Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания»
Родительское собрание по теме "Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы"
Класс: 2 Дата:
Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием,
но способность правильно пользоваться ими
разовьет только домашний самостоятельный труд.
Иммануил Кант
Цель: развивать привычку к регулярной самостоятельной работе, выполнению домашних заданий различной сложности
Задачи: 1. выяснить, для чего нужны домашние задания
2. рассмотреть функции домашнего задания
3. определить главное назначение домашнего задания
ХОД СОБРАНИЯ
I. Введение в тему собрания
Что такое счастье? Таким простым вопросом
Пожалуй, задавался Ни один философ.
А на самом деле Счастье - это просто.
Начинается оно С полуметра роста.
Это распашонки, Пинетки и слюнявчик,
Новенький описанный Мамин сарафанчик.
Рваные колготки, Сбитые коленки,
Это разрисованные В коридоре стенки.
Счастье - это мягкие Теплые ладошки,
За диваном фантики, На диване крошки.
Это целый ворох Сломанных игрушек,
Это постоянный Грохот погремушек.
Счастье - это пяточки Босиком по полу.
Градусник под мышкой, Слезы и уколы.
Ссадины и раны, Синяки на лбу,
Это постоянное Что? да почему?
Счастье - это санки, Снеговик и горка.
Маленькая свечка На огромном торте.
Это бесконечное «Почитай мне сказку»,
Это ежедневные Хрюша со Степашкой
Это теплый носик Из-под одеяла,
Заяц на подушке, Синяя пижама.
Брызги по всей ванной Пена на полу.
Кукольный театр, Утренник в саду.
Что такое счастье? Проще нет ответа.
Оно есть у каждого – Это наши дети.
II. Вступительное слово классного руководителя
Мы часто слышим от детей такие фразы как: Я не хочу делать домашнее задание. Я не люблю учиться в школе. Каково же слышать это родителям и педагогам, которые заинтересованы в учебе детей, прилагают для этого много усилий и времени, и все равно не могут добиться положительного отношения к получению знаний. Отсутствие мотивации к учебе у детей – основная проблема, с которой сталкиваются учителя и родители.
Попробуем разобраться в причинах отсутствия интереса к получению знаний у детей.
Иногда причины могут быть самыми очевидными:отсутствие помощи со стороны родителей в организации режима дня школьника, большое количество развлечений, окружающих ребенка. Также могут быть менее явные причины: неприятие и непонимание школьного предмета. Иногда смена учебной обстановки или приход нового учителя, давление со стороны сверстников могут послужить причиной отсутствия интереса к учебе.
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным участником учебного процесса. Этому способствует проблемное изложение материала и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять участие в процессе добывания знаний. Большинство современных детей понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение отсутствия выбора часто гасит инициативу ребенка. Поэтому, учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: Вы должны, вам следует, вы обязаны— тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность.
Родители и педагоги не должны забывать о том, что дети получают знания не только в школе. Повседневная жизнь человека, его личность, черты характера – все это определяет его стремление к учебе. Для того чтобы поддерживать заинтересованность в ребенке, нужно понимать, как достигается и как возникает в человеке желание учиться. Часто родителям приходится стимулировать интерес к учебной деятельности, руководствуясь методами кнута и пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учебе как о нудном, малоприятном деле.
Некоторые родители думают, что они не в состоянии пробудить у ребенка желание узнавать что-то новое, хотя на самом деле все это очень просто - достаточно сходить с ребенком в парк или театр. Так же совместное приготовление ужина, ухаживание за домашними животными и растениями всегда будет веселым и приятным времяпровождением, а также творческой частью процесса обучения. Проведение свободного времени с ребенком в процессе выполнения домашней работы тоже является одной из ключевых возможностей для взаимодействия и установления доверия, что мотивирует ребенка на обучение.
Важным источником желания учиться является чувство радости от собственных достижений, чувство одобрения со стороны взрослых. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Поэтому учителям и родителям нужно дать почувствовать себя успешным ребенку - это будет способствовать большему желанию учиться.
Педагоги и родители должны помнить, чтобы заинтересовать ребенка в получении знаний необходимо найти то место, где он сможет осуществить эту активность. Это могут быть занятия в различных кружках и секциях, участие в олимпиадах и тренингах. Важным является поддержка и создание ситуации успеха – деятельность, где ребенок может проявить себя, показать свои способности и таланты. И самое главное, ребенок должен понять, что учеба придает более глубокие духовные смыслы жизни человека. Образованные люди проживают красочную, интересную и насыщенную жизнь.
Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка»- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?
Прочитайте эпиграф к нашему собранию.
Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учиться выполнять работу качественно и в срок.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
ΙΙΙ. Главное назначение домашнего задания:
- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
-формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
-формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
IV. Результаты анкетирования
Проблема глазами учеников
Анкетадля учащихся:
1.Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?
