Просмотр содержимого документа
«" Пушкинские чтения. Путешествие по сказкам Пушкина.В сказочной стране Лукоморье»»
Цель: популяризация творчества А. С. Пушкина, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся, привлечение интереса к отечественной истории и литературе.
Задачи: - познакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина;
- возрождение традиции звучащего слова;
- пробуждение интереса к чтению;
- воспитание литературного и художественного вкуса;
- воспитание культуры чтения;
- развитие навыков выступления перед аудиторией.
Ход мероприятия
Сказочница: Давным - давно в далеком селе Михайловском, когда наступал вечер, довольно таки взрослый юноша садился рядом со своей любимой няней и с упоением слушал, как и в детстве, ее сказки. А рассказывать она их умела.
— Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!- говорил он своему другу. Потом через 5 лет уехав из Михайловска от своей любим няни Ирины Родионовны, он сказки переложил на стихи.
— Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя . Это была только присказка, а сказка будет впереди. Я сегодня буду выступать перед вами в роли сказочницы, думаю вам увиденное и услышанное сегодня понравится и вы долго еще не забудете эти сказки. А как вы думаете, о каком человеке который уже в взрослом возрасте, любил слушать нянины сказки а потом еще их и переложил на стихи, я сегодня говорила (А.С. Пушкин). Да, правильно, это Пушкин
Ведущий:
Есть имена, как солнце! Имена – Как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена...
Мы рады вас сегодня приветствовать на нашем конкурсе чтецов, посвященному памяти известного всем поэта - А.С. Пушкина. Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений поэта А.С. Пушкина. Еще при жизни его называли “солнцем русской поэзии”. Поэт оставил нам изумительные стихи. Со дня гибели Пушкина А.С. прошло уже 185 лет, но творчество его не забыто. Сегодня мы проводим конкурс чтецов по выразительному чтению стихотворений, отдаем дань уважения великому поэту, известному во всем мире.
Действие протекает в виде календаря, на каждом листке которого имеются страницы-станции.
Ведущий. Сегодня мы совершим путешествие по страницам биографии А.С. Пушкина. И назвали нашу встречу " Пушкинские чтения. Путешествие по сказкам Пушкина.В сказочной стране Лукоморье»
Выступление ученицы
Первая календарная страница – станция "Детство".
Пушкин родился 6 июня (по новому стилю) 1799 года. В семье Пушкиных было 3 детей. Александр был средним. Старшую сестру звали Ольгой, младшего брата—Львом. Когда Александр Сергеевич был маленьким, родители не предвидели в нем никакого особого таланта. Им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. Он был грузным, полным мальчиком, неповоротливым и безынициативным. До 12 лет он воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском. Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Пушкин обожал их слушать. Однако учиться он никак не хотел. У него была прекрасная память, и он пытался хитрить: старался запомнить уроки в тот момент, когда его сестра отвечала их учителю. Арифметика казалась для него недоступной, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами. Начиная с 9 лет, Саша стал много читать. Он тайком забирался в библиотеку отца и читал часами напролет. С 8 лет он стал писать стихи, разумеется, по-французски.
Лучшими друзьями Пушкина в детстве были: няня Арина Родионовна
( крепостная крестьянка), заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита.
Няня рассказывала маленькому Саше русские сказки и пела песни. Бабушка знала много рассказов о старине, а с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы.
В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки. Большую часть времени он проводил в играх с крепостными ребятишками.
В раннем возрасте Саша читал много книг. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С восьми лет он сам начал сочинять стихи.
Ведущий. Мы меняем лошадей и отправляемся в путь к календарной странице – станции "В лицее".
Летом 1811 года юного Пушкина привезли в Петербург. В 12 лет, выдержав экзамен, Саша поступил в Царскосельский лицей для детей знатных дворян.
Преподаватели воспитывали в лицеистах любовь к свободе, Родине и своему народу. В лицее Пушкин увлекся литературой. Уже в эти годы он писал немало стихов.
Ведущий. А теперь мы в Петербурге.
Весной 1817 года Пушкин закончил Царскосельский лицей. Лето он провел в родовом имении Михайловское.. Здесь он усердно записывал русские народные сказки: о Бабе Яге, Кащее, о русалках, леших.
Пушкин живет в Петербурге. Поэт поступил на службу, но большую часть времени он отдает поэзии.
Некоторые его стихи были направлены против царя, его приближенных. Пушкин стал опасным противником царя. Вот почему он заявил, что поэта "надобно сослать" из-за возмутительных стихов.
Ведущий. Немного отдохнув и поменяв лошадей, мы отправляемся к следующей календарной странице – станции" В ссылке".
В мае 1820 года Пушкина сослали на юг России в Кишинев. Здесь было тайное Южное общество, которое выступало против царя. Пушкин не был членом этого общества. Но с его участниками имел тесную связь. Ссылка угнетала и мучила поэта. Царь приказывает поэту выехать на новое место ссылки. В августе 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское. Здесь он долгое время жил один, без друзей. За ним строго следили местные власти. Только няня, Арина Родионовна, разделяла с ним тяжелые годы изгнания. Пушкин переживал душевный кризис, ему было тяжело и одиноко.
В часы уныния спасением для поэта оказывается няня. Как в детстве, она рассказывала чудесные сказки, пела старинные песни. Позже на сюжеты, записанные со слов няни, поэт напишет несколько замечательных сказок.
В сентябре 1826 года царь освобождает поэта из ссылки. Пушкин возвращается в Москву.
Ведущий.
Следующая станция "После ссылки".
14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов. Они выступали против царя Николая IПри обыске у некоторых декабристов были найдены стихи Пушкина. Это означало, что поэт был на стороне декабристов., За поэтом была установлена слежка. Все новые произведения поэта просматривал сам царь.
Осенью 1830 года Пушкин провел в Болдино. В Болдино же были написаны "Сказка о попе и работнике его Балде".
Ведущий. Со многими новыми и интересными произведениями великого поэта мы познакомились. А сейчас наш путь приближается к печальной календарной станции – "Гибель поэта".
Враждебное отношение к Пушкину царя и его приближенных усиливалось. Враги преследовали поэта. Использовали ложь и клевету. Пушкина замышляли убить и вскоре нашли для этого повод. На одном из балов француз Дантес попытался оскорбить жену поэта, первую красавицу Наталью Николаевну. Пушкин, защищая честь своей жены, вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 8 февраля 1837 года недалеко от Петербурга. Пушкин был смертельно ранен и в тяжелых страданиях 10 февраля 1837 года скончался.
Смерть поэта была большим горем для всей России. Около 50 тысяч человек подошли к дому, где жил Пушкин. Большей частью это были простые люди. Они пришли проститься со своим любимым поэтом и защитником.
Ведущий. Нам осталось посетить последнюю календарную страницу – станцию "Наш Пушкин".
Пушкин прожил короткую жизнь—всего 37 лет. Но он много трудился и оставил нам поистине бесценное сокровище—свое творчество.
Ведущий: Неумолимо время мчится
На быстрой тройке почтовой
И век уже не повториться,
В котором Пушкин жил с женой.
Уже иное наше время:
И балов нет, и нрав другой
Но, как тогда, младое племя
Стремиться к Пушкину душой!
- А сейчас позвольте представить вам наше жюри, которое сегодня будет оценивать выступление наших чтецов.
Представление жюри.
Ведущий:Самым лучшим другом в детстве поэта была няня Арина Родионовна Преданная, приветливая – настоящий друг. Ей он доверял свои сердечные тайны, жаловался на одиночество. Она разделяла с ним трудности изгнания. От неё, большой выдумщицы, узнавал он о старине. Няня Арина Родионовна постоянно в общении употребляла пословицы и поговорки. Знала много, говорила складно. Именно у неё будущий поэт получил первые уроки литературного мастерства. Пушкин любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня и бабушка. Он записывал их в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки, которые мы все знаем. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения. Сказки предназначались автором для взрослых. В них отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность
Сказочница: А сейчас давайте вспомним с вами сказки любимого Александра Сергеевича Пушкина. Я буду читать отрывки из сказок, а вы их закончите. И назовёте сказку. Попробуем? 1 Кабы я был царица,- Говорит её сестрица,- То на весь бы мир одна (Наткала я полотна). «Сказка о царе Салтане»
2 Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, (К царству славного Салтана) «Сказка о царе Салтане»
3 Пришла к нему рыбка, спросила: («Чего тебе надобно, старче?») «Сказка о рыбаке и рыбке»
4 Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна (Села ждать его одна) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
5 А царица вдруг пропала. Будто вовсе не бывало. Сказка ложь, да в ней намёк (Добрым молодцам урок) «Сказка о золотом петушке» Молодцы ребята! Хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича.
Но сегодня мы путешествуем по Лукоморью, а в этой стране тоже много загадок. И сейчас мы проверим, внимательно ли вы читали сказки Александра Сергеевича. Нужно ответить на вопрос и назвать сказку.
1 В какой сказке: «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком» («Сказка о царе Салтане») 2Из чего князь Гвидон сделал себе лук? (Из дуба) «Сказка о царе Салтане»
3 На чём сидел золотой петушок, охраняя границы государства? (На спице) «Сказка о золотом петушке»
4 Кто из героев сказки ел вареную полбу и спал на соломе? (Балда) «Сказка о попе и его работнике Балде»
5 Сколько лет жил в ветхой землянке старик со старухой? (30 лет и 3 года) «Сказка о рыбаке и рыбке»
6 Сколько сыновей было у царя Додона? (Два) «Сказка о золотом петушке»
7 Кто похитил царевну в сказке «Руслан и Людмила»? (Черномор) 8 Кто дал царевне отравленное яблоко? (Черница) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
9 Сколько раз ходил старик к золотой рыбке с просьбами? (5 раз) «Сказка о рыбаке и рыбке»
10 Где встретились поп и Балда? (На базаре) «Сказка о попе и его работнике Балде»
Молодцы, ребята! Вы так хорошо знаете героев сказок Пушкина.
Итак, приглашаю вас совершить путешествие в сказочную страну, в Лукоморье вместе с учащимися начальных классов
Итак, мы начинаем конкурс чтецов. Давайте окунёмся в волшебный мир
А. С. Пушкина, а поможет нам в этом ученица __ класса ___________________
Она прочитает пролог к поэме «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зелёный;
(читают также другие ученики, разучившие отрывки из этой сказки)
Ведущий: Излюбленным временем года Пушкина была осень. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…», - однажды написал поэт. С его именем связано и знаменитое выражение «болдинская осень»: Болдинской осени суждено было стать самым плодотворным временем в его творчестве. Находясь изгнании в своём имении Болдино, он за короткое время написал около 40 произведений, в том числе в Болдино был написана "Сказка о попе и работнике его Балде".
Отрывок из Сказки читает ___________________________________________________
(читают также другие ученики, разучившие отрывки из этой сказки)
Вашему вниманию ученики 4 класса представят отрывок из «Сказки о царе Салтане…»
Три девицы под окном
(читают также другие ученики, разучившие отрывки из этой сказки)
Ведущий: Дорогие ребята, огромное вам спасибо за ваши выступления. Сегодня мы с вами лишь приоткрыли дверь в мир Пушкина, в мир его сказок. Но у Пушкина, помимо сказок, очень много и других произведений: это и стихи, и роман, и поэма, и повести. И надеюсь, что мы смогли хоть немного пробудить ваш интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина.
- А теперь слово нашему жюри для подведения итогов и награждения победителей.
Сказочница: Молодцы, ребята! Как хорошо вы читаете стихотворения Александра Сергеевича. Мне даже не хочется с вами расставаться. Но все праздники когда-нибудь заканчиваются. Закончилось и наше путешествие в Лукоморье. Но для вас встречи и знакомства с новыми героями произведений Александра Сергеевича продолжаются. Когда вы станете старше, вы с удовольствием прочтёте его повести и рассказы, романы. Я надеюсь, что книги всегда будут вашими верными друзьями, всегда и во всём помогут вам. Больше читайте и не забывайте приходить в библиотеку. Читайте Пушкина, друзья!!! До свидания! До новых встреч!
Вам понравилось, мы знаем,
Все читали от души.
Спасибо всем сидящим в зале
За то, что к нам сюда пришли.
Сказки Пушкина все мы читали
И героев всех знаем давно.
Очень жаль расставаться нам с вами,
Помнить нам их всегда суждено.
Список использованной литературы: 1.Педсовет.-1999.-№2 2.Пушкин, А.С. Руслан и Людмила/А.С.Пушкин; Худ. М.А.Саморезов. - М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА-ПРЕСС, 2006.-144с.: ил. 3.Пушкин, А.С. Сказки/А.С.Пушкин; Ил. А.Власовой.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.-128с.: ил. 4.Пушкин, А.С. Стихотворения/А.С.Пушкин; предисл., Н.Сидориной; рис. А. Аземши.- М.: Астрель: АСТ, 2006.- 184 с.: ил