Просмотр содержимого документа
««Психолого — медико — педагогический консилиум в образовательной организации.» (ступень НОО)»
«Психолого — медико — педагогический консилиум в образовательной организации.»
(ступень НОО)
Исторически ПМПк ориентирован на детей с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие со всей очевидностью показало, что в поле зрения специалистов ПМПк попадают самые разные проблемы школьной и общесоциальной дезадаптации в детском возрасте..
Согласно Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития — это отношение между ребенком и окружающей его социально опосредованной действительностью. При таком подходе «отклонение в развитии» следует рассматривать уже в более широком смысле. Традиционно считалось, что отклонения в развитии мешают ребенку адаптироваться в социальной среде и интегрироваться в нее. Современные акценты (на организации социальной среды адекватно особенностям развития ребенка) заставляют специалистов ПМПк фокусировать свое внимание не столько на диагностике развития (как самоцели), сколько на разработке рекомендаций в соответствии с проведенной диагностикой.
Для специалистов ПМПк важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.
Структура и организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
Психолого-медико-педагогический консилиум создается в общеобразовательном учреждении приказом директора школы. В его состав входит заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), ведущий педагог (классный руководитель), учитель-логопед, педагог-психолог, медицинский работник. При отсутствии специалистов они могут привлекаться к работе консилиума на договорной основе;
Прием детей на консилиум осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так и по инициативе классного руководителя, у которого обучается ребенок, и в этом случае должно быть получено письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование ребенка. При несогласии родителей (законных представителей) с ними может проводится психологическая работа по созданию адекватного понимания проблемы.
При обследовании на консилиуме должны быть представлены следующие документы:
- педагогическое представление на ребенка, в котором должны быть представлены проблемы, возникающие у учителей, работающих с ребенком;
- подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей. При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке, врач (медицинская сестра) консилиума направляет запрос соответствующим медицинским специалистам;
- представляются свидетельство о рождении, письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности детей.
По результатам обследований (психологом, логопедом, врачом\медицинской сестрой, педагогом) составляются заключения по утвержденной схеме.
На основании полученных данных (заключений специалистов) коллегиально составляется заключение Консилиума и рекомендации об образовательном маршруте или его изменении, воспитании ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.
В ситуации диагностически сложных случаев, конфликтных моментов, невозможности для членов консилиума однозначного решения об обучении и воспитании ребенка, он направляется на консультацию в психолого-медико-педагогическую комиссию для углубленной диагностики. Для направления на консультацию заполняется стандартизованная форма.
На ребенка, проходящего обследование в консилиуме, заводится Карта Развития ребенка, в которой находятся все данные индивидуального обследования, заключение консилиума, копии направлений во внешние организации, включая направление на муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (муниципальную ПМПК). Кроме того, в Карту Развития ребенка вносятся данные об коррекционно-развивающей работе, данные по специальной коррекционной работе, проводимой специалистами психологами, логопедами, другими специалистами, работающих с детьми. Данные вносятся в конце каждой учебной четверти (для педагогов), а также после каждого курса занятий со специалистами с описанием наблюдаемой динамики и перспективными планами коррекционной работы.
Карта развития ребенка хранится у Председателя Консилиума и выдается только специалистам, работающим в консилиуме. Председатель консилиума и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование на Консилиуме.
В случае направления ребенка на муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию карта развития ребенка со всеми представлениями и заключением консилиума передается сотрудниками консилиума в вышестоящую комиссию, при этом в журнале учета детей, прошедших обследование, делается соответствующая запись.
После прохождения обследования ребенка специалистами ПМПК, в Карту развития ребенка добавляются соответствующие заключения и решение ПМПК, после чего Карта развития ребенка возвращается в консилиум школы.
В конце третьей четверти консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимается решение о продолжении коррекционно-развивающей работы, либо о выводе ребенка в другую образовательную систему (изменении образовательного маршрута). На детей, выводимых из коррекционно-развивающих занятий, составляется итоговое заключение. В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением консилиума о выводе ребенка в другую образовательную систему (изменении образовательного маршрута), ребенок направляется консилиумом на муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию для подтверждения или уточнения рекомендаций.
Любые изменения образовательного маршрута как в пределах одного образовательного учреждения, так и в случае изменения типа образовательного учреждения могут быть осуществлены только при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей).
В ситуации выведения ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из Карты развития, в которой в краткой обобщенной форме отмечаются заключения всех специалистов, проводивших консультирование, включая педагогическую характеристику, результаты специальной коррекционной работы с ребенком, итоговое заключение Консилиума школы.
Выписка выдается родителям по специальному запросу из того образовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок.
В школьном ПМПк ведется следующая документация:
- журнал записи и учета детей, поступивших на учет ПМПк.
- журнал коллегиальных заседаний консилиума;
- журнал о движении документации и соответствующих направлениях