагу и клей в этой картине.
Задание № 3
Цель: знакомство с техникой торцевания (или выполнениеоригами)
Логопед. А теперь я предлагаю вам сделать поделку в технике торцевания.Торцевание – это один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки. Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания на бумаге: объемное, контурное, многослойное и плоскостное. Сегодня я предлагаю плоскостное торцевание, когда трубочки-торцовочки располагаются по всему рисунку плотно друг к другу под прямым углом (педагог показывает родителям готовую работу и объясняет пошагово как ее выполнять). На середину бумажного квадрата ставим торцом стержень и плотно закручиваем бумагу вокруг стержня (прокатывая бумаг пальцами) – работает моторика пальцев - получается трубочка – торцовка. Получившуюся торцовку, не снимая со стержня, приклеиваем на картон и потом осторожно снимаем со стержня. Следующую торцовку плотно сажаем с предыдущей и так по рисунку, чтобы промежутка не оставалось. Работы получаются объемными и красивыми.
Список литературы
1.Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006
3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Готовим руку к письму. М.: Росмэн, 2008г. – 24с.
4. Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. - №11- С. 77-78.
5. Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005.