kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание в 3 классе "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."

Нажмите, чтобы узнать подробности

- У каждого из ваших детей за период обучения в школе возникли какие – либо трудности в школе: в письме или чтении, в счёте или в поведении, в общении со взрослыми или сверстниками. Мне бы хотелось сегодня поговорить о трудностях  обучения письму и чтению.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 3 классе "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."»


Родительское собрание.


Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.



Выступление Макаркиной Н. П.., учителя начальных классов.


Тема выступления:

«Трудности при обучении письму и чтению».




План – конспект выступления.


Основные рассматриваемые вопросы.

1. Причины трудностей обучения письму и чтению.


2.Трудности обучения письму и чтению медлительных детей.


3. Работа по организации помощи при трудностях в обучении.


4. Рекомендации родителям учащихся.



  1. Причины трудностей обучения письму и чтению.


- У каждого из ваших детей за период обучения в школе возникли какие – либо трудности в школе: в письме или чтении, в счёте или в поведении, в общении со взрослыми или сверстниками. Мне бы хотелось сегодня поговорить о трудностях обучения письму и чтению.

Ведь не секрет, у многих учеников нашего класса выраженное нарушение письма (буквы неровные, разнонаклонные, нарушена конфигурация, соотношение элементов, отмечается зеркальное выполнение некоторых букв, причём домашние работы, как правило, выполнены лучше, чем классные, диктанты пишут с ошибками.) Читают слова, предложения также с ошибками, не умеют выделять главную мысль текста, не умеют пересказывать содержание.

- Каковы же причины?


При анализе причин трудностей обучения письму и чтению, как правило, выделяются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы.

К внешним причинам относятся экологические (внешнесредовые) условия жизни, социокультурные (дефицит внимания к развитию ребёнка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности) и школьные факторы риска (стресс, интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований).





К внутренним (эндогенным) причинам возникновения школьных проблем относят функциональное развитие ребёнка, его психофизиологические особенности, нарушения в развитии определённых систем. Это генетические факторы, нарушения пре- и постнатального развития (патология беременности, родов, раннего развития). Нарушения нейросенсорного развития (дисфункции мозга; несформированность коры, регуляторных структур мозга). Возрастная несформированность познавательного развития.


У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения может быть низкая, неустойчивая работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, низкая познавательная активность. Фактически обучение письму и чтению начинается, когда у значительной части детей

(до 70 %) ещё недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции сложных видов деятельности

(а письмо и чтение – это сложные виды произвольной деятельности), требующей концентрации внимания, программирования и текущего контроля деятельности.

Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребёнку.


Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твёрдые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения.

Так же можно описать и процесс чтения, при котором ребёнок хорошо должен воспринимать, различать и дифференцировать все буквенные знаки, уметь переводить их в звуки, складывать из них слова, понимать и знать смысл слов, правильно выделять грамматическую структуру письменной речи и понимать смысл читаемого текста.

Важно подчеркнуть, что обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи.


К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков, и в этих случаях несоответствие методики и неадекватные требования дают ещё больший негативный эффект. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребёнка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребёнку, зависит успех любой помощи.

Следует разделять понятия «школьные трудности» и «неуспеваемость». Результатом невнимания к школьным трудностям является, как правило, нарушение состояния здоровья, особенно нервно – психической сферы школьников. Это связано с постоянным ощущением неудач, сопровождающихся эмоциональным и функциональным напряжением, повышенной тревожностью, страхами унижения, наказания…

В практике школы неуспеваемость часто рассматривается не как результат комплексного действия школьных факторов риска, а как неспособность ребёнка



к обучению при недостаточном старании, лени и т.п.

Учёба – это новые условия жизни, новый вид деятельности, новые нагрузки и новые требования. Школа, педагог, родители должны быть готовы к этим проблемам, должны уметь помочь детям и главное – должны адекватно реагировать на проблемы.

Многие считают, что необходима усиленная тренировка, упражнения – «может же, когда хочет». Психологи – необходимо повысить мотивацию, «чтобы старался».

