Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Подвижные игры"»
Министерство образования, науки и молодежной политики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЬНЫЙ КОЛЕДЖ»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Здорово жить!!!»
Направление: спортивно-оздоровительное
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Разработала:
студентка Ш-32 группы
Ключева Милена Дмитриевна
Ейск, 2020 г.
1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373;
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками . Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.
Направленность: здоровье-сберегающая
Актуальность: Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников.
Цель программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.
Принципы программы: Сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и физических особенностей.
Систематичность и последовательность – непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
Психологическая комфортность – получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительной тренировки.
Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культуры – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами физической культуры.
Принцип наглядности.
Возраст: Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здорово жить» предназначена для обучающихся 1 класса. Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Сроки: Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здорово жить» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часов в неделю: 1 класс - 66 часов в год.
Данная работа начинается с 1класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде:
• подвижных игр,
• народных оздоровительных игр,
• прогулок,
• спортивно-оздоровительных часов,
• физкультурных праздников,
• спортивных соревнований.
Формы деятельности:
• викторины;
• конкурсы;
• ролевые игры;
• выполнение заданий соревновательного характера;
• оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);
• результативность участия в конкурсных программах и др.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здорово жить» является формирование следующих умений:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
планирование общей цели и пути её достижения;
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся должны знать:
основы истории развития подвижных игр в России;
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;
возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий;
индивидуальные способы контроля по развитию адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
Должны уметь:
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Формы контроля деятельности:
•викторины;
• конкурсы;
• ролевые игры;
• выполнение заданий соревновательного характера;
• оценка уровня результатов деятельности (знание, представле-ние, деятельность по распространению ЗОЖ);
• результативность участия в конкурсных программах и др.
Учебно-тематический план.
Раздел Современные подвижные игры(66 ч.)
1 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Беседа о здоровом образе жизни.
Тема 2 Здоровье в порядке - спасибо зарядке! (1ч)
Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Что такое гигиена. Правила личной гигиены.
Тема 4 Профилактика травматизма (4ч)
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения в команде.
Тема 5 Нарушение осанки (2ч)
Упражнения для укрепления осанки.
Тема 6 Современные подвижные игры (57ч)
«Мяч по кругу», «Поймай рыбку», «Цепи кованы», «Змейка на асфальте», «Бег с шариком», «Нас не слышно и не видно», «Третий лишний», «Ворота», «Чужая палочка», «Белки, шишки и орехи», «Пустое место», «Круговая охота», «Команда быстроногих», «Эстафета с булавами»,«След в след», «Мишень», «С кочки на кочку», «Без пары», «Веревочка», «Плетень», «Кто больше», «Успевай, не зевай», «День и ночь», «Кто подходил?», «Караси и щука», «Белый медведь», «Два Мороза», «Охотники и утки», «Бомбардировка», «Встречная эстафета», «Метание в цель», «Гонка мячей над головой, сидя в колоннах», «Подвижная цель», «Мяч соседу», «Передал – садись», «Быстрая передача», «Бросай – беги», «Не давай мяча водящему», «Гонка мячей по кругу», «Гонка мячей по рядам», «Встречная эстафета с мячом», «Эстафета с ведением мяча», «Перестрелка», «Наперегонки парами», «Ловушки-перебежки», «Вызов номеров», «Хитрая лиса», «Наседка и курица», «Зайцы и лиса», «Ловля обезьян», «Третий лишний», «День и ночь», «Ворона и воробьи», «Красочки», « Эстафета».
1 класс
№
Тема
Кол. часов
Теория
Практи-ческие
занятия
1
Здоровый образ жизни.
1
0,5
0,5
2
Здоровье в порядке - спасибо зарядке!
1
0,5
0,5
3
Личная гигиена.
1
0,5
0,5
4
Профилактика травматизма.
4
2
2
5
Нарушение осанки.
2
1
1
6
Современные подвижные игры.
57
57
Итого:
66
4,5
61,5
Календарно - тематическое планирование по курсу
1 класс
№
Наименование разделов и тем занятий
Кол. часов
Дата
Здоровый образ жизни (1)
1
ОРУ Беседа о здоровом образе жизни
1
Здоровье в порядке - спасибо зарядке! (1)
1
ОРУ Комплекс упражнений утренней гимнастики
1
Личная гигиена (1)
1
ОРУ Что такое гигиена. Правила личной гигиены
1
Профилактика травматизма (4)
1
ОРУ Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса
1
2
ОРУ Инструкция по ТБ
1
3
ОРУ Правила поведения в команде
1
4
ОРУ Правила поведения в команде. Инструкция по ТБ
1
Нарушение осанки (2)
1
ОРУ Упражнения для укрепления осанки
2
Современные подвижные игры (57)
1
ОРУ Игра «Мяч по кругу»
1
2
ОРУ Игра «Поймай рыбку»
1
3
ОРУ Игра «Цепи кованы»
1
4
ОРУ Игра «Змейка на асфальте»
1
5
ОРУ Игра «Бег с шариком»
1
6
ОРУ Игра «Нас не слышно и не видно»
1
7
ОРУ Игра «Третий лишний»
1
8
ОРУ Игра «Ворота»
1
9
ОРУ Игра «Чужая палочка»
1
10
ОРУ Игра «Белки, шишки и орехи»
1
11
ОРУ Игра «Пустое место»
1
12
ОРУ Игра «Салки»
1
13
ОРУ Игра «Круговая охота»
1
14
ОРУ Игра «Команда быстроногих»
1
15
ОРУ Игра «Эстафета с булавами»
1
16
ОРУ Игра «След в след»
1
17
ОРУ Эстафета
1
18
ОРУ Игра « Мишень»
1
19
ОРУ Игра «С кочки на кочку»
1
20
ОРУ Игра «Без пары»
1
21
ОРУ Игра «Верёвочка»
1
22
ОРУ Игра «Плетень»
1
23
ОРУ Игра «Кто больше»
1
24
ОРУ Игра «Успевай, не зевай»
1
25
ОРУ Игра «День и ночь»
1
26
ОРУ Игра «Кто подходил»
1
27
ОРУ Игра «Караси и щука»
1
28
ОРУ Игра «Белый медведь»
1
29
ОРУ Игра «Два Мороза»
1
30
ОРУ Игра «Охотники и утки»
1
31
ОРУ Игра «Бомбардировка»
1
32
ОРУ Игра «Встречная эстафета»
1
ОРУ Игра «Метание в цель»
1
33
ОРУ Игра «Гонка мячей над головой, сидя в колоннах»
1
34
ОРУ Игра «Подвижная цель»
1
35
ОРУ Игра «Мяч соседу»
1
36
ОРУ Игра «Передал – садись»
1
37
ОРУ Игра «Быстрая передача»
1
38
ОРУ Игра «Бросай - беги»
1
39
ОРУ Игра «Не давай мяча водящему»
1
40
ОРУ Игра «Гонка мячей по кругу»
1
41
ОРУ Игра «Гонка мячей по рядам»
1
42
ОРУ Игра «Встречная эстафета с мячом»
1
43
ОРУ «Эстафета с ведением мяча»
1
44
ОРУ Игра «Перестрелка»
1
45
ОРУ Игра «Наперегонки парами»
1
46
ОРУ Игра «Ловушки-перебежки»
1
47
ОРУ Игра «Вызов номеров»
1
48
ОРУ Игра «Хитрая лиса»
2
49
ОРУ Игра «Наседка и курица»
1
50
ОРУ Игра «Зайцы и лиса»
1
51
ОРУ Игра «Ловля обезьян»
1
52
ОРУ Игра «Третий лишний»
1
53
ОРУ Игра «День и ночь»
1
54
ОРУ Игра «Ворона и воробьи»
1
55
ОРУ Игра «Красочки»
1
56
ОРУ Эстафета
1
Итого:
66
Методическое обеспечение.
Программно – нормативное обеспечение:
1. ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
2.Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Издательство Москва, Вентана-Граф, 2011год.
Методические пособия:
1. Лях В.И и Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы - М.: Просвещение, 2010 г.,
2. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение.
3. Шурухина В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.
4. Яковлев В. Г. Ратников В.П. Подвижные игры. М. Просвещение.
5. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие. [Текст] А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя начальной школы».
6. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1-4 классы: проект. [Текст] / – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
Интернет – ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.100let.net/index.htm-Уроки здоровья. Клуб здоровья и долголетия http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/- Социальная сеть работников образования
Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Т.П. Цыбина «Внеклассные мероприятия. 3-й класс. – 2-е издание, М.: «ВАКО», 2005 г.
И.В. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», Москва: «ВАКО» 2007 г.
Г.П. Попова «Классные часы», 3 класс. Волгоград «Учитель», 2007 г.
Обухова Л.А., Н.А.Лемяскина, О.Е. Жиренко «135уроков здоровья, или школа докторов природы» 1-4 классы. Издание второе, переработанное. Москва: «ВАКО», 2013 г.