Родительское собрание в 3 классе "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."
Родительское собрание в 3 классе "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."
- У каждого из ваших детей за период обучения в школе возникли какие – либо трудности в школе: в письме или чтении, в счёте или в поведении, в общении со взрослыми или сверстниками. Мне бы хотелось сегодня поговорить о трудностях обучения письму и чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 3 классе "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."»
Родительское собрание.
Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.
Выступление Макаркиной Н. П.., учителя начальных классов.
Тема выступления:
«Трудности при обучении письму и чтению».
План – конспект выступления.
Основные рассматриваемые вопросы.
1. Причины трудностей обучения письму и чтению.
2.Трудности обучения письму и чтению медлительных детей.
3. Работа по организации помощи при трудностях в обучении.
4. Рекомендации родителям учащихся.
Причины трудностей обучения письму и чтению.
- У каждого из ваших детей за период обучения в школе возникли какие – либо трудности в школе: в письме или чтении, в счёте или в поведении, в общении со взрослыми или сверстниками. Мне бы хотелось сегодня поговорить о трудностях обучения письму и чтению.
Ведь не секрет, у многих учеников нашего класса выраженное нарушение письма (буквы неровные, разнонаклонные, нарушена конфигурация, соотношение элементов, отмечается зеркальное выполнение некоторых букв, причём домашние работы, как правило, выполнены лучше, чем классные, диктанты пишут с ошибками.) Читают слова, предложения также с ошибками, не умеют выделять главную мысль текста, не умеют пересказывать содержание.
- Каковы же причины?
При анализе причин трудностей обучения письму и чтению, как правило, выделяются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы.
К внешним причинам относятся экологические (внешнесредовые) условия жизни, социокультурные (дефицит внимания к развитию ребёнка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности) и школьные факторы риска (стресс, интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований).
К внутренним (эндогенным) причинам возникновения школьных проблем относят функциональное развитие ребёнка, его психофизиологические особенности, нарушения в развитии определённых систем. Это генетические факторы, нарушения пре- и постнатального развития (патология беременности, родов, раннего развития). Нарушения нейросенсорного развития (дисфункции мозга; несформированность коры, регуляторных структур мозга). Возрастная несформированность познавательного развития.
У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения может быть низкая, неустойчивая работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, низкая познавательная активность. Фактически обучение письму и чтению начинается, когда у значительной части детей
(до 70 %) ещё недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции сложных видов деятельности
(а письмо и чтение – это сложные виды произвольной деятельности), требующей концентрации внимания, программирования и текущего контроля деятельности.
Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребёнку.
Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твёрдые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения.
Так же можно описать и процесс чтения, при котором ребёнок хорошо должен воспринимать, различать и дифференцировать все буквенные знаки, уметь переводить их в звуки, складывать из них слова, понимать и знать смысл слов, правильно выделять грамматическую структуру письменной речи и понимать смысл читаемого текста.
Важно подчеркнуть, что обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи.
К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков, и в этих случаях несоответствие методики и неадекватные требования дают ещё больший негативный эффект. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребёнка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребёнку, зависит успех любой помощи.
Следует разделять понятия «школьные трудности» и «неуспеваемость». Результатом невнимания к школьным трудностям является, как правило, нарушение состояния здоровья, особенно нервно – психической сферы школьников. Это связано с постоянным ощущением неудач, сопровождающихся эмоциональным и функциональным напряжением, повышенной тревожностью, страхами унижения, наказания…
В практике школы неуспеваемость часто рассматривается не как результат комплексного действия школьных факторов риска, а как неспособность ребёнка
к обучению при недостаточном старании, лени и т.п.
Учёба – это новые условия жизни, новый вид деятельности, новые нагрузки и новые требования. Школа, педагог, родители должны быть готовы к этим проблемам, должны уметь помочь детям и главное – должны адекватно реагировать на проблемы.
Многие считают, что необходима усиленная тренировка, упражнения – «может же, когда хочет». Психологи – необходимо повысить мотивацию, «чтобы старался».
Но, оказывается, причины здесь совсем другие. Необходимо обратить внимание на характер нарушений. Зеркальное письмо, например, свидетельствует о явном нарушении зрительно- пространственного восприятия, требующее специальной коррекции. Учитывать нужно и индивидуальный темп деятельности ребёнка и общий темп работы на уроке.
Ситуация иногда осложняется и такой незначительной на первой взгляд причиной – ребёнок неправильно держит ручку. Это сковывает движения, а в сочетании с трудностями зрительно – пространственного восприятия приводит к резкому ухудшению качества письма и быстрому утомлению.
Категорически запрещено учить этих детей писать безотрывно, нужно усилить внимание при изучении каждой буквы, расположение её частей, направление штрихов. Не следует торопить их, нужно дать им возможность писать в «большой строке» (микродвижения для таких детей просто непосильны) и медленно.
Трудности концентрации внимания, несформированность зрительно – пространственного восприятия и зрительной памяти, нарушение фонетико – фонематического восприятия способны резко увеличивать паузы при чтении, а значит резко снижать скорость чтения. При требовании «читать быстрее», нарушается механизм чтения – ребёнок плохо дифференцирует (путает) буквы, неверно проводит фонемный анализ, затрудняется в воссоздании звукового образа слова и в результате читает с ошибками.
Он успевает отдифференцировать лишь первые 2 -3 буквы слова, а остальные угадывает (очень часто неверно), и ему приходится начинать чтение заново.
Многократные угадывания, повторный анализ слов приводят к тому, что формирование навыка чтения «застревает» на втором этапе, не позволяя осознавать семантику слов, нарушая восприятие текста. Такие дети читают, не понимая, и в основной, и в старшей школе, а формировать навык чтения заново очень сложно.
Формируя навык чтения, следует помнить, что техника чтения, скорость чтения важны не сами по себе, а только как основа понимания текста.
2. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей.
- В то же время в нашем классе есть дети, которые не имеют никаких трудностей кроме медленного темпа деятельности, но уже вскоре и они набирают целый букет трудностей. Это трудности медлительных детей.
Характер трудностей в письме и чтении очень типичен и характерен для
медлительных детей с хорошим развитием всех познавательных функций: не успевают за темпом работы класса, выполняют часть заданий, все контрольные работы – неудовлетворительные. Чтение – медленный, неровный темп, пропуски, «теряют слова, строку», плохо пересказывают то, что читают сами, и хорошо то, что слушают.
Медлительные дети не успевают «ухватить», понять, осмыслить даже то, что происходит на уроке, и поэтому весь процесс формирования навыка письма тормозится.
Ещё сложнее тем детям, а таких много среди медлительных. Которые в силу индивидуальных особенностей не могут программировать своё действие, составить его план, имеют какие – либо задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать свои движения и управлять ими. Но особая трудность – «что и как писать» - возникает у медлительных детей в силу того, что они просто не могут воспринять информацию, успеть переключиться с предыдущей деятельности. Эти дети словно не видят конфигурацию буквы, соотношения её частей, путают правые и левые части букв, «не видят строку». Буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различать элементы букв, умение выделять соотношения частей, понимания расположения этих элементов на строке, их сочетания и последовательности – первый шаг в обучении. Однако медлительный ребёнок, стараясь успеть за всеми, мало внимания обращает на то, что у него получается: главное – успеть, не отстать. Всё это не способствует правильному формированию навыка письма. Вполне понятно, что почерк будет всё хуже, а «не успел» будет возникать всё чаще.