Но, оказывается, причины здесь совсем другие. Необходимо обратить внимание на характер нарушений. Зеркальное письмо, например, свидетельствует о явном нарушении зрительно- пространственного восприятия, требующее специальной коррекции. Учитывать нужно и индивидуальный темп деятельности ребёнка и общий темп работы на уроке.

Ситуация иногда осложняется и такой незначительной на первой взгляд причиной – ребёнок неправильно держит ручку. Это сковывает движения, а в сочетании с трудностями зрительно – пространственного восприятия приводит к резкому ухудшению качества письма и быстрому утомлению.

Категорически запрещено учить этих детей писать безотрывно, нужно усилить внимание при изучении каждой буквы, расположение её частей, направление штрихов. Не следует торопить их, нужно дать им возможность писать в «большой строке» (микродвижения для таких детей просто непосильны) и медленно.


Трудности концентрации внимания, несформированность зрительно – пространственного восприятия и зрительной памяти, нарушение фонетико – фонематического восприятия способны резко увеличивать паузы при чтении, а значит резко снижать скорость чтения. При требовании «читать быстрее», нарушается механизм чтения – ребёнок плохо дифференцирует (путает) буквы, неверно проводит фонемный анализ, затрудняется в воссоздании звукового образа слова и в результате читает с ошибками.

Он успевает отдифференцировать лишь первые 2 -3 буквы слова, а остальные угадывает (очень часто неверно), и ему приходится начинать чтение заново.

Многократные угадывания, повторный анализ слов приводят к тому, что формирование навыка чтения «застревает» на втором этапе, не позволяя осознавать семантику слов, нарушая восприятие текста. Такие дети читают, не понимая, и в основной, и в старшей школе, а формировать навык чтения заново очень сложно.


Формируя навык чтения, следует помнить, что техника чтения, скорость чтения важны не сами по себе, а только как основа понимания текста.



2. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей.


- В то же время в нашем классе есть дети, которые не имеют никаких трудностей кроме медленного темпа деятельности, но уже вскоре и они набирают целый букет трудностей. Это трудности медлительных детей.

Характер трудностей в письме и чтении очень типичен и характерен для




медлительных детей с хорошим развитием всех познавательных функций: не успевают за темпом работы класса, выполняют часть заданий, все контрольные работы – неудовлетворительные. Чтение – медленный, неровный темп, пропуски, «теряют слова, строку», плохо пересказывают то, что читают сами, и хорошо то, что слушают.

Медлительные дети не успевают «ухватить», понять, осмыслить даже то, что происходит на уроке, и поэтому весь процесс формирования навыка письма тормозится.

Ещё сложнее тем детям, а таких много среди медлительных. Которые в силу индивидуальных особенностей не могут программировать своё действие, составить его план, имеют какие – либо задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать свои движения и управлять ими. Но особая трудность – «что и как писать» - возникает у медлительных детей в силу того, что они просто не могут воспринять информацию, успеть переключиться с предыдущей деятельности. Эти дети словно не видят конфигурацию буквы, соотношения её частей, путают правые и левые части букв, «не видят строку». Буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различать элементы букв, умение выделять соотношения частей, понимания расположения этих элементов на строке, их сочетания и последовательности – первый шаг в обучении. Однако медлительный ребёнок, стараясь успеть за всеми, мало внимания обращает на то, что у него получается: главное – успеть, не отстать. Всё это не способствует правильному формированию навыка письма. Вполне понятно, что почерк будет всё хуже, а «не успел» будет возникать всё чаще.


У ребёнка два выхода – писать либо красиво в соответствии с требованиями каллиграфии ( но тогда – медленно), либо быстро, как необходимо учителю при определённом темпе работы всего класса, но тогда появляются дрожание линии от чрезмерного напряжения, дополнительные штрихи, нарушается конфигурация букв, из- за дефекта времени осложняется звуко- буквенный анализ, появляются ошибки, а в дальнейшем тот же дефицит времени не даст возможность выполнить необходимое правило. Постоянное отсутствие достаточного времени на звуко- буквенный анализ не просто затрудняет письмо, а создаёт условия, в которых грамотное письмо невозможно.

Ещё один камень преткновения медлительных детей – чтение, и даже не столько чтение само по себе, сколько чтение вслух «на скорость». Порой медлительный ребёнок не может осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки. Чтение вслух требует фиксированного внимания к произношению слов, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, теряется связь слов, понимание текста.


- Чем же можно помочь таким детям?

Выход вроде бы прост: позволить ребёнку работать в нужном ему темпе. Но программа для всех детей одинакова, и учитель не всегда находит возможность сократить объём работы для вашего ребёнка. Но при приготовлении домашних заданий не следует ограничивать ребёнка во времени, подгонять и, тем более,

упрекать. Он и так всегда чувствует себя виноватым из – за постоянных неуспехов.




3. Работа по организации помощи при трудностях в обучении.

Основные принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.

1)Любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.

2) Коррекция комплексных трудностей – многоаспектная задача, следова­тельно, для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.

3) Помощь детям со школьными проблемами. Это помощь, при которой кор­ректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их.

4) Системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация кон­фликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.

5) Организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи, включающая:

– наблюдение и анализ возникающих проблем, определение причин школьных трудностей;

– консультации специалистов;

– четкое определение целей и конкретных задач помощи;

– составление индивидуального плана организации работы комплексной помощи (с учетом инди­видуальных особенностей работоспособности и состояния здоровья);

– составление индивидуального плана обучения (для детей с прогнозом школьных трудностей);

– опору при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций (в системе специальных занятий);

– постепенность (пошаговость) освоения учебного материала;

– переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего (индивидуальный темп обучения);

– регулярное повторение пройденного материала;

– независимую оценку результатов работы и функционального состояния ребенка не реже двух раз в год.

Главным условием эффективности помощи при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно вернуться к элемен­там предварительной подготовки, выяснить, все ли освоил ребенок. Если нет, надо начинать с того, что вызывает затруднение, так как неправильная посадка, неправильное положение ручки, неумение дифференцировать строку и т.п. могут стать непреодолимым препятствием в процессе обучения.



Необходим анализ процесса обучения. Например, ребенок плохо пишет. Нужно прежде всего про­верить, хорошо ли он освоил пройденные буквы. Если он пишет буквы легко и безошибочно, можно переходить к списыванию, письму под диктовку, но если написание букв вызывает затруднение, то нужно вернуться к этому этапу обучения и только освоив его переходить к следующему этапу.

Не менее важным в процессе работы при трудностях обучения является регулярное повторение пройденного материала: через 1–2 дня первый цикл повторе­ния, через 10 дней – второй цикл повторения, через 4 недели – третий цикл. Это позволяет многократ­но возвращаться к тому, что вызывает затруднение, закреплять и восстанавливать в памяти.

Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекоменду­ется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические рас­стройства).


4. Рекомендации родителям учащихся.


Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних за­даний (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимо­действовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:

  • успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;

  • работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;

  • начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе – с 10–15 минут);

  • необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или прои­зошли какие-то особые события;

  • во время занятий через 15 –20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упраж­нения на расслабление;

  • начинать занятия следует с игровых упражнений;

  • в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все по­лучилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.

Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, из-за болезни или после нее). Отсут­ствие психологических трудностей влияния большого коллектива, регламентированного режима, зна­чительных статических нагрузок, то есть всего комплекса школьных нагрузок, позволяет с большой пользой использовать довольно короткое время лишь для учебных занятий, а индивидуальная работа дает возможность учесть все особенности ребёнка.



























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родительское собрание в 3 классе "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."

Автор: Макаркина Надежда Петровна

Дата: 11.11.2019

Номер свидетельства: 526572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Преемственность в обучении математики "
    ["seo_title"] => string(42) "prieiemstviennost-v-obuchienii-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "166878"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423016452"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "obiespiechieniie-prieiemstviennosti-doshkol-nogho-i-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "212889"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948732"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства