kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Самодельные игрушки моей прабабушки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа  познакомит   с традициями самодельной игрушки,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Самодельные игрушки моей прабабушки»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

г.Алексеевки Белгородской области















Исследовательская работа

«Самодельные игрушки

моей прабабушки»










Автор работы:

Удовидченко Антон,

ученик 1 «Б» класса

МОУ СОШ № 7









Алексеевка -2018



Здравствуйте, меня зовут Удовидченко Антон, я учусь в 1 классе

Тема моей работы « Самодельные игрушки моей прабабушки»

Однажды в кладовке у бабушки мы с мамой нашли мешочек. Он был украшен красивой вышивкой. В нём мы увидели необычную куклу. Оказалось, что это была самодельная кукла моей прабабушки Ходыкиной Анны Ивановны. Весь вечер бабушка рассказывала мне о том, в какие игрушки играли ребята её детства. Меня этот рассказ очень увлёк. И захотелось подробнее узнать историю игрушки.

Думаю, что сведения полученные в ходе работы будут интересны не только мне, но и всем кому интересна история наших предков.



Цель: выяснить, какими игрушками и в какие игры играли наши прабабушки и прадедушки;

Задачи: познакомиться с традиционными самодельными игрушками и народными играми нашего края; прививать любовь к родному краю, национальным традициям; попробовать самостоятельно сделать игрушки и поиграть в игры наших прабабушек и прадедушек.



Объект исследования: традиционные самодельные игрушки и народные игры села Сорокино Красногвардейского района Белгородской области.

Методы исследования: опрос старожилов села, изучение краеведческого материала по теме, анкетирование.

Актуальность этой темы проявляется в особом значении игрушек для детей всех времён

и поколений, так как они являются одними из первых «близких друзей» для них и, кроме того, непосредственными средствами социализации ребёнка.

Гипотеза: Я считаю, что игрушки и игры, в которые играли наши прадедушки и прабабушки интересны для современных детей.















Игрушка - значит - игра, значит - дети. Редко увидишь сейчас в руках ребенка традиционную народную игрушку, которую можно сделать самому. Какие же они традиционные самодельные игрушки? Во что же играли наши прабабушки и прадедушки? И откуда это бралось?

Задавшись этими вопросами, я занялся расспросом, сходил в библиотеку, воспользовались Интернетом. И вот что узнал.



Игрушки не перестают удивлять, они полны сюрпризов и неожиданностей. Большинство из них раньше были совсем не тем, чем являются сегодня. Кукла, например, была богиней, мяч – священным предметом, а погремушка со свистулькой – грозными орудиями в борьбе с нечистой силой и злыми духами.



Игрушки у бабушек и дедушек были чаще всего самодельные: родители вырезали из дерева дудочки, свистульки, лошадок, коровок,  из катушек и спичечных коробков мастерили  машинки. Разные деревянные дощечки и чурочки- выполняли роль кубиков, из которых строили крепости и башни, домики и теремки. Популярны были лошадки-каталки и лошадки-качалки. Эти игрушки были достаточно большими по размеру. Такая игрушка не только развлекала, но и обучала, подготавливая его к дальнейшей жизни. Как только ребёнок делал первые шаги, ему делали каталку на палке, которая помогала ему учиться ходить, осваивать пространство. Научившись ходить, малыш получал каталку на веревочке. Как правило, это был конь. Так каталка развивала ребенка физически и одновременно воспитывала духовно». Кони у наших предков считались главными животными, поэтому в каждой семье дети играли с деревянными лошадками на колесиках, на качалке, в виде глиняных свистулек.

Самым ярким примером такой игрушки является деревянная неваляшка, чье звучание напоминает детям ласковую колыбельную песню, а покачивание - убаюкивание.

Еще одно животное, которому поклонялись наши предки, — это медведь. Медведь считался подателем доброй силы, добрым вестником пробуждения природы, был одним из главных сказочных героев.

Среди всех игрушек особое место занимала кукла.

Раньше в старину куклы делали из пучка соломы, перевязанного нитками, из деревянной чурочки или тряпочки. Такими тряпичными ( лоскутными) куклами играли в каждой семье в деревне и в городе. Делались эти куклы вручную. Старые люди были очень бережливые. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки- они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Такие куклы были самыми любимыми, потому что они были сделаны своими руками. Лицо у традиционных русских кукол не изображалось, так как считалось, что без лица кукла – вещь неодушевленная и не сможет причинить живому человеку какое-либо зло.

