Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия "Дорога к доброте"»
Актуальность.
Поколение наших детей в настоящее время, к сожалению, находится в такой среде, в которой им приходится иногда быть свидетелями неоправданной жестокости, насилия, грубости, вражды. Случается, что в семьях наблюдается некоторая отчужденность и холодность в отношениях.
Одной из главных задач современной школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Конспект внеклассного мероприятия "Дорога к Доброте"
Цель: Расширить знания о доброте и ее роли в жизни человека, продолжать формирование представлений о доброте.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить учащихся с понятием «добро», «добрый человек», «вежливость», с основными чертами доброго человека.
2. Закреплять знания о вежливых словах.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию доброго и уважительного отношения к людям, умения видеть в каждом человека.
2. Формировать понимание необходимости уважения личности каждого.
Развивающие:
Развивать творческие способности учащихся.
Коррекционные:
1. Способствовать коррекции негативных проявлений в межличностных отношениях детей.
2. Формировать навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормами поведения.
Методы проведения: поисковые, дискуссионные.
Материал для занятия и оборудование: указка, клубок ниток, картинка «Волшебные ворота», словарь С.Ожегова, Библия, медаль «Самый добрый человек класса», плакаты с пословицами, с названиями улиц, картинки с изображением Красной Шапочки, Карабаса Барабаса, Ивана-Царевича, Ведьмы, Дюймовочки, Кота в сапогах, Бабы Яги, Буратино, весы.
Раздаточный материал: бланки для ответов в виде цветочков, карточки для индивидуальной работы.
Оформление доски: цветными буквами выложена надпись «Дорога к доброте», надписи с пословицами.
Участники: учащиеся 4 класса «А».
Место проведения: классный кабинет.
Ход воспитательного мероприятия «Дорога к доброте»
-Дети, сегодня я вам предлагаю самим определить тему нашего классного мероприятия, но для этого вы должны незаконченные пословицы дописать, домыслить, вставить верные слова, чтобы они имели смысл.
Например: без труда не ……….. Правильно, выловишь рыбку из пруда. Начинаем! (на доске начало пословиц)
Мир не без__________людей.
2.__________слова дороже богатства.
3.Не ищи красоты, а ищи _________.
5.Не хвались серебром, а хвались ________.
6.Нет худа без ___________.
Худо тому, кто не делает _________.
Кто может уже сказать, о чем сегодня пойдет речь?
-Верно, мы с вами поговорим о доброте. Готовясь к этому мероприятию, мы с вами посещали библиотеку для того, чтобы найти и прочитать книги о доброте к людям, животным. Мы читали, обсуждали, высказывали свое мнение о поступках героев, думали, предполагали, почему они поступили именно так, а не иначе, писали мини-сочинение-рассуждение на эту тему. В нашей учебной программе кроме других предметов мы изучаем курс православной культуры, где рассматривается это понятие и идет красной строкой, проявляясь в русском человеке во всей его красоте.
Послушайте стихотворение.
-Однажды вечером в кругу одной семьи
Шел разговор сердечный откровенный:
Что каждый подарил бы в знак любви
Спасителю,сошедшему на землю?
Отец сказал: «Нет в мире ничего,
Чего достоин Он любвеобильный!
Я ноги бы в слезах омыл Его,
Уставшие от стезей мира пыльных».
«А я бы ложе лучшей простыней
Усталому спасителю покрыла
Чтобы нашел Он отдых и покой»,
С улыбкой нежной мать проговорила.
И только мальчик маленький молчал
Задумчиво глядя во тьму, в окошко
«А ты бы что, сынок, Иисусу дал?-
Спросил отец - Скажи нам честно крошка?»
Ответил мальчик тихо «У меня
Игрушка есть одна для сердца дорогая,
Из плюша я отдам Христу коня».
И рассмеялась вся семья родная.
Смеялись долго… Вдруг раздался стук
Дверь отворилась. Все умолкли сразу.
В глазах отца семьи блеснул испуг:
Вошел унылый человек в одежде грязной.
«Нельзя ли мне в сарае вашем ночь
Поспать?» - спросил униженно бездомный
«Нет, нет!»- сказала мать - «Ступайте прочь!
Мы на ночь не пускаем незнакомых!»
«Постойте, дядя!» - мальчик закричал,
Слезу смахнув ладошкою украдкой,-
«Я Богу дать лошадку обещал…
Возьмите, дядя, хоть мою лошадку!»
Калитка тихо скрипнула опять
Семья сидеть осталась тесным кругом,
Но глаз не смели ни отец, ни мать
На мальчика поднять, ни на друг друга.
(Обсуждение стихотворения. Дети высказывают свое мнение о прочитанном)
Вывод: Мы часто говорим красивые слова о взаимопомощи, даем обещания, которых не можем выполнить, забывая о том, что на деле познаются лишь Любовь и Доброта, слова без дела ложны.
-Научиться по настоящему быть добрым нелегко. Путь к добру долгий и трудный. На пути взлеты и падения, спуски и подъемы, чередуются добро и зло.
-Всего через несколько минут мы с вами отправимся по дороге к доброте. На этой дороге нам придется идти по нескольким улицам и переулкам. Итак, двигаемся в путь.
-Перед нами волшебные ворота, которые не пускают нас на эту дорогу (Картинка «Волшебные ворота»)
Чтобы они открылись, нам надо отгадать загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)
(Звучит песня из кинофильма «Крошка Енот»).
-Так бывает, что мы обижаем других, ссоримся, злимся. Часто мы не задумываемся, какие чувства испытывает другой человек, когда его обижают.
Игра «Обида» (Дети надувают шарик в виде сердца)
-Познакомьтесь, это условное сердечко маленького человечка, который пришел к нам и не совсем похож на нас. Например: у него темная кожа, другой цвет волос, он полненький, слишком высокий, носит очки. Сейчас мы начнем его обижать. Вспомните, как вы иногда на переменке ссоритесь, обзывая друг друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить что-то обидное, мы будем причинять сердечку боль, потихоньку его сдувая. (Дети зачитывают фразы)
- ты плохой
- с тобой неинтересно
- ты не похож на нас
- ты глупый
- как с тобой скучно
- Посмотрите на шарик-сердечко. Что с ним произошло? Изменилось ли оно? Почему изменилось? (Ответы детей)
-Шарик от боли сморщился, как при болезни сердце страдает от боли.
-Как исправить положение?
-Сказать что-то приятное, хорошее, доброе.
-Давайте это сделаем, надувая шарик, чтобы он стал как прежде. Чтобы сердце стало здоровым.
Вывод: боль остается в душе надолго. Словом можно убить, словом можно воскресить.
Постарайтесь не говорить дурных слов, посмотрите в глаза друг другу, и улыбнитесь. Мы улыбнулись и ворота открылись, мы попали на Улицу Улыбки (Плакат с названием Улицы Улыбки)
1-й ученик:
Давайте улыбаться просто так,
Улыбки раздавать случайным людям.
Чтоб не за грош, и не за четвертак,
А просто так им улыбаться будем!
2-й ученик
Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!
Улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас. Улыбка помогает нам в отношениях с людьми.
-Но мы двигаемся дальше по дороге к Доброте и попадаем на Улицу добрых слов. (Плакат с названием Улицы добрых слов)
Что же такое доброта и кто такой добрый человек?
Добрый человек всем приятен, он как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся и все его любят. Злого же человека избегают, потому что с ним неприятно.
Какого человека можно назвать добрым?
Ответы детей: (Добрый человек – это тот, кто любит людей, бережёт природу, любит птиц и зверей. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении, не обижает других)
А теперь обратимся к определению доброты в толковом словаре Сергея Ожегова.
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Автор словаря отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
Каждое из этих состоит из двух.
Давайте подумаем над значением каждого слова:
Добро-детельный. Что это значит? (Делает добро)
Добро-душный? (Добрая душа у него)
Добро-желательный? (Желает добра)
Добро-нравный? (Нрав у него добрый)
Добро-сердечный? (Доброе сердце у человека)
Добро-совестный? (Относится к любому делу с совестью, добром)
- Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали (ответы детей)
Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость, незащищенность.)
- Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)
- Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)
- Вы хотели бы, чтобы с вами обошлись так же? (Ответы детей)
Есть такая священная книга – Библия. В Библии сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.
Пусть это золотое правило определяет все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем, любили его, не обижали его. Но надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других разочарование и чувство несправедливости.
-Итак, на улице добрых слов мы вспомним хорошие слова. На карточках написаны слова, вы должны написать противоположные по смыслу слова рядом. (Раздаю карточки каждому ребенку).
Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Грубость – вежливость
Ложь - правда
Ленивый – трудолюбивый
Грязный - чистый
Двойка-пятерка
-Ребята, какие слова труднее было вам подобрать? (Обсуждение)
-А теперь вспомним вежливые слова.
-Когда мы приходим в школу, что мы говорим? (Здравствуйте, доброе утро).
-Когда уходим из школы? (До свидания).
-После обеда, что мы говорим в столовой поварам? (Спасибо).
-А когда что-то нужно спросить, что нужно сказать? (Пожалуйста).
-Есть еще много других добрых слов.
Далее выходим на Переулок к сказке. (Плакат с названием «Переулок сказки»).
Послушайте сказку. (Инсценировка сказки)
Роли исполняют: автор - Казанцев Глеб.
Волшебник - Бочкарев Матвей.
Девочка - Селянина Саша.
Девушка Богатство - Мелкумян Карина.
Девушка Доброта - Новикова Саша.
Жила-была на земле девочка. Захотелось ей иметь подружку. Вот и обратилась она к старому, седому волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю свою жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет.
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла девочка в условленное место. Пришла и видит: стоят 2 девушки.
- Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Богатство, другую – Доброта.
- Они обе прекрасны, – сказала девочка. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, – ответил волшебник, – и ты в жизни еще встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла девочка к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась девушка… (Обсуждение)
-А кого выбрали бы вы? (Ответы детей). Почему девочка подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
-Почему девочка выбрала Доброту? (Ответы детей).
Вывод: Да, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, что со мной согласитесь, что в школе нужно учиться доброте. Доброму человеку живется легче и у него много друзей. Именно к доброте нам нужно стремиться.
Игра: Сказочный герой – добрый или злой
- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы будете определять, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – молчите.
(Показываются картинки с изображением Красной Шапочки, Карабаса Барабаса, Ивана - Царевича, Ведьмы, Дюймовочки, Кота в сапогах, Бабы Яги, Буратино)
-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? ( Ответы детей)
Игра «Весы»
-Предлагаю вам на одну чашу весов складывать таблички с надписями: грубость, зло, невежество, война, предательство, лень. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы чаша с добром перевесила. Вспомните какие добрые дела вы совершили, расскажите о них. Мы по капельке положим их на весы. (Условно добрые дела - мелкие блестящие бусинки. Дети по очереди рассказывают и кладут бусинки на весы).
-Вот видите, как может добро победить зло.
Вывод: так и в жизни, капельки добра сливаются в ручейки, ручейки в реки, реки сливаются в море добра.
Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.
Попадаем на Улицу добрых дел. (Плакат с названием Улицы добрых дел).
Послушайте стихотворение.
Дедушка нёс тяжёлый мешок.
Думает дедушка: “Кто бы помог?”
Сзади него шли Вадик и Рома,
Дошли до самого дома.
– Вам не помочь донести мешок?
– Снять помогите! – сказал старичок. (О. Григорьев).
Обсуждение прослушанного стихотворения.
– Правильно ли поступили мальчики, предложив помочь дедушке?
– Как вы расцениваете данную ситуацию?
Вывод: всякая помощь должна быть оказана вовремя.
Игра «Клубочек»
-Теперь я дам вам клубочек. Вы будете по очереди передавать его и называть любое доброе дело, которое вы еще не совершили, но которое непременно хотите сделать, чтобы порадовать близких. Подумайте, прежде чем мы начнем передавать клубочек.
После передачи клубочка всем детям видим, что мы все связаны одной ниткой. Так же все связаны добрыми делами и должны жить в доброте. А чтобы люди понимали друг друга, нужно соблюдать правила вежливости, о которых мы сейчас говорили.
-Дети, кто из вас считает себя добрым?
- Сейчас на бланках ответов в виде цветочков, вы напишите двух, по вашему мнению, самых добрых человека в нашем классе. (Дети пишут).
-Пока идет подсчет голосов, мы сходим на Улицу пословиц (плакат с названием Улицы пословиц).
-Эта улица украшена плакатами, на которых написаны мудрые пословицы. Давайте прочитаем их и ответим, как мы их понимаем. (Обсуждение пословиц)
Добру человек у человека учится.
Доброму человеку - все друзья.
Кто добро творит, того Бог благословит.
Где добро, там исчезает зло.
Доброта кончается радостью.
Кто хорошо начинает, тот хорошо кончает.
От доброго слова мир радуется.
Доброму слову цены нет.
Доброта не имеет границ.
Доброе слово - золотой ключ.
- Итак, давайте подведём итог нашего исследования и узнаем, кто получил больше всех голосов?
(Вручение медали “Самый добрый человек класса”)
-Молодцы. И мы переходим на последнюю улицу нашего путешествия. Но чтобы узнать, как она называется, разгадаем кроссворд. Для этого я вам выдам листочки с добрыми словами. Вам нужно подсчитать количество букв в каждом слове и найти для этого слова место в кроссворде. По выделенной вертикальной линии мы прочтем слово.
Разгадывание кроссворда.
-Правильно, центральное слово – красота. Мы попали на Улицу красоты. (Плакат с названием Улицы красоты).
Вывод: красота бывает внутренняя и внешняя. Важнее иметь внутреннюю красоту, потому что внутренняя красота – это доброта, совесть в человеке, а также все качества, которые мы разгадывали в кроссворде. Доброго человека все любят и все к нему тянуться.
Спасибо за занятие.
Рефлексия
-Итак, дети, что понравились на занятии?
-Что же лучше: доброта или богатство?
-Какая бывает красота?
-Какая красота важнее: внутренняя или внешняя? (Ответы детей)
-Какое у вас настроение после занятия? Выберете понравившийся вам цветочек.
Данное занятие позволяет задуматься о правилах поведения с людьми, о важности и необходимости соблюдать нормы этики и морали. В ходе работы дети должны прийти к осознанию того, что у доброго человека на душе легко, с ним приятно общаться и дружить.