Пояснительная записка |
1. | Автор (ФИО, должность) | Кириленко Надежда Андреевн, учитель начальных классов |
2. | Название ресурса | Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы». |
3. | Вид ресурса | Классное руководство |
4. | Предмет, УМК | Семья |
5. | Цель и задачи ресурса | Цель: формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости. Задачи: обсудить проблему плохой успеваемости; ознакомить родителе с причинами плохой успеваемости; помочь в поиске повышения успеваемости учащихся. |
6. | Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс | 1-4 классы |
7. | Программа, в которой создан ресурс | Microsoft Office PowerPoint 2007; Word |
8. | Методические рекомендации по использованию ресурса | Данные материалы помогут учителям начальных классов в подготовке и проведении родительского собрания. |
9. | Источники информации (обязательно!) |
| Богданова,О.С.,Петрова, В.Н. Методика воспитательной работы в начальных классах.-М.,1989. Дьяченко,Г.Т. Родительские собрания в начальной школе.-В.,2005 Макаренко,А.С. Книга для родителей.-М.,1983. Макаренко,А.С. Cемейное воспитание.-В7т.Т.4-М.,1957 |
Автор: Кириленко Н. А., учитель начальных классов
МБОУ «Партизанская ОШ»
Республика Крым
Родительское собрание
«Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы.»
Слайд 2
Цель: формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости.
Слайд 3
Задачи: обсудить проблему плохой успеваемости; ознакомить родителе с причинами плохой успеваемости; помочь в поиске повышения успеваемости учащихся.
I.Подготовительный этап.
Проконсультироваться с психологом о причинах неуспеваемости детей.
Провести анкетирование детей с целью изучения мотивации к учению, сформированности познавательных интересов, взаимоотношений в классе.
Приготовить классный журнал для ознакомления родителей, тетради, поделки, рисунки, выполненные на уроках.
Изучить межличностные отношения методом социометрии.
II. Знакомство с темой.
( Перед собранием родителей посадить в круг, лицом друг к другу.)
Классный руководитель. Уважаемые родители! Сегодня мы с вами попробуем обсудить проблему успеваемости обучающихся. Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поиске знаний. Но как мы расстраиваемся. Когда дети приносят плохие отметки вопреки нашим ожиданиям. Возникает вопрос: почему мой ребенок учится слабо?
( Далее родители по очереди зада ют вопрос, который они хотели задать или часто задают своему ребенку по поводу учебы. Например: почему ты до сих пор не сделал уроки? После этого можно сесть за парты.)
III. Этап педагогического всеобуча.
Классный руководитель.
Слайд 4
Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:
Те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
Те, кто не могут и не хотят;
Те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.
Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет от позиций учителя, и от терпения родителей, и от самого ученика.
Слайд 5
Почему же учиться трудно?
Вот первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.
У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
Слайд 6
Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
Ригидность психики, т.е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.
Слайд 7
Специфические расстройства. Дислексия- трудности с овладением чтением( путает похоже буквы – Е, З). Дисграфия – путает парные звонкие и глухие согласные. Дискалькулия – трудности в овладении арифметическими знаниями. Дефицит внимания- неспособность удерживать внимание сосредоточенным на чем-либо, что нужно усвоить, в течение требуемого на это времени. Гиперактивность- чрезмерная активность; слабый контроль побуждений.
Нарушения зрения, слуха.
Слайд 8
Преобладание у ребенка одного канала получения знаний, например, двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.
Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.
Слайд 9
( далее следует работа в группах. Родители обсуждают вопрос «Почему дети могут, но не хотят учиться?»В группах распределяются роли: один родитель записывает мнения, второй вслух читает эти мнения, третий следит за временем.)
Как ни странно это прозвучит для старше тридцати, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простым причинам:
Слайд 10
1 .Они совершенно не знают для чего это нужно.