Еще в середине 19 века повсеместно играли тряпичными куклами. И только с1960 годов, когда в нашей стране на многих фабриках стали выпускать игрушки из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти исчезла. Но осталась в народной памяти.

Моя прабабушка, Ходыкина Анна Ивановна вспоминает: «Чтобы сделать куклу использовали три лоскутка: 1-й сворачивали «в рулетик», 2-й использовали как платочек куколке на голову, а в 3-й куколку заворачивали как в пеленочку.

На изготовление куклы шли самые разные подручные материалы:

• полено гладко остругивали, рисовали личико, заворачивали в тряпочку (пеленку);

• длинную тыкву - вырезали ножом глазки, вставляли угольки, в ротик – кусочки свеклы

• початок кукурузы – из волоса заплетали косичку, на место личика приклеивали кружок из бумаги с глазками, бровями, ротиком;

• пучок соломы перевязывали в нескольких местах, и получалась соломенная кукла ;

• из старого шерстяного чулка делали куклу-младенца, закручивая его в трубочку и куколка затем углём рисовали ротик и глазки».. зёрнышки - глазками и ротик;

Без исключения, у всех опрошенных были куклы – одна любимая и еще несколько.

Прабабушка Удовидченко Лидия Дмитриевна говорит : «Моя кукла была тряпичной, внутри нее были опилки и стружка, ручки куклы были пришиты к туловищу нитками, черным угольком я нарисовала ей глаза брови, волосы, а красным карандашом губки и щечки – получилась куколка, которую я назвала Зина. Я шила ей одежду, а папа из маленьких дощечек смастерил качающуюся люлечку»

Лопатина Александра Николаевича рассказывала: « Одной из любимых игрушек был мяч. Выглядел он совсем иначе, чем теперешние мячи. А изготавливали его так: брался кусок парусины (плотная ткань), набивали его сеном, тряпками, уминали, много-много раз, перевязывали бечевками и гоняли на поляне перед домами. А ещё мяч делали из мочевого пузыря животного. Его долго валяли в золе, затем надували и завязывали. Этот мяч был не так долговечен. Иногда им просто любовались. Популярными были солдатики, их вырезали из дерева, раскрашивали или лепили из глины. Когда войско было готово, начиналось сражение, которое частенько заканчивалось ссорой, а то и потасовкой участников игры, потому что никто не хотел проигрывать.

   .



Не менее популярными были свистульки, сделанные самостоятельно из зелёных веточек вербы или клёна. Их приходилось вырезать ножом. На изготовление такой игрушки требовалось время и сноровка. Часто свистулька не свистела, и приходилось делать всё заново. Еще мальчишек интересовали жалейки, которые мастерили из камыша. Нередко приходилось обращаться к местным мастерам за помощью. Жалейка была не только игрушкой, но и музыкальным инструментом. В настоящее время мастеров жалеек почти не осталось. В селе Нижняя Покровка такой мастер есть, это заслуженный работник культуры Нечаев Виктор Иванович».





После того, как мы внимательно изучили весь собранный материал, можно сделать выводы, что:

  • Игрушки – неотъемлемая часть периода жизни любого человека, который называется – детство;

  • Игрушки отражают уровень экономического развития страны;

  • У каждого ребёнка в любом возрасте есть своя любимая игрушка, которую он предпочитает всем остальным.



Я узнал, как можно сделать народную тряпичную куклу. Это занятие очень увлекательное. Готовую куклу я показал друзьям. Многие заинтересовались и хотели себе такую игрушку. В результате у моих друзей дома теперь есть народная кукла.



Спасибо за внимание!

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Самодельные игрушки моей прабабушки»

Автор: Овчаренко Наталья Михайловна

Дата: 04.09.2018

Номер свидетельства: 477095

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект совместного семинара-практикума для родителей и детей на тему: "Народная кукла своими руками""
    ["seo_title"] => string(97) "konspiektsovmiestnoghosieminarapraktikumadliaroditielieiidietieinatiemunarodnaiakuklasvoimirukami"
    ["file_id"] => string(6) "282668"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453722409"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства