Родительское собрание. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей.
Родительское собрание. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей.
Задачи: обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома; формировать у родителей понимание значимости данных проблем для становления характера их ребенка, его взглядов.
Вопросы для обсуждения: что значит быть культурным человеком; критерии культуры личности.
Ход собрания.
В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек-это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей.»
Родительское собрание.
Как научить своего ребенка жить в мире людей.
Уроки этики поведения для детей и родителей.
Задачи: обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома; формировать у родителей понимание значимости данных проблем для становления характера их ребенка, его взглядов.
Вопросы для обсуждения: что значит быть культурным человеком; критерии культуры личности.
Ход собрания.
В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек-это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого готовы на все, если ребенок учится в семье рисовать только черными красками, как бы ни старалась школа и педагоги- помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.
Этим вопросам в классе были посвящены классные часы и часы общения.
-Какие качества характера присущи культурному человеку?
-Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли?
Суть социально-нравственного воспитания состоит в формировании отношений и поступков детей по отношению к природе, к людям, к самому себе. Важно, чтобы дети освоили нормы и правила поведения, которые существуют в человеческой культуре и общении с другими людьми.
Формирование моральных качеств- процесс сложный.
Ведь тети еще не были взрослыми. Все, что они могут понять о правилах поведения, отношениях между людьми исходит из опыта взаимодействия, прежде всего со своими же родителями. Взрослый, находящийся рядом, это и пример для ребенка, и помощник в формировании образа мира.
Задача родителей и педагогов-помочь ребенку понять окружающий его мир, создать условия для развития бережного к нему отношения, развивать у детей чувство собственного достоинства, знакомить с правилами общения, научить оценивать поступки других людей.
Первые нравственные понятия, регулирующие поведение ребенка «можно», «нельзя» вводятся уже на первом году жизни, когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь. Затем, когда ребенок начинает обретать способность к волевым усилиям, необходимо ввести понятие «надо». Оно означает «Ты не хочешь делать, но это необходимо, надо для тебя и для окружающих».
Сегодня мы затронем проблемы, которые могут возникнуть при воспитании детей. Мы хотим помочь родителям вспомнить свое детство с его радостями и огорчениями, помочь разобраться в природе детских поступков и найти не только педагогические, но и демократические методы воспитания.
Активность.
Дети все разные, каждый из них имеет свои особенности и индивидуальные черты характера. Есть дети активные (непоседы). Такая активность детей частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было чинным и благородным, в то же время для ребенка движение-это и праздник, и средство развития и роста, т.е. естественная потребность. В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, так как видят реакцию взрослых недовольных их поведением.
Но действительно ли это проблема, а не естественная потребность в движении? Взрослым необходимо сначала понять это и выяснить причина. Что же делать с непоседами? Как направить чрезмерную активность в нужное русло? Что же предлагает нам педагогическая наука. Как предотвратить проблему:
-важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению;
-информируйте детей заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Примерно через час вернемся и будем пообедаем. Надевай сапожки, куртку и пойдем»;
-по возможности придерживайтесь режима дня-сон, еда, прогулка в одно и то же время;
-научитесь видеть положительные стороны в активности детей: он быстро включается в действие и быстро выполняет работу;
- не предлагайте ребенку занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте.
Как справится с проблемой, если она уже существует?
-слишком энергичному ребенку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим;
-Чтобы помочь активному ребенку сосредоточиться, возьмите его на колени или придержите его рукой за плечи, двумя руками за предплечья;
-как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверно, ты сейчас гордишься собой?»;
-поручайте ему дела, в которых нужно проявление его активности- собрать всех к столу, принести необходимый предмет.
Обман.
Следующая проблема тоже встречается нередко-ребенок часто обманывает.
Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они делают это потому, что не считают это чем-то недопустимым и безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие нотации и внушения тут не помогут. Лучше всего взрослым не ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать «чтобы спасти свое лицо». Иногда дети просто фантазируют, и к обману это не имеет никакого отношения. Но что делать, если такая проблема существует, как же предотвратить?
Как предотвратить проблему:
-при всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмана интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, потом сняли фильм;
-постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться, не спрашивайте: «Почему ты так сделал?». Лучше спросите: «Когда вы поссорились, что произошло?»;
-у ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.
Как справится с проблемой, если она уже есть:
-если ребенок врет прямо в глаза, не ругайте;
-если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите ему: «Ты рассказал очень интересную, занимательную историю»- давая ему понять, что отличаете ложь от правды;
-никогда не спрашивайте у ребенка, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана;
-упорное вранье-сигнал того, что ребенок сильно не уверен в себе. Он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих;
-если обман связан с отрицанием совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай решим, как нужно сделать».
Воровство.
Давайте рассмотрим еще одну проблему-воровство.
Если только ребенка не подучивали это делать кто-то из взрослых, то он это делает только потому, что чувствует себя обделенным в чем-то. Такому ребенку кажется, что он лишен чего-то такого, что есть у других детей. Если дети обделены вниманием и заботой, они пытаются овладеть какими-то материальными объектами в качестве замены. Это приносит удовлетворение ненадолго, и они повторяют свои действия снова. Иногда ребенок кладет в карман игрушку просто по привычке, не задумываясь о том, что он совершает что-то неправильное.
Как преодолеть проблему:
-позаботьтесь, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным вашим вниманием, заботой;
-помогите ребенку обрести чувство собственного достоинства, чтобы он не испытывал страданий от того, что у других есть нечто большее.
Как справиться с проблемой, если она уже есть:
-подозреваете, что ребенок взял чужую вещь, но до конца не уверены в этом, попросите его вывернуть карманы, когда поблизости никого нет. Если окажется, сто ребенок ничего не брал, объясните ему причины вашего беспокойства и обязательно извинитесь;
-если вы поймали ребенка на воровстве, то спокойно попросите положить предмет на место, не стыдите его, не унижайте;
-предоставляйте ребенку больше возможности выполнять роль лидера или вашего помощника. Это даст ему ощущение собственной значимости;
-если другим детям становится известно, что ребенок ворует, поговорите с ним о том, что важно помочь ему справиться с этой проблемой;
-обсудите вместе с другими членами семьи, с учителями возможные причины такого поведения. Вместе их найти проще.
Проблемы, о которых шла речь, могут возникнуть в любой семье. Но я хочу сказать: все поступки детей должны быть прощенные. И еще: всегда верьте в своего ребенка. Если не верить в своего ребенка, он не поверит в свои возможности, и едва ли будет успешен в жизни.
А сейчас разберем несколько конкретных ситуаций из семейного воспитания.
Вике шестой год. Она хочет быть похожей на свою маму, подражает ее движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: «Я вся в маму». Также как мама девочка нежно относится к своей маленькой сестренке, заботливо укрывает ее, играет с ней, обращается приветливым тоном. Зато тон обращения с бабушкой у Вики совсем другой: пренебрежительный: «Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают». Эту фразу часто произносит мама, а девочка ее повторяет.
О чем необходимо помнить в общении с детьми?
Почему воспитание детей надо начинать с самовоспитания?
Дети полностью копируют поведение и поступки взрослого. В данном случае-мать не воспитана, подала дочке дурной пример.
В таких случаях следует останавливать детей тактично, объяснять правила приличия и культурного поведения при общении со взрослыми и незнакомыми детьми.
А теперь наша заключительная рубрика «Словарик нравственности».
Мы часто говорим «Нравственное воспитание» - это активный процесс формирования нравственных чувств, привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
«Привычка» - это потребность человека совершать определенные действия. Есть нравственные привычки (хорошие, полезные) –здороваться, чистить зубы по утрам. Есть вредные привычки (сосать палец, брать в рот грязные предметы).
Все слышали выражение «Моральный облик» - поступки и поведение, умение соблюдать нормы морали вопреки собственной выгоде и интересам при отсутствии к
контроля .
Первые нравственные понятия, регулирующие поведение ребенка: «можно», «нельзя», «надо». Понятие «нельзя» вводится на первом году жизни, когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь. Когда ребенок начинает обретать способность к волевым усилиям, необходимо ввести понятие «надо». Оно означает: «Ты не хочешь делать, но это необходимо, надо для тебя и окружающих».
В заключении я хочу сказать мудрую мысль: «Если не воспитаны разумные привычки и навыки – значит воспитаны другие, и надо уже не воспитывать, а перевоспитывать, а это всегда значительно труднее, а иногда и невозможно». А.С.Макаренко.
Работа с памяткой для родителей и ее обсуждение
Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.
Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
Не говорите о своих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребенку.
Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.
Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.
Помните, что поведение-это зеркало, в котром отражается истинный облик каждого!