2 .Наши дети не такие, какими были мы. Это банальна истина, но в быту она часто забывается. Наши дети больше отличаются от нас, чем мы отличались от своих родителей. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы, которые как-то затрагивали нас, до них часто просто не доходят. 15-20 лет назад понятие какого-то «долга» было тем не менее вполне действенной реальностью. Отец говорил сыну: «Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и все! Вот я , думаешь, хочу каждый день на работу в полшестого вставать и на завод идти?! Однако иду. Потому что должен. И ты должен – учиться!» И за этим парадоксальным ,в общем-то утверждением и для отца, и для сына стояла какая-то реальность. Сын, наблюдая жизнь отца и окружающих людей, смутно понимал, о чем идет речь и, по крайней мере, не отбрасывал объяснения отца.
3. Для сегодняшних детей объяснение о том , что они должны учиться,- пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно( зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) «устроились» в жизни. К тому же дети, младше 14 лет , в большинстве своем не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через 5-6 лет, да еще как- то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для их разума.
4. Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные , и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им просто не интересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае ( если ребенок действительно одарен) – подыскать специальную школу.
5. Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. Ребенок претендует на роль лидера, но нет сил или способностей вести за собой других. Ребенок попал между двумя «группировками», не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, все время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришел новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников, не отвечая на неуклюжие «подначки», попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой ребенок становится козлом отпущения и, как следствие этого, не может хорошо учиться не хочет идти в школу.
Слайд 11
Нередки случаи, когда причиной школьных бед становится семейная ситуация, дефекты семейного воспитания и это не обязательно в неблагополучных семьях. Детский психолог М.И. Буянов выделяет такие типы дефектов семейного воспитания:
Воспитание по типу Золушки, когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно относятся к детям, предъявляя к ним повышенные требования, не давая нужной ласки и теплоты. Это дети забитые, робкие, вечно боящиеся избиений.
Воспитание по типу кумира семьи. В таких семьях все требования детей выполняются, вся жизнь семьи сосредоточена только вокруг их желаний и прихотей. Дети растут капризными, своевольными, упрямыми, не признающими запретов. Не понимающими ограниченности возможностей родителей. Эгоизм. Наплевательское отношение к своим обязанностям, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим – следствие такого воспитания.
Гиперопека., Ребенка лишают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают развернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают нерешительными. Слабовольными, неприспособленными к жизни, они привыкли. Что за них кто-то все будет решать и делать.
Гипоопека. ( гипо –« мало»). Такой вариант воспитания,когда родитель предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навык социальной жизни, не обучает его пониманию того, «что такое хорошо» и « что такое плохо».
Слайд 12
6. Эти и многие другие ситуации объясняют одно – неумение ребенка наладить адекватные отношения со сверстниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит оно от того, что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов ученика с одноклассниками и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в других случаях , здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно опереться ( например, ребенок прекрасно общается со сверстника на даче), и оказать ребенку всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда преимущественно беда, а не вина сына или дочери. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том в обвинить его самого и других .
IV Обсуждение проблемы.
( Родители обсуждают проблему, делятся опытом)
Классный руководитель. Вполне очевидно, что нежелание заниматься – проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления на детей. Если оно усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям школьника сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять , что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.
Прежде чем упрекать сына или дочку в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать им необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка ( пусть даже заслуженно) – интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный , встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.
Подведение итогов.
Классный руководитель
Слайд 13
Так что же делать? Единственный выход – каждый день , при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане «взять и съесть», а в плане « понять». И это понимание ( и в конечном счете – управление) может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку примерах. Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство их них абсолютно не представляют себе, что это такое. Объясните им. Сумеете доказать, что бизнес- это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую – управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен, как невозможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики.
Возможные решения
Обсудить причины неуспеваемости ребенка с членами семьи.
Стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интереснее, богаче.
Анкета для учащихся
Тебе нравится ходить в школу?
А) да б) нет
2. Ты чувствуешь себя в школе :
А) в безопасности б) ты боишься
3. У тебя возникают конфликты с одноклассниками?
А) никогда б) иногда в) часто
4. У тебя возникают конфликты с учителем?
А) никогда б) иногда в) очень часто
5. У тебя возникают конфликты с родителями?
А) никогда б) иногда в) очень часто
6) Что тебе нравится на уроках:
7) Что тебя беспокоит в школе?
8) Чтобы ты поменял в школе?