kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Путешествие в удивительный мир Фразеологии",

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать на уроке русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Путешествие в удивительный мир Фразеологии",»

Тема урока: " Путешествие в удивительный мир Фразеологии". Занятие - путешествие.

Цели занятия:

Обучающая: повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеология».

Развивающая: развитие познавательного интереса; обогащение словарного запаса; развитие у учащихся интереса к самостоятельному творчеству.

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку и народному творчеству.

Оборудование: листы с заданиями; рисунки; матрицы опорных конспектов; словари, цветовые карточки, "картинная галерея". Возможно использование компьютерных средств для вывода текстов и картинок.



Эпиграф к занятию:

Фразеологизмы составляют

народную физиономию языка,

его оригинальные средства

и его…богатство.

В. Г. Белинский

Ход занятия

1. Организазационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний занятие оставило у вас массу впечатлений от услышанного и увиденного, а также пополнил ваш ученический багаж знаниями о богатстве русского языка.

-А что бы вы пожелали друг другу перед началом занятия?

Приветствие-пожелание детей ( « Привет, желаю тебе получить на занятии похвалу». «Привет, желаю тебе активности на занятии». « Привет, желаю тебе хорошего настроения» и т.д.).

2. Сообщение темы, цели, задач занятия

Учитель: Занятие наше будет не совсем обычный. Мы отправимся с вами в путешествие. Но не надо вешать нос и лить крокодиловы слезы, если у вас в кармане гуляет ветер. Не надо ловить гав и бить баклуши, если вам хочется интересно провести время. Не надо лететь со всех ног во время путешествия, а засучив рукава и разинув рот, зарубить себе на носу, что наше путешествие будет очень увлекательным и познавательным.

Итак, ребята, вы догадались, в какую страну мы отправимся? А почему именно вы так решили? Какие фразеологизмы вы услышали? Что они означают?

Молодцы, тема нашего занятия - " Путешествие в удивительный мир Фразеологии". На этом занятии мы обобщим знания о фразеологизмах, пополним ими словарный запас, научимся употреблять фразеологизмы в разговорной и письменной речи, но самое главное -мы отправимся с вами в удивительную страну, которая называется Фразеология.

Задание 1. Актуализация опорных знаний. Игра “Аплодисменты”.

- Отметьте хлопком фразеологический оборот.

Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

- Какие сочетания слов вызвали трудности? (Разбираем, объясняем значение).

- Что такое фразеологизмы?

- Что общего имеют и чем отличаются слова и фразеологизмы?

Запишите в тетрадях число и тему урока. запишите фразеологизмы, которые вы запомнили и их значение. Предложите соседу проверить, правильно ли вы выполнили задание?



Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г. Белинского. Как вы понимаете слова критика? Согласны ли вы с высказыванием?

Ой, я же совсем забыла. Чтобы попасть в страну Фразеологию, вам необходимо ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой.

Задание 2. Устно.

- Что не вырубишь топором?

( Что написано пером, не вырубишь топором).

- Куда вставляют палки?

( Вставляют палки в колеса).

-Что бьют бездельники?

( Бьют баклуши).

- Кого тянут за хвост?

( Тянуть кота за хвост).

- Когда цыплят считают?

( Цыплят по осени считают).

Молодцы, быстро нашли ответы. Вот мы и в стране Фразеология. А где же ключ от ворот. Что это? Опять задание. Какие-то непонятные слова. Ребята, кто мне поможет прочитать задание?

Задание 3. Работа в группах.

Раздаются части фразеологизмов. Необходимо собрать эти фразеологизмы, записать их в тетрадь и объяснить значение. Взаимооценивание.

Учитель. Молодцы, справились и с этим заданием. Никто вас не может загнать в тупик. А вот и ворота открылись. И нас приглашают в картинную галерею.

Задание 4. Работа в парах.

Ребята, посмотрите на эти картинки.

Они какие-то странные.

-А что на этих картинках не так?

-А как бы вы изобразили значение фразеологизмов?

Желающие могут изобразить значения фразеологизмов или написать сочинение- миниатюру.

Учитель. Жители страны очень разные. И каждый о себе говорит только фразеологизмами. Давайте с вами узнаем, какие же они- жители Фразеологии.

Задание 4. Индивидуально письменно в тетрадях.

На доске или экране выведены фразеологизмы. Объединить их по синонимическим признакам и объяснить значение.

1. Сидеть, сложа руки.

2. Во все лопатки.

3. Водить за нос.

4. Засучив рукава.

5. Бить баклуши.

6. Втирать очки.

7. Вводить в заблуждение.

8. Не чувствовать ни рук ни ног.

9. Вставать с петухами.

10. Толочь в ступе воду.

Проверка задания.



Учитель:

Что-то вы подустали.

Давайте вместе отдохнем,

Физкультминутку проведем.

Минутка эта не простая,

Сейчас оценим ваши знанья!

Физкультминутка. Проводит самый активный на уроке учащийся.

Команды подаются фразеологизмами.

-Встанем, как аршин проглотили.

-Проголосуем обеими руками.

-Согнемся в три погибели.

-Дадим задний ход.

-Посмотрим друг другу в глаза.

-Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-Побъем друг другу челом.

-Разведем руками.

-А теперь - руки в брюки.

-Подержим нос по ветру.

-Намылим друг другу голову.

Учитель:

Но в ногах правды нет. Занимайте свои места, продолжим путешествие.

Перед нами- зоопарк. Но чтобы узнать, какие там животные, необходимо дополнить фразеологизмы.

Задание 5. Дописать фразеологизм.

( По мере угадывания животное появляется на экране или на картинке).

-Голоден, как ... ( волк).

-Труслив, как... (заяц).

-Здоров, как... (бык).

-На ухо наступил...( медведь).

-Смотрит, как...( баран) на новые ворота.

-Грязный, как... (свинья).



-Дополните своими фразеологизмами.

-Составьте предложения с записанными фразеологизмами.

Учитель:

Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма?

( Обращаемся к фразеологическому словарю.)

Правильно, в этом нам помогают словари, а мы с вами отправимся в библиотеку.

У вас у каждого на парте лежит фразеологический словарь. Как иностранцы в этой стране мы хотели бы узнать значение некоторых фразеологизмов. Какие это будут фразеологизмы, вам подскажет экран ( или карточка). Давайте найдем значение фразеологизмов и запишем их значение.

" От альфы до омеги", "звезда первой величины".

Учитель.

Многие фразеологизмы пришли к нам из художественной литературы. Именно с такими произведениями работала следующая группа ребят. Город Литературный – следующая наша остановка.

Нами была проведена  работа, в результате которой мы узнали, употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы.

Для получения результата были прочитаны басни И. А. Крылова. В них мы нашли фразеологизмы:

- "Осёл и Соловей": на тысячу ладов, за тридевять земель

- "Две собаки": ходить на задних лапах;

- "Обезьяна": мартышкин труд;

- "Кот и повар": а Васька слушает да ест;

- "Белка": как белка в колесе;

- "Ларчик": а ларчик просто открывался;

В рассказах Николая Носова был найден 20 фразеологизмов:

  • бежать во всю прыть,

  • бить баклуши

  • броситься наутёк

  • в два счёта,

  • в трёх соснах заблудились,

  • взять на буксир

  • вывести на чистую воду,

  • глядеть во все глаза,

  • засучив рукава

  • и дело с концом.

  • как в воду глядел

  • как в воду опущенные,

  • как с луны свалился,

  • калачом не заманишь,

  • накостылять по шее

Из народных сказок пришли фразеологизмы:

  • и я там был, мёд-пиво пил

  • избушка на курьих ножках

  • Кощей Бессмертный

  • Лиса Патрикеевна

  • ни в сказке сказать, ни пером описать

  • при царе Горохе

  • сказано - сделано,

  • сказка - ложь, да в ней намёк

  • сказка про белого бычка,

  • три дня и три ночи.

Такая работа позволила нам сделать вывод: наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях фразеологизмы, которые помогают им ярко, образно дать характеристику герою,, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться.



Подведение итогов урока.

Ребята, путешествие наше подходит к концу. Мы с вами были вместе от альфы и до омеги. Понравилось вам путешествие. Сейчас каждый из вас сможет свои впечатления и пожелания высказать в микрофон.

Стратегия "Микрофон".

Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку. Теперь вы понимаете, почему В.Г. Белинский назвал фразеологизмы "оригинальными средствами"? Почему?

И вот мы снова дома.

-Что мы с вами сегодня обобщили и закрепили на уроке?

