6.Развивать гуманное отношение к природе, к людям; формировать экологическую культуру воспитанников.
Ход занятия:
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь».
Заходит Зима с подносом.
Зима:- Здравствуйте детишки, вы меня узнали? Я зима. Вот, скучно мне стало, и решила прийти к вам в гости. Я пришла не с пустыми руками, принесла вам зимние подарки, но просто так я вам их не отдам, сначала отгадайте мои морозные загадки …
У нас под крышей прозрачный гвоздь весит, солнце взойдёт — гвоздь упадёт. (Сосулька)
С неба — звёздой, в ладошку — водой. (Снежинка)
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лёд)
— Ответы детей.
Зима:- Правильно! Вот вам и мои подарки! (передает поднос со снегом и льдом)
Воспитатель и дети (удивляются):- Спасибо тебе, но они в помещении твой подарок растает …
Зима:- Я хотела вам угодить. Вы так весело играете в снежки, строите снежные постройки, катаетесь на льду…. (огорчается)
Воспитатель:- Не огорчайся, твой подарок по-своему очень хорош. Ребята, надо объяснить Зиме, что случается со снегом и льдом, когда приносишь его в тёплое помещение,возьмите в ладошку маленькую щепотку снега и подышите на него. Во что превратился снег?
Дети:- Снег и лед от тепла тают и превращаются в воду.
Зима:- Очень интересно и необычно. И мне ребята стало очень жарко, мне пора уходить, а то боюсь растаять…
Дети прощаются с Зимой, и она под муз сопровождение уходит.
Воспитатель:- Вот так подарки? Что нам с ними можно сделать? …
Мы можем провести опыты со снегом и льдом!
-Ребята, а ваши ладони не замерзли? Давайте погреем их немножко.
Пальчиковая гимнастика:
Стою и снежинки
В ладошки ловлю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Я зиму, и снег,
И снежинки люблю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Но где же снежинки?
В ладошке вода (разводим руки в стороны, ладонь раскрыта).
Куда же исчезли снежинки?
Куда? (Раскрытые ладошки соединяем).
Растаяли хрупкие
Льдинки-лучи (Потряхиваем кистями рук, как будто стряхиваем капли воды).
Как видно, ладошки
Мои горячи (Прижимаем сложенные ладошки к груди).
-Согрелись ваши ладони? Ответы детей.
Воспитатель:- Молодцы! А сейчас мы всё проверим в нашей научной лаборатории. Подходите к столу. Но прежде чем начать наши опыты, вспомним о правилах поведения в лаборатории.
Дети: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой. Слушать воспитателя
(Опыты демонстрирует воспитатель за отдельным столом)
Опыт 1: Сравниваем на прозрачность снег и лёд. Через кусочек льда можно увидеть предмет, картинку, который находится за ним. Снег полностью закрывает предмет картинку, т. к. он не прозрачный.
Опыт 2: Снег рыхлый, лёд твёрдый. Снег можно сжать в комочек и снег можно насыпать в формочку (получится снежный куличик). Лёд нельзя сжать, он ломается, а кусочки, его нельзя засыпать в формочку, т. к. лёд твёрдый.
Воспитатель:- Всё сделали правильно! Но посмотрите ребята, во что случилось с подарками нашей Зимы…
Дети: — Они растаяли и превратились в воду.
Воспитатель:- Да, снег и лёд превратились в воду, а это значит, что снег и лёд состоят из воды. Это замёрзшая вода в разных формах.
Воспитатель:- Молодцы! Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.
Физкультминутка
Дыхательная гимнастика:
А сейчас представьте, что вы на улице во время снегопада и многочисленные снежинки опускаются прямо на ваши щечки и носики. Тихонечко подуйте на них, чтобы они не сели вам на лицо.
Гимнастика для глаз:
Мы за снегом наблюдали.
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами).
Посмотрите все в окно, (Посмотреть вдаль)
Сколько снега намело! (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза ладошками)
Мысленно сугроб построим,
По сугробу вверх пойдем, (Открыть глаза, посмотреть вверх)
Вправо, влево повернём, (Посмотреть по дуге вверх — вправо и вверх — влево)
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
Воспитатель:- Ребята, а вы знаете какими свойствами обладает вода? Расскажите о них. (Дети подходят к столу, где расположен графин с водой).
Дети по очереди называют свойства воды. — Вода-это жидкость, она может течь, переливаться. Может быть разной температуры. Не имеет вкуса, запаха, не имеет формы, может испаряться, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.
Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод!
Опыт 1. «Вода не имеет вкуса» Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)
А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
На доску выставляется схема.
Опыт 2. «Вода не имеет запаха». Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет?(ответы детей)
Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком). Вывод: вода не имеет запаха.
На доску выставляется схема.
Опыт 3. «Вода без цвета, прозрачная». Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).
Воспитатель:- А сейчас я с вами проверю чистая ли талая вода и проверим это с помощью опыта. Для чего делаем опыт? (Чтоб узнать, снег чистый или грязный)
Воспитатель проводит опыт за отдельным столом.
Наливает в прозрачный мерный стакан талую воду. Демонстрирую детям, осматриваем воду. Даём оценку (вода немного мутная с мелкими ворсинками, пылинками). Воду нужно отчистить! Я буду очищать воду с помощью фильтра. Скажите для чего нужен фильтр?(Фильтр нужен для очистки воды). Берём марлю, разворачиваем, положили вату, сворачиваем два раза. Из чего я сделала фильтр? (Ответы детей)
Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку. Что я сделала? Через что прошла вода? Воспитатель достает фильтр, кладет на тарелочку, демонстрирую загрязнённый фильтр. Что видите? (грязь осталась на фильтре)Посмотрите в баночку, какая вода стала? (Чистая, профильтрованная). Что вам показал этот опыт? Мы узнали, что снег грязный.
— Ответьте ребята можно кушать снег? Почему? А можно пить талую, профильтрованную воду? (нет) Почему? Какая вода пригодна для питья? (кипяченая охлажденная)
Воспитатель:- Молодцы! Вам понравилось в научной лаборатории?
Рефлексия.
-У меня в корзинке льдинки и снежинки. Я предлагаю вам выбрать что-то одно: если в ваших исследованиях и экспериментированиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую снежинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете грустную льдинку.
Выбранные рисунки прикрепляются на доску магнитами.
-Посмотрите, ребята, а зима совсем и не грустное время года.
— Ребята наше занятие заканчивается! Сегодня мы закрепили знания о состояниях и свойствах воды. Научились с помощью опытов очищать воду. Спасибо вам за внимание и за ваше хорошие знания и поведение, хочу подарить подарочки (капельки-медальки)