Родительское собрание на тему "Семья и талант доброты"
Родительское собрание на тему "Семья и талант доброты"
Вниманию родителей предлагаются ответы на следующие вопросы: Сколько друзей должно быть у моего ребенка? Какого возраста они должны быть? Нужно ли вмешиваться в их отношения? и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Семья и талант доброты"»
Тема: «Семья и талант доброты»
Видеоролик «Рассуждения о дружбе детей»
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня с вами?
– Вы слышали рассуждения детей о дружбе. Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг.
- Сколько друзей должно быть у моего ребенка? Какого возраста они должны быть? Нужно ли мне вмешиваться в их отношения? Все эти вопросы задают родители, когда их чадо встает на путь формирования отношений со сверстниками. Какова же роль родителей в том, с кем будет дружить их ребенок?
Получить ответы на эти вопросы мы и попробуем сегодня.
Согласитесь, что дружба и доброта - два рядом стоящих понятия.
Каждый день воспитывая своих детей мы дарим им частичку своего тепла, своего доброго сердца. А что значит быть добрым? (Всловаре Ожегова определение доброты. Слайд)
Ваши дети правильно понимают , что такое доброта, но не всегда поступки бывают добрыми. Дети не всегда умеют договориться, уступить друг другу, не любят и не хотят извиняться, прощать друг друга. Бывают даже агрессивны, радуются , если ругают другого. Важнейшим условием успешного воспитания доброты является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Мы должны с вами учить ребёнка быть внимательным к окружающим, уметь сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки. Вы являетесь для ребенка образцом для подражания. Ваши поступки, беседы играют большую роль в воспитании. В каждой семье есть свой опыт воспитания доброты и общения с окружающими.
Нельзя воспитывать доброту только запретами. Порой мы чаще говорим , что нельзя делать. А почему нельзя и как правильно поступить не объясняем, не хватает времени. И вот что получается.
Упражнение «Связанный ребенок»
Что слышат чаще всего наши дети?
Не бегай, не прыгай, не упади!
( связать ноги)
Не трогай то, не трогай это.
(связать руки)
Не слушай, это не для твоих ушей!
( завязать уши)
Не кричи, не разговаривай громко!
(завязать рот)
Не смотри этот фильм!
( завязать глаза)
- Как вы себя чувствуете?
- А если ваш ребенок послушный и выполняет все ваши запреты, - вот что получается.
Да он не знает, а что же можно делать?
Запретов не должно быть много. Они должны объясняться, почему нельзя и сопровождаться беседой, как поступить правильно. Всему этому нужно учить с самого раннего детства.
Наверняка, вы сейчас скажете, что именно так мы и делаем. Правильно .Представления о доброте и дружбе формируются в детстве. Но для малышей друг – просто партнер в играх. А вот дети от 7 до 9 лет начинают осознавать уже чувства другого плана.
Приход в школу всё меняет в жизни ребёнка : отношения с взрослыми и сверстниками, виды деятельности, общение. И то, как себя ребёнок ощущает среди товарищей, очень важно для него. В случаях, когда у ребёнка проблемы в общении со сверстниками, обязанность родителей – дать ему эмоциональную поддержку и предложить пути конструктивного решения проблемы, не вмешиваясь «напрямую». Иначе ребёнок привыкает с любой несправедливостью идти к взрослым. А сам решать свои проблемы не учится. Как помочь родителям осознать это? Все родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими.
Способность к общению – это дар или то, чему можно научиться? Ребёнок учится в семье, в школе и в общении со взрослыми. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. «Ну и что,- скажете Вы, – мой всё это умеет и знает. Посмотрите, как охотно и хорошо он общается.»
Но практически у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без стеснения и конфликтов общаться. Так давайте поможем нашим детям пройти необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.
Цель нашего собрания – овладеть приёмами взаимодействия родителей с детьми, которые помогут ребятам развить свои способности в общении.
Сейчас мы попробуем в какой-то степени окунуться в детство и поиграть. На такие серьёзные вопросы, которые стоят перед нами на собрании, нам поможет ответить игра. Кто-то из Вас попытается оказаться на месте ребёнка, кто-то на месте взрослых. Надеюсь, эта работа будет для нас увлекательной и плодотворной.
Работа в группах
Займите, пожалуйста, места за столом, соответствующим цвету карточки вашей команды. У Вас на столах находятся таблички того же цвета – переверните их и прочитайте надпись на обратной стороне. Озвучьте, что прочитали. Эти фразы не случайны. «Я хочу» — означает желание человека вступить в контакт с окружающими. «Я знаю» — говорит о том, что человек знает правила и нормы, которым необходимо следовать при общении. «Я могу» — это конкретные умения. Может ли человек применять их на практике. - Сейчас каждая команда получит своё творческое задание.
Выслушайте, пожалуйста, задания для всех команд. Команда «Я хочу». Вам предстоит выполнить упражнение, которое называется «С кем дружить». Для этого необходимо письменно или устно составить словесный портрет друга для вашего ребёнка. Выполнять задание Вы будете на листе №1.
Следующее задание для команды «Я знаю». получает на листе №2 определённый набор ситуаций, которые необходимо конструктивно разрешить с позиции ребёнка.
Команда «Я могу» получает на листе №3 определённый набор ситуаций, которые необходимо конструктивно разрешить с позиции родителя. . Обсуждение.
Выступление групп. Сейчас Вам предстоит озвучить результаты своей работы. Слово предоставляется команде «Я хочу».(Выступления родителей). - И в дополнение к Вашим суждениям хочется сказать, что сейчас очень велико влияние родителей на выбор, мнение ребёнка. Поэтому будьте очень осторожны, осуждая того или иного друга Вашего ребёнка, отговаривая от дружбы с кем-либо или навязывая дружбу.
Слово предоставляется команде «Я знаю». ( после них сразу же, для сравнения) Слово предоставляется команде «Я могу». (Родители зачитывают ситуации и пути их разрешения)
Ситуации.
Кто - то из одноклассников обозвал ребенка.
Соседка по парте забрала у вашего ребенка новую ручку.
В столовой на ребенка опрокинули стакан с компотом.
Во время занятия на шведской стенке одноклассница случайно задела ногами вашего ребенка.
Даже в одной семье стили поведения взрослых значительно отличаются. Мы даём примеры различного поведения и нельзя требовать от ребёнка своей точной копии. В итоге ребёнок сам выберет тот образец, стиль общения, который подходит только ему. Опираясь, естественно, на Ваш пример. Очень важно здесь, чтобы в семье дети не видели примеров отрицательного поведения – они также могут копироваться.
Конечно, мы понимаем — сколько людей, столько и мнений. И мы в этом ещё раз убедились, выслушивая результаты работы команды «Я могу». Из любой ситуации могут быть разные конструктивные выходы. Как ребёнку понять, правильно ли он поступил? Объясняйте так: «Если после твоего поступка у тебя хорошее настроение, хочется улыбаться и играть – значит, ты принял правильное решение. А если стало грустно, играть не хочется и может быть хочется плакать – значит, выход ты выбрал неправильно.
Теперь мы знаем, что для того, чтобы у ребёнка всё получилось в общении, ему необходимо хотеть вступить в контакт, знать нормы и правила, уметь организовать общение.
Поступив в школу, ребенок начинает больше общаться со сверстниками - с одноклассниками, с соседом по парте, с теми, кто живет рядом, с кем вместе можно идти в школу и домой. Так у него появляются новые друзья. Они начинают играть значительную роль в нравственном формировании младшего школьника. Как складываются и развиваются его отношения с товарищами? Интересуются ли этим родители? Ведь это очень важный момент в жизни ребенка. Во многом характер общения, отношений с товарищами развивает такие качества, как внимание к людям, способность им сочувствовать, помогать. Но этому также надо учить. Родители смогут оказать ребенку нужную помощь, если будут интересоваться, с кем и как дружат сын и дочь. Родители могут показать, как надо дружить, на примерах из произведений детской литературы. Такие произведения, как «Дядя Федор- пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья» Э.Н. Успенского, «Волшебник Изумрудного города» A.M. Волкова, «Три толстяка» Ю.К. Олеши, «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского, дают повод побеседовать с детьми о взаимопомощи, дружбе. Нужно, чтобы дети приглашали друзей домой, тогда родители смогут увидеть, как они общаются, играют, почему ссорятся, как разрешают свои разногласия. Подскажите друзьям, во что можно играть, как в игре налаживать отношения, справедливо распределять роли, решать спорные вопросы.
Некоторые родители неохотно пускают одноклассников ребенка в свой дом. Это большая ошибка. Именно бесконтрольное общение сына или дочери вне дома часто приводит к тяжелым последствиям. Известно немало случаев вовлечения детей в группы малолетних правонарушителей, которыми руководят старшие. Поэтому так важно все время держать контакты младших школьников под контролем, знать не только их товарищей, но, по возможности, и родителей.
Обычно детей объединяет взаимная симпатия. Однако бывает, что симпатию проявляет лишь один из детей, любыми средствами стараясь привлечь к себе внимание того, кому он симпатизирует. Так, второклассница Рая не отходит от своей подруги ни на шаг на перемене, во дворе, она приносит из дому и дарит подруге всевозможные мелочи, конфеты. Последняя их спокойно принимает. Они играют, делают вместе уроки. Родители Раи охотно поддерживают общение девочек, рассчитывая, что подруга, которая хорошо учится, положительно будет влиять на неуспевающую Раю. Родители подруги, наоборот, недовольны, что дочь дружит с такой «бесполезной» девочкой, обсуждают это в присутствии дочери. Таким образом, родители вносят в отношения детей корыстные мотивы (пока, может быть, не очень осознаваемые): дружить надо с тем, с кем «выгодно».
Умение дружить, ценить дружбу, стремление к общению со сверстниками обогащают жизнь ребенка, приносят ему радость, иногда и огорчения, учат находить общие точки соприкосновения, интересы, строить добрые отношения с окружающими. Во многом именно родители определяют характер взаимоотношений детей, которые перенимают пример отношений отца и матери со своими друзьями.
Родители в состоянии оказать детям помощь в организации совместных игр, занятий. С этой целью приобретите игры, в которых должны участвовать несколько человек: настольные игры-соревнования, пинг-понг, бадминтон и др. Если в гости к вашему ребенку пришли друзья, предложите им компот, чай, печенье, бутерброды, какое-нибудь простое блюдо - это тоже объединяет детей. Можно пригласить их на совместную прогулку, в музей, на спортивные состязания. Вашего сына или дочь тоже будут приглашать родители их Друзей.
Нельзя резко отрицательно отзываться о товарищах ребенка, необходимо с уважением, бережно относиться к их дружбе. Возможные ссоры друзей старайтесь рассудить по справедливости, так, чтобы Дети сами пришли к нужному выводу. Побуждайте детей рассказывать вам о своих товарищах, почаще спрашивайте о них.
Как помочь подружиться? Рекомендации родителям: Если вы замечаете, что у вашего ребенка не складываются отношения с одноклассниками, значит, пора с ребенком поговорить «по душам». Ребенок должен чувствовать, что родители - его лучшие друзья. Предложите ему подумать о том, какого друга он хотел бы иметь и является ли он сам таким другом. Ребенок должен понять, что только в том случае, если он сам будет хорошо относиться к людям, они так же будут относиться к нему. Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Евангелие от Матфея (глава 7). Так же, конечно, необходимо учить ребенка основным правилам дружбы. В случае конфликтов давать советы мирного их разрешения. Если у ребенка не ладятся отношения в классе, помочь ему завести новых друзей. Например, в кружках и секциях. Ребенку всегда лучше положить с собой в школу две конфетки, два яблока, чтобы он имел возможность поделиться с другом. Чтобы он не стоял один на перемене, не жевал бы свое яблоко где-то в углу, вдали от всех...
Игра: “Устами младенца”.
Уважаемые родители, вы все когда-то были детьми, не знали многих слов, но объясняли их по-своему. Попробуйте узнать слова по описанию.
Это когда все вместе: мама, папа, сестра и я (семья).
Самый нежный, самый дорогой, самый любимый человек на земле (мама).
Место, где мы все бываем вместе (дом).
За столом утром (завтрак)
Бывает один раз в году, но все его очень любят и ждут (день рождения).
У детей этого половина наполовину. Потому что мама то ругает, то мороженое покупает (счастье)
Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все любят, (ребенок).
В них играют все дети (игрушки).
Это взрослые, но в будущем, когда вырастут, а сейчас они маленького роста (дети).
Вы прекрасно справились с заданием, можно с уверенностью сказать, что вы понимаете своих детей.
Музыкальное задание.
Давайте посмотрим, поёте ли вы песни со своими детьми? Предлагаю узнать, о ком или о чем поется в песне?
Она всё лежит да на солнышко глядит. (Черепаха)
Представьте себе: зелёненький он был. (Кузнечик)
Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. (Антошка)
Он бежит, качается. (Вагон)
Они бегут неуклюже. (Пешеходы)
С нею весело шагать по просторам. (Песня)
От неё становится всем теплее. (Улыбка)
Они были неразлучны, дружили, жили на белом свете. (Взрослые и дети)
Итог работы.
Я благодарю всех Вас работу. Мне очень приятно, что здесь собрались родители, всей душой любящие детей, и готовые им помочь. Главное, чтобы вы сегодня поняли, что…
Детская дружба отличается от дружбы взрослых людей своей чистотой и непредвзятостью. Взрослый человек, так или иначе, ищет от дружбы скрытых выгод, его отношения с кем-то включают в себя жизненный опыт, готовый в любой миг включить защиту. Взрослая дружба более рациональна, детская дружба — интуитивна. Взрослый человек — частично наполненный водой сосуд. По этой причине все, «вливающееся в него», будет смешиваться с тем, что уже содержит сосуд души. Ребенок — еще пока не наполненный душевный сосуд, не содержащий опыт измен и предательств, опыт поиска выгоды и опасения. Дети дружат душой, взрослые — разумом.
- Давайте вместе попробуем вынести решение нашего собрания. Что же мы должны с вами делать, чтобы наши дети умели выбирать друзей, умели ценить и хранить дружбу.
Предлагается выбрать из предложений самые «правильные» и составить проект решения собрания.
Возможное решение родительского собрания:
Читать с ребенком произведения о дружбе, обсудить с ним поступки героев.
Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.
Соблюдать в общении правила дружбы.
Зачитывается решение собрание.
Приложение.
Для первой группы.
Составьте словесный портрет друга для вашего ребёнка.
Кого бы вы хотели видеть другом своего ребёнка?
-только отличника; -хорошего ученика, спокойного, уступающего во всём вашему ребёнку;
-вам всё равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребёнку.
Для 2 группы
Ситуации
Позиция ребёнка
1.Кто - то из одноклассников обозвал ребенка.
2.Соседка по парте забрала у вашего ребенка новую ручку.
– Есть ли у тебя друзья? Как ты понимаешь, что это друзья, а не просто одноклассники?
– Можешь ли ты совершить какой-нибудь поступок ради своего друга?
– Если тебе нужно выбрать подарок для друга, как ты будешь рассуждать при обдумывании его? (Подаришь то, о чем друг давно мечтал? Подаришь что-нибудь не очень нужное тебе? Подаришь что-нибудь, на что хватит денег?)
– Приходит ли твой друг к тебе домой? Знают ли родители о том, с кем ты дружишь?
– У твоих родителей есть друзья? Ты хотел бы иметь таких друзей, когда сам станешь большим?
Учитель. Вот такие мысли находятся в головах ваших детей.
1.Кого из одноклассников ты бы пригласил на свой день рождения?
________________________________________
________________________________________
2.С кем из одноклассников ты бы хотел отправиться в кругосветное путешествие?_____________________________
________________________________________
3.С кем из одноклассников ты бы мог поделиться своими личными переживаниями?__________________________
________________________________________
1.Кого из одноклассников ты бы пригласил на свой день рождения?
_____________________________________
_____________________________________
2.С кем из одноклассников ты бы хотел отправиться в кругосветное путешествие?_________________________
______________________________________
3.С кем из одноклассников ты бы мог поделиться своими личными переживаниями?_______________________
____________________________________
1.Кого из одноклассников ты бы пригласил на свой день рождения?
________________________________________
________________________________________
2.С кем из одноклассников ты бы хотел отправиться в кругосветное путешествие?_____________________________
________________________________________
3.С кем из одноклассников ты бы мог поделиться своими личными переживаниями?__________________________
________________________________________
1.Кого из одноклассников ты бы пригласил на свой день рождения?
_____________________________________
_____________________________________
2.С кем из одноклассников ты бы хотел отправиться в кругосветное путешествие?_________________________
______________________________________
3.С кем из одноклассников ты бы мог поделиться своими личными переживаниями?_______________________