Развитие любознательности младшего школьника на занятиях курса «Занимательная геометрия»
Развитие любознательности младшего школьника на занятиях курса «Занимательная геометрия»
Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника - учебную мотивацию. Учебная деятельность становится ведущей. Большие изменения приходят в познавательной сфере. Память приобретает ярко выраженный характер. Также идет интенсивное формирование приемов запоминания. Все больше проявляется способность младшего школьника сосредотачивать свое внимание на мало интересных вещах, восприятие становится более произвольным. Основная задача учителя на этом этапе обучения – научить ребенка учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие любознательности младшего школьника на занятиях курса «Занимательная геометрия»»
Развитие любознательности младшего школьника на занятиях курса «Занимательная геометрия»
Е.И. Мартынюк
учитель начальных классов
МБОУ ООШ №8 г. Кировска
Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника - учебную мотивацию. Учебная деятельность становится ведущей. Большие изменения приходят в познавательной сфере. Память приобретает ярко выраженный характер. Также идет интенсивное формирование приемов запоминания. Все больше проявляется способность младшего школьника сосредотачивать свое внимание на мало интересных вещах, восприятие становится более произвольным.
Основная задача учителя на этом этапе обучения – научить ребенка учиться.
Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого ребенка, а для одаренного- вдвойне.
Любознательность, образно говоря, - следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер.
Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой одаренного ребенка. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Речь идет об эмоциях. Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок. И моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы в практической работе с детьми не только вооружать их знаниями, умениями, навыками, учитывая возрастные особенности, закономерностей педагогического развития ребенка, а также выявлять и развивать их одаренности с помощью современных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, создавать умственное напряжение постоянно в ходе познавательной деятельности.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир одаренного школьника, будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
В своей практике я веду кружок «Занимательная геометрия», расширяющий математический кругозор, любознательность и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательныхуниверсальных учебных действий.
Программа кружка составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся.
Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В этом нам помогают геометрические задачи, нестандартные задачи, задачи на логическое мышление, головоломки из спичек, «Танграммы», «Пентамино».
Очень интересно проходит работа с Геоконтом и Танграмом.
Ребята изображают различные геометрические фигуры, моделируют их, строят геометрические узоры, сравнивают отрезкии, составляют фигурки животных, предметов и пр.)
Содержание кружка «Занимательная геометрия» направлено развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
(Работа с залом) Я вам предлагаю решить одну из задач:
пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделите на 4 части так, чтобы 2 из них были четырехугольной формы, а 2 треугольной. При решении данной задачи, ребята ищут ответ рассуждая, доказывая свою точку зрения, методом проб и ошибок, применяя логическое мышление приходят к правильному ответу.
Так же мною учитываются возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривается организация подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения заданий на листах бумаги, расположенных на стенах, столах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Так, например, игра-соревнование «Веселый счет», «Кто быстрее?»; игры с мячом: «Наоборот» и др.
Систематичность использования таких упражнений помогает развить любознательность, умственную активность и самостоятельность мысли.