У ребёнка два выхода – писать либо красиво в соответствии с требованиями каллиграфии ( но тогда – медленно), либо быстро, как необходимо учителю при определённом темпе работы всего класса, но тогда появляются дрожание линии от чрезмерного напряжения, дополнительные штрихи, нарушается конфигурация букв, из- за дефекта времени осложняется звуко- буквенный анализ, появляются ошибки, а в дальнейшем тот же дефицит времени не даст возможность выполнить необходимое правило. Постоянное отсутствие достаточного времени на звуко- буквенный анализ не просто затрудняет письмо, а создаёт условия, в которых грамотное письмо невозможно.
Ещё один камень преткновения медлительных детей – чтение, и даже не столько чтение само по себе, сколько чтение вслух «на скорость». Порой медлительный ребёнок не может осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки. Чтение вслух требует фиксированного внимания к произношению слов, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, теряется связь слов, понимание текста.
- Чем же можно помочь таким детям?
Выход вроде бы прост: позволить ребёнку работать в нужном ему темпе. Но программа для всех детей одинакова, и учитель не всегда находит возможность сократить объём работы для вашего ребёнка. Но при приготовлении домашних заданий не следует ограничивать ребёнка во времени, подгонять и, тем более,
упрекать. Он и так всегда чувствует себя виноватым из – за постоянных неуспехов.
3. Работа по организации помощи при трудностях в обучении.
Основные принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.
1)Любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.
2) Коррекция комплексных трудностей – многоаспектная задача, следовательно, для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.
3) Помощь детям со школьными проблемами. Это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их.
4) Системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.
5) Организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.
В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи, включающая:
– наблюдение и анализ возникающих проблем, определение причин школьных трудностей;
– консультации специалистов;
– четкое определение целей и конкретных задач помощи;
– составление индивидуального плана организации работы комплексной помощи (с учетом индивидуальных особенностей работоспособности и состояния здоровья);
– составление индивидуального плана обучения (для детей с прогнозом школьных трудностей);
– опору при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций (в системе специальных занятий);
– постепенность (пошаговость) освоения учебного материала;
– переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего (индивидуальный темп обучения);
– регулярное повторение пройденного материала;
– независимую оценку результатов работы и функционального состояния ребенка не реже двух раз в год.
Главным условием эффективности помощи при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно вернуться к элементам предварительной подготовки, выяснить, все ли освоил ребенок. Если нет, надо начинать с того, что вызывает затруднение, так как неправильная посадка, неправильное положение ручки, неумение дифференцировать строку и т.п. могут стать непреодолимым препятствием в процессе обучения.
Необходим анализ процесса обучения. Например, ребенок плохо пишет. Нужно прежде всего проверить, хорошо ли он освоил пройденные буквы. Если он пишет буквы легко и безошибочно, можно переходить к списыванию, письму под диктовку, но если написание букв вызывает затруднение, то нужно вернуться к этому этапу обучения и только освоив его переходить к следующему этапу.
Не менее важным в процессе работы при трудностях обучения является регулярное повторение пройденного материала: через 1–2 дня первый цикл повторения, через 10 дней – второй цикл повторения, через 4 недели – третий цикл. Это позволяет многократно возвращаться к тому, что вызывает затруднение, закреплять и восстанавливать в памяти.
Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекомендуется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические расстройства).
4. Рекомендации родителям учащихся.
Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:
успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;
работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе – с 10–15 минут);
необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
во время занятий через 15 –20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
начинать занятия следует с игровых упражнений;
в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.
Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, из-за болезни или после нее). Отсутствие психологических трудностей влияния большого коллектива, регламентированного режима, значительных статических нагрузок, то есть всего комплекса школьных нагрузок, позволяет с большой пользой использовать довольно короткое время лишь для учебных занятий, а индивидуальная работа дает возможность учесть все особенности ребёнка.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(207) "Родительское собрание : Трудности обучения письму и чтению в первом классе начальной школы и пути их преодоления"
["seo_title"] => string(80) "roditelskoe_sobranie_trudnosti_obucheniia_pismu_i_chteniiu_v_pervom_klasse_nacha"
["file_id"] => string(6) "562240"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1604343411"
}
}