Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания в 3 классе " Мой ребёнок становится трудным"»
Сколько человеческого счастья разбилось
вдребезги только потому, что кто-то не
сказал: «Извини»?
И.Д.Вильде
Пояснительная записка
Семья - это первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития. Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга? Тем более что значительная часть родителей - непрофессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, в выборе методов воспитания. Педагоги и родители должны пытаться совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы.
Задача классного руководителя - всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании ребёнка, в создании эмоционально - благоприятного климата для этого.
Особенно важно организовать такое взаимодействие на начальном этапе обучения ребёнка в школе. Поэтому учитель в младших классах должен не только сформировать позитивные отношения в детском коллективе своего класса, но и в коллективе родительском, а также заложить основу отношений между родителями, педагогами и админисирацией школы для сотрудничества в среднем звене. Как сделать родителей своими единомышленниками, а не пассивными наблюдателями результатов воспитательного процесса в школе? Как побудить у них интерес к школе, как увлечь родителей и учащихся заботами класса? Ответы на эти и другие вопросы должны стать руководством к действию для классного руководителя в начальной школе.
В нашей школе налажена система работы с родителями. Они не только наши слушатели, но и помощники в организации школьного процесса, внеурочных мероприятий в школе и классе. Формы работы с родителями разнообразны, об одной из таких форм, как дискуссионный клуб, сегодня я с вами поделюсь опытом.
Тема
"Мой ребёнок становится трудным"
Цель темы:
Образовательная:
1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.
2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка.
Развивающая:
Умение анализировать жизненные ситуации.
2. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Воспитательная:
Воспитание ценностного отношения к семейному общению.
Планируемый результат:
Построение логических рассуждений, умение логически рассуждать о проблеме воспитания и аргументировать.
Формирование собственного мнения и позиции воспитания трудного подростка.
Адекватно оценивать свои возможности и достижения цели воспитания.
Форма работы:
Дискуссионный клуб
Средства проведения мероприятия:
"Родительские собрания" 3 класс, Москва "Вако" 2008, с. 24 - 30
"Родительские собрания" 1 - 4 класс, Москва "Вако" 2010, с. 124 - 127
Средства Интернет ( картинки, тесты)
Родительское собрание "Мой ребёнок становится трудным" проведено в 3 классе в феврале 2014 года. Перед собранием за неделю родителям были розданы вопросы для ознакомления:
Вопросы для дискуссии:
1. Какого ребёнка можно отнести к трудным детям?
2.Причины трудности ребёнка – это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или?
3. Как себя вести с трудным ребёнком – бороться с трудностями или ждать, что ребёнок перерастёт?
4. О проблемах в общении с ребёнком говорить с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося сор из избы?
Аннотация
Данная тема родительского собрания "Мой ребёнок становится трудным" актуальна в современном обществе. Не секрет, что проблема детской трудности помолодела, родителям всё труднее и труднее справиться со своими детьми. Они не хотят учиться или получают плохие отметки, грубят родителям и учителям, свой досуг проводят на улицах, в сомнительных компаниях. Где же выход, в чём причина трудности воспитания, как помощь родителям? Об этом мы подискуссируем к клубе, который создан специально для родителей, с целью помощи в воспитании наших детей.
Данная форма работы с родителями выбрана не случайно. Родителям нужно быть не пассивными слушателями предлагаемой темы, а самому обсудить волнующие моменты, прочувствовать, не только выслушать другого, но и высказать свои предложения, внести коррективы, сделать соответствующие выводы. Всё это поможет сформировать дискуссия. Только в споре рождается истина!
Была проведена предварительная работа с родителями, детьми и учителями школы. Проведено анкетирование по данной теме, собеседование с детьми, получены рекомендации от учителей - предметников. К собранию подготовлена презентация. Она позволила разнообразить задания, помогла заинтересовать родителей в ходе дискуссии. В ходе собрания были предложены задания, результаты анкетирования, выводы на слайдах для родителей и приглашённых, что позволило разнообразить работу и наглядно показать значимость данной темы в современном мире.
Считаю, что мой опыт в работе с родителями возможно использовать другими педагогами при проведении родительских собраний. Данный собранный материал, сделанные выводы, рекомендации будут полезны для работы.
Подготовительная работа к собранию:
1. Тестирование учащихся. ( Приложение 1)
2. Анкета для родителей. ( Приложение 2)
3.Подготовка притчи для анализа родителями.
4.Рекомендации родителям по воспитанию трудного ребёнка. (закладка) (Приложение 3)
Информация о проведении данного мероприятия
В проведении данного мероприятия можно отметить положительную сторону. Участники были заинтересованы в обсуждении вопросов по воспитанию трудных детей. Родители обсуждали волнующие вопросы, дополняли друг друга, вносили изменения, дополнения в рассуждения. Большой интерес проявляли к житейским ситуациям и заинтересованно дискуссировали на данную тему. Эмоциональный настрой в виде музыкального сопровождения слайдов, позволил раскрепоститься присутствующим. Песня о дружной семье позволила задуматься, что как важно в воспитании детей участие ни только мамы, но и папы, бабушки, дедушки и других членов семьи.
Хотелось, чтоб работа клуба была в системе и предложения об обсуждаемых вопросов поступали бы и от самих родителей, классный руководитель являлся бы координатором работы. Дети – наша будущая старость и мы должны заблаговременно позаботиться о спокойной атмосфере. Воспитание ребёнка начинается в семье.
Но имеются и минусы – отсутствие тех родителей, которые мало уделяют внимания воспитанию своих детей. С ними проведена индивидуальная беседа, посещены квартиры и вручены закладки «Рекомендации родителей на каждый день»
Вывод: в конце мероприятия была проведена рефлексия, которая позволила сделать вывод, что дискуссия на тему воспитания трудных детей была полезной и интересной.
Содержательная часть
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы! Я рада снова встретится с вами. Спасибо, что вы нашли свободное время и посетили очередное занятие Дискуссионного клуба. Поводом для работы клуба послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу: «Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами, трудно с ним». Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях? В ходе подготовки к собранию, вам были даны анкеты, хотелось бы послушать ваше мнение по данным вопросам. ( Родители высказывают свои мнения, идёт дискуссия, возник спор по обсуждению мер воспитания). Эта тема очень волнительна, мы ей сегодня посвятим время.
« Есть не меньшие чудеса: улыбка,
веселье, прощение – и вовремя сказанное слово. Владеть этим – владеть всем».
А. Грин.
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребёнок зачастую ребёнок с высоким уровнем интеллекта и обострённым чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.
Но прежде, попробуем определить, кто он – трудный ребёнок?
К примеру, трудный ребёнок ни в чём не знает меры; нарушает распорядок дня; портит домашнее имущество; издевается над младшими и стариками; дерётся и издевается над другими детьми в школе; мешает проводить уроки и т. д.
И так, портрет трудности ребёнка мы с вами определили. Давайте вернёмся к вопросам вашего домашнего задания и продолжим дискуссию по данной теме, ведь вы не сошлись во мнениям по некоторым вопросам.
( Приложение 1).
Какие же причины, появления трудных детей, можете вы выделить.
Среди учеников 3 класса было проведено анкетирование. ( Приложение 2) Давайте посмотрим результаты и сделаем выводы по ним. ( Классный руководитель даёт им для просмотра анкеты потому, что многие из родителей считают, что эта проблема их никаким образом не касается. Но тревожные симптомы касаются всего класса).
В целом результаты неплохие, но:
Вызывает тревогу:
За плохую отметку меня накажут.
Если тебя родители ругают, то буду доказывать правоту, даже если я не прав.
Если в доме гости, я вместе со всеми за столом.
Я себя лучше чувствую, когда нахожусь среди друзей.
Давайте выскажем своё мнение по услышанному и попробуем придти к общему мнению, как избежать ошибок, допущенных родителями на данной стадии. ( Дискуссия)
После дискуссии родители получают рекомендации в виде листка SOS. Эти рекомендации они могут занести в свой родительский дневник. Мы с вами должны сейчас рассмотреть причины детской неуправляемости.
Причина первая – борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
Причина вторая – борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте взрослых.
Причина третья – жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребёнок мстит за:
- неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок;
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
Причина четвёртая – неверие в свой успех.
Причинами неверия в свой успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Предлагаю обсудить следующий вопрос Почему дети, нас, родителей, не слушаются? ( Проходит очень эмоциональная дискуссия, мнения многих родителей расходятся)
Я предлагаю высказывания, которые нуждаются в вашем подтверждении или отрицании или в коллективном обсуждении:
Ребёнок, растущий в обстановке критики учится осуждать;
Ребёнок, растущий в обстановке враждебности, станет агрессивным;
Ребёнок, растущий в страхе, будет всего бояться;
Ребёнок, растущий в обстановке жалости, научится сочувствовать самому себе;
Ребёнок, растущий в обстановке насмешек, станет застенчивым и робким;
Ребёнок, растущий в обстановке зависти, будет завидовать;
Ребёнок, растущий в обстановке поощрения, научится быть уверенным в себе;
Ребёнок, растущий в обстановке терпимости, научится быть терпеливым;
Ребёнок, растущий в обстановке любви, научится любить;
Ребёнок, растущий в обстановке одобрения, научится нравится самому себе;
Ребёнок, растущий в атмосфере великодушия, научится быть щедрым;
Ребёнок, растущий в обстановке честности и справедливости, научится быть правдивым и справедливым.
Подвожу родителей к выводу:
Дети хорошо чувствуют требования и желания старших, поэтому в спокойной семейной атмосфере их поведение почти всегда можно контролировать короткими замечаниями, напоминаниями, но не приказаниями.
Настроение, с которым родители возвращаются домой, очень
сильно отражается на детях. Тревога, напряжение, раздражениепровоцирует ответную реакцию и может послужить отправнойточкой непослушания.
Уважаемые, родители, ваши дети нуждаются в вашей поддержке. Ведь так просто ребёнка погладить по головке, прижать к себе в минуты разочарования, иногда достаточно одного ободряющего взгляда, а как важно время проводить вместе! Ребёнок никогда не забудет совместных лыжных прогулок, чтения и обсуждения интересной книги и фильма…а как их подбадривает ваше участие в школьных мероприятиях!
Помните, пожалуйста, Что не должны делать родители по отношению к ребёнку?
Вступать с ребёнком в перебранку;
Обращаться к нему сгоряча;
Кричать;
Замахиваться;
Требовать невозможного;
Оскорблять;
Срывать своё плохое настроение на ребёнке
Родители анализируют полученные рекомендации. Помимо общих рекомендаций, к этому собранию классный руководитель готовит конверты, в которых лежат мини-характеристики детей. Родители имеют возможность с ними ознакомиться и задать классному руководителю вопросы, если таковые имеются.
Я предлагаю вашему вниманию притчу, выслушайте её, пожалуйста и проанализируйте:
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один – единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.
Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.
С этим вопросом он пришёл к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вёл себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит».
Мальчик повернулся и ушёл, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает». ( Дискуссия)
5. Итог собрания
Дети иногда обижают нас своим непослушанием. Но ведь они растут и обретают жизненный опыт. А это всегда связано с ошибками и «набиванием шишек». Когда вы придете домой, обнимите своих детей волшебными родительскими руками и скажите им: «Вы самые лучшие!». И всё начнётся с чистого листа, а непослушание останется в прошлом.
( Звучит песня «Дружная семья»)
Родители намечают планы совместных действий по оказанию помощи тем родителям, чьи дети могут быть отнесены к разряду трудных детей.
В числе мер предлагаются беседы с ребёнком в присутствии родительского комитета, привлечение родительского комитета к посещению уроков наблюдения за участием трудных детей в урочной деятельности, привлечение таких учащихся во внеклассных мероприятиях и т.д.
Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребёнка.
6. Рефлексия: Уважаемые родители, мы подняли с вами очень важную тему воспитания детей, в ходе дискуссии обсудили важные моменты и наметили пути решения проблем. Перед вами смайлики, выберите себе тот, который вам нужен и опустите в коробочку. Красный цвет обозначает – я зря потратил время. Зелёный цвет – я доволен сегодняшней встречей. Жёлтый – затрудняюсь с ответом.
( выбраны все смайлики красного цвета)
Приложение 1.
Тестирование учащихся.
Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.
Если ты задержишься после школы, то:
А. Твоё объяснение опоздания выслушают
Б. На твоё опоздание не обратят внимание
В. Тебя отругают
Если ты получишь плохую оценку, то:
А. Ты сразу расскажешь об этом родителям
Б. Ты расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты
В. Ты вообще об этом не расскажешь
За плохую отметку тебя:
А. Отругают
Б. Посочувствуют
В. Накажут
Если тебя родители ругают, то ты будешь:
А. Молчать
Б. Доказывать свою правоту, даже, если ты не прав
В. Оправдываться
Если тебя накажу несправедливо, ты:
А. Согласишься с этим
Б. Промолчишь
В. Будешь доказывать свою правоту
Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
А. Простишь, если они попросят прощения
Б. Молча проглотишь обиду
В. Накажешь своих обидчиков при удобном случае
Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:
А. Родителям
Б. Друзьям
В. Посторонним людям
Если в доме гости:
А. Ты вместе со всеми за столом
Б. Ты в своей комнате
В. Ты получаешь возможность уйти из дома
Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
А. Соглашаются
Б. Не обращают на это внимания
В. Не соглашаются
Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
А. Дома
Б. В школе
В. среди друзей
Приложение 2.
Анкета для родителей.
Что вы понимаете под словами «трудный ребёнок»?
Как вы думаете, почему ребёнок становится трудным?
Если у вас в общении с ребёнком появляются трудности, как вы их решаете?
Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребёнка?
Приложение 3
Рекомендации родителям
на каждый день
Говорите сыну или дочери; "Людям должно быть с тобою легко". Не бойтесь повторять это.
Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: "А все-таки, как хорошо у нас дома".
Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: "Ты хорош, но не лучше других".
Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.