«Рабочая тетрадь как средство формирования оценочной самостоятельности младших школьников»
«Рабочая тетрадь как средство формирования оценочной самостоятельности младших школьников»
В соответствии принципами слвременной политики в облости образовани, предусматривается общедоступность и адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников. Особую актуальность в связи с этим приобретает проблемы индивидуальной специфики обучения и развития учащихся.Изменение целей учебно-воспитательного процесса влечет за собой преобразования содержания образования, методов и средств обучения. Рабочие тетради получившие широкое распростронение в облости образования, особенно в начальной школе, играют особую роль в решении дифференциации и индивидуализации обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Рабочая тетрадь как средство формирования оценочной самостоятельности младших школьников» »
МБОУ «Кутлу-Букашская СОШ»
Выступление на ШМО учителей начальных классов
на тему:
«Рабочая тетрадь как средство формирования оценочной самостоятельности младших школьников»
Подготовила учитель начальных классов
Мухарлямова Л. Ш.
2013г.
В соответствии с принципами современной государственной политики в области образования, ориентирующими на решение проблемы гуманизации и оптимальное развитие учащихся, предусматривается «общедоступность и адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников». Особую актуальность в связи с этим приобретает проблема индивидуальной специфики обучения и развития учащихся. При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно-значимой, наиболее актуальной становится задача овладения учащимися способами самостоятельного добывания и активного усвоения знаний. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у школьников учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний, в любых отраслях науки, по любому предмету.
Изменение целей учебно-воспитательного процесса влечет за собой преобразование содержания образования, средств и методов обучения, требует пересмотра всего учебно-методического комплекса, в том числе и входящих в его состав рабочих тетрадей для школьников. Рабочие тетради, получившие широкое распространение в современном образовании, особенно в начальной школе, играют особую роль в решении проблемы дифференциации и индивидуализации обучения, содействуя формированию и коррекции недостатков учебной деятельности младших школьников и реализующих её общеучебных интеллектуальных умений.
Однако, несмотря на предполагаемую развивающую направленность рабочих тетрадей, общий интеллектуально-деятельностный потенциал учебных пособий этого жанра просматривается в очень ограниченном их ряду.
При наблюдаемом увеличении выпуска рабочих тетрадей специальные исследования по данному виду учебных пособий не были проведены и единые дидактические условия их конструирования не обозначены, не выявлены.
Вследствие этого, авторы-составители рабочих тетрадей часто акцентируют внимание только на особенностях того или иного предмета, не учитывая общий интеллектуально-деятельностный подход к решению проблемы обучения и развития школьников, не затрагивая проблему формирования учебной деятельности в её органичной связи с общеучебными интеллектуальными умениями.Поэтому учащиеся начальных классов школы, для которых учебная деятельность является основной формой их жизнедеятельности, занимаются по рабочим тетрадям, которые формируют конкретные предметные умения и навыки и не приобретают общеучебных интеллектуальных умений, необходимых для самостоятельного добывания знаний в разных областях наук.
На подступах к необходимому восполнению явной недостаточности дидактического обоснования современной рабочей тетради и конкретно - рабочей тетради для младших школьников - следует особо и специально иметь в виду психолого-педагогические закономерности, характеризующие ребенка этого возраста:
1. Закономерности интеллектуального развития детей, связанные с их возможной индивидуальной ориентацией на разные зоны, разные уровни коры головного мозга;
2. Этапы формирования высших психических функций;
3. Активное развитие словесно-логического мышления.
Поскольку основной формой жизнедеятельности младшего школьника является учебная деятельность, рабочая тетрадь должна комплексно содействовать формированию этой деятельности, как и реализующих ее общеучебных интеллектуальных умений с учетом индивидуальных особенностей детей.
Процесс обучения младших школьников с использованием рабочей тетради станет более эффективным, если:
1. Рабочая тетрадь будет оказывать своё специфическое воздействие на решение проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития, коррекции недостатков развития младших школьников.
2. Рабочая тетрадь будет направлена на формирование и развитие общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность (основную форму жизнедеятельности младших школьников), содействующих профилактике и коррекции её недостатков у школьников.
3. Рабочая тетрадь будет включать в себя систему заданий, содействующих решению проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития, коррекции недостатков развития младших школьников.
4. Разработка систем заданий рабочей тетради, будет базироваться на комплексном рассмотрении особенностей развития младших школьников, включая:-психофизиологические особенности развития (развитие систем «глаз-рука», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука»);-особенности формирования высших психических функций (с индивидуальным темпом формирования функций);- параметры развития мышления младших школьников (характеризующиеся сочетанием наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления).
В подходах к обоснованию современной рабочей тетради для младших школьников следует ещё раз подчеркнуть, что на данном этапе развития общества одним из наиболее актуальных принципов педагогического воздействия на учащихся становится проблема индивидуализации (персонификации) учебного процесса.
Индивидуальный подход - один из важнейших принципов педагогики, в соответствии с которым в учебно-воспитательной работе учитываются особенности каждого ученика. Без принципа учета индивидуальных особенностей, педагогическое воздействие оказывает на ребенка, школьника не то влияние, на которое оно должно быть рассчитано. При неосуществлении этого принципа и более способные ученики задерживаются в развитии. Слабые же ученики - дети риска, в таком случае оказываются особо уязвимыми.
Осуществление данного принципа предполагает разработку, построение таких моделей образовательно-воспитательных систем, которые ориентированные на личность, индивидуальность, будучи и целью педагогической деятельности, и необходимым компонентом самих систем.
Из этого следует, что образовательно-развивающий эффект учебных пособий, в том числе - и рабочих тетрадей, будет достигнут, если фактор индивидуальности при их разработке станет учитываться не только на уровне знаний об общих для всех детей одной возрастной группы характеристиках (как это ещё имеет место сегодня), но и на уровне знания об особенностях развития (позволяющих одну и ту же возрастную категорию школьников представить дифференцированно, по критерию существующих между ними педагогически значимых различий).
В психолого-педагогических исследованиях, проведенных, в частности Г.Ф. Кумариной, на основе различий в развитии школьной зрелости детей, поступающих в школу, выделено шесть индивидуально - типологических групп учащихся.Первая группа детей, характеризуется высоким (на фоне других) уровнем психического развития и высокой социальной зрелостью. Яркой чертой этой группы выступает их выраженная интеллектуальная активность.Вторую группу детей отличает в целом достаточно высокое, но менее гармоничное развитие отдельных сторон психики. Эти дети хорошо усваивают знания, способы деятельности, однако при решении творческих задач, требующих самостоятельности, как правило, ограничиваются отработанным способом действия. У этих детей, как и у детей последующих групп, снижается также уровень их социальной зрелости.У детей третьей группы нетворческий характер мыслительной деятельности сочетается с недостаточно высоким уровнем развития социальной зрелости - психологии ученика. В текущей работе они выполняют только то; что требуется.Четвертая группа детей выявляет или невысокий, но относительно уравновешенный уровень всех компонентов психического развития, или преимущественное развитие отдельных сторон личности на фоне заметного отставания других.Пятая группа детей раскрывает еще большую слабость всех составляющих психического развития. Эти дети испытывают стойкие затруднения в познавательной деятельности, отличаясь пассивностью, отсутствием самостоятельности, слабостью волевой регуляции, быстрой интеллектуальной истощаемость.Дети шестой группы находятся на самой низкой ступени развития, что крайне затрудняет «вытягивание» ребенка на уровень состоятельного ученика.
Следовательно, задания в рабочей тетради должны быть построены во-первых, в расчете на активность «зоны ближайшего развития», вызывая при этом активность и «зоны актуального развития», конструктивно индивидуально содействуя подлинному развитию ребенка; во-вторых, в ориентации на формирование высших психических функций в этапах «интер» и «интра» - функций.
Не менее важно и то, что период пребывания ребенка в начальных классах школы характеризуется активным личностным развитием учащихся и формированием словесно-логического мышления, которое в разном темпе и по-разному осуществляется в зависимости от индивидуально психологических способностей, которые в этих знаниях сконцентрированы. Как форма сотрудничества ребенка и взрослого учебная деятельность на определенном этапе служит одним из основных средств включения ученика й в систему социальных отношений.
Итак, на основе обобщения историко-педагогического опыта конструирования учебных пособий для учащихся и рассмотрения дидактических особенностей действующих рабочих тетрадей для младших школьников, были сформулированы и теоретически обоснованы следующие дидактические условия конструирования рабочей тетради:
1-е условие. Воздействие рабочей тетради на решение проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития, коррекции недостатков развития младших школьников.
2-е условие. Направленность рабочей тетради на формирование и развитие общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность (основную форму жизнедеятельности младших школьников), содействующих профилактике и коррекции её недостатков у школьников.
3-е условие. Включение в структуру рабочей тетради системы заданий, содействующих решению проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития, коррекции недостатков развития младших школьников.
С помощью системы экспериментальных заданий проверена идея об эффективности разработки рабочих тетрадей для младших школьников с соблюдением определенных дидактических условий их конструирования, подтвержденная определенной успешностью школьников в овладении общеучебными интеллектуальными умениями, реализующими учебную деятельность, содействуя развитию и коррекции недостатков развития детей.