- да
- нет
2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?
- 1 час;
- 2часа;
- 3 часа и более.
3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли): __________________________________________________________________
4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): ______________________________________________________________
5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители (подчеркни)?
- да
- нет
6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с плохой отметкой ?
7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?
V. Советы родителям
Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.
Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.
На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.
Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.
Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.
Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.
Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о.
Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:
- до 1 часа – в первом классе;
- до 1, 5 часов – во втором;
- до 2 часов – в третьем и четвертом классе.
Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.
Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.
У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.
VI. Общие рекомендации к самоподготовке: (распечатанные листочки можно раздать родителям)
выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;
прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;
старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.
Письменные задания:
внимательно прочитай задание;
повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;
после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;
ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.
Устные задания:
посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;
прочитай задание по учебнику;
выдели основные части, главные мысли текста;
прочитай задание вторично,
составь план прочитанного;
расскажи по плану;
повтори рассказ;
следи за интонацией, темпом речи;
не спеши, говори ясно, четко,
К решению задач:
прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай еще раз, подумай;
повтори условия задачи и ее вопросы;
подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;
подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу;
проверь ход решения, ответ.
К выполнению заданий по русскому языку:
внимательно прочитай задание;
подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;
если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори;
выполняя задание, сверяйся с правилами;
проверь работу;
если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.
К выполнению заданий по чтению:
прочитай текст;
если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре);
если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;
прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.
Правила списывания:
прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется;
списывай, диктуя себе по слогам;
проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге
Тест для родителей: (отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь в семье)
Сколько раз тебе повторять? 2
Посоветуй мне, пожалуйста. 1
Не знаю, что бы я без тебя делал (а). 1
И в кого ты такой (ая) уродился(лась)! 2
Какие у тебя замечательные друзья! 1
На кого ты похож(а)! 2
Вот я в твоё время!... 2
Ты нам опора и помощник! 1
Ну что за друзья у тебя! 2
О чём ты только думаешь! 2
Какая ты у меня умница! 1
А ты как считаешь, сынок(доченька)? 1
У всех дети как дети, а ты? 2
Какой (ая) ты у меня сообразительный(ая)! 1
7 – 8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас.
9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок вас уважает, но не всегда откровенен.
11 – 12 баллов. Необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13 -14 баллов. Идёте по неровному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком. Уделяйте ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению.
В заключении хочется добавить, любите своих детей! Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.
Решение родительского собрания
1.Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
2.Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
3.Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
4.Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.
1.Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?
- да
- нет
2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?
- 1 час;
- 2часа;
- 3 часа и более.
3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли): __________________________________________________________________
4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): ______________________________________________________________
5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители (подчеркни)?
- да
- нет
6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с плохой отметкой ?
7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?
Тест для родителей: (отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь в семье)
Сколько раз тебе повторять? 2
Посоветуй мне, пожалуйста. 1
Не знаю, что бы я без тебя делал (а). 1
И в кого ты такой (ая) уродился(лась)! 2
Какие у тебя замечательные друзья! 1
На кого ты похож(а)! 2
Вот я в твоё время!... 2
Ты нам опора и помощник! 1
Ну что за друзья у тебя! 2
О чём ты только думаешь! 2
Какая ты у меня умница! 1
А ты как считаешь, сынок(доченька)? 1
У всех дети как дети, а ты? 2
Какой (ая) ты у меня сообразительный(ая)! 1
7 – 8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас.
9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок вас уважает, но не всегда откровенен.
11 – 12 баллов. Необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13 -14 баллов. Идёте по неровному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком. Уделяйте ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению.
В заключении хочется добавить, любите своих детей! Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.
Самоанализ.
Родительское собрание на тему: "Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы" проводилось во 2 классе.
В задачи учителя входило довести до родителей следующие вопросы:
1. для чего нужны домашние задания
2. рассмотреть функции домашнего задания
3. определить главное назначение домашнего задания
Обсуждать проблемы каждого ребёнка нужно индивидуально. Также цель собрания была - расширить кругозор родителей, дать рекомендации, провести беседу по выполнению детьми домашнего задания. Также помочь родителям по-другому взглянуть на своих детей, принять необходимые меры. Некоторые родители не знают, как решить стоящие перед ними проблемы. Задача школы, учителя донести как можно больше полезной информации до родителей. Родители имели возможность поделиться своими проблемами, высказаться вслух и получить определённые советы как со стороны учителя, так и со стороны других родителей, поделиться своим накопленным опытом. В результате проведённого совместного собрания было принято решение:
1.Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.
Хочется надеяться, что совместная работа над проблемой учителя и родителей и учеников приведёт к положительным результатам.