-Какие новые фразеологизмы вы узнали во время путешествия?

-Какие советы вы можете дать путешественникам?

-Кого бы вы не брали с собой?

Оценивание знаний.

Ребята, перед вами лежат карточки разных цветов. Красная-вы поработали отлично, зеленая-хорошо, синяя-удовлетворительно. Оцените свою работу на уроке и поднимите карточку соответствующего цвета.

Вот и у нас появились звезды первой величины. Давайте отметим ативных ребят аплодисментами.

Домашнее задание.

А чтобы продолжить знакомство с миром фразеологизмов, запишите задание на дом ( по уровням).

1. Выписать из фразеологического словаря 5 фразеологизмов со словом "язык" и 5 со словом "нос". Объяснить значение.

2. Написать сказку, используя фразеологизмы.

Занятие - путешествия окончено. До новых встреч в стране Знаний.





























Одним из вопросов наших корреспондентов был вопрос о происхождении фразеологизмов. Город Исторический на нашем пути означает, что мы сейчас поговорим о фразеологизмах, которые возникли в эпоху Древней Руси, связанных с историческим прошлым нашего народа.

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой.

1.Во всю Ивановскую

В Москве есть колокольня Ивана Великого, на которой по праздникам звонили во все тридцать колоколов. Звонить (или кричать) во всю Ивановскую - во всю мочь, изо всех сил.

2. Где раки зимуют

В старину раков суеверные люди считали таинственными животными. Узнать рачью зимовку считалось делом очень трудным. Выражение Я ему покажу, где раки зимуют употреблялось как угроза: покажу то, чего никто не знает.

3. Гол как сокол

В этой поговорке сокол – не птица, а гладкое дубовое бревно, стенобитное орудие, которым в древности ломали стены вражеских крепостей. Сокол этот действительно был гол, на его поверхности не было ничего лишнего.

4. Долгий ящик

У царя Алексея Михайловича в селе Коломенском у дворца был прибит длинный ящик, куда люди опускали свои челобитные (прошения). Прошения, проходя через руки бояр, очень часто задерживались. Выражение откладывать дело в долгий ящик означает "тянуть, задерживать, медлить"

5. Дело – табак

Идет от обычая бурлаков при входе в воду подвязывать к шее кисет с табаком, чтоб не намок. Когда становилось так глубоко, что вода подступала к шее, кричали – табак!

6. Лясы точить

Выражение это происходит от слова балясины (так назывались фигурные столбики для лестничных перил, которые вытачивались на токарных станках). Занятие это считалось нетрудным и веселым, мастера шутили, балагурили, пели. лясы точить – балагурить, пустословить для потехи.

7. За пояс заткнуть

По старорусскому обычаю пояс был обязательной частью как мужской, так и женской одежды. За пояс затыкали полы рубахи, чтоб не мешали в работе; ямщики затыкали за пояс рукавицы, плотники – топор и т.п. Таким образом, затыкали что-либо за пояс только рабочие, мастеровые люди. Отсюда начали говорить: заткнуть за пояс - превзойти кого-нибудь в работе, умении.

8. Затрапезный вид

Петр I в свое время передал основанную им ткацкую фабрику одному купцу – Ивану Затрапезникову. Фабрика изготовляла грубую и дешевую ткань. С тех пор о человеке в измятом, потрепанном и грязном платье говорят: у него затрапезный вид.

9. Казанские сироты

После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил отдельных татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо требовали наград. Прикидываться казанским сиротой – притворяться бедняком.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Путешествие в удивительный мир Фразеологии",

Автор: Масикова Анна Юрьевна

Дата: 17.02.2019

Номер свидетельства: 500168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Конспект урока по русскомы языку в 6 классе: "Этот удивительный мир фразеологизмов" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomy-iazyku-v-6-klassie-etot-udivitiel-nyi-mir-frazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "184338"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426043982"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Внеклассное мероприятие на тему: «Путешествие в мир русского языка»"
    ["seo_title"] => string(68) "vnieklassnoiemieropriiatiienatiemuputieshiestviievmirrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "303030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457379365"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Внеклассное мероприятие на тему: «Путешествие в мир русского языка»"
    ["seo_title"] => string(69) "vnieklassnoiemieropriiatiienatiemuputieshiestviievmirrusskoghoiazyka1"
    ["file_id"] => string(6) "303031"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457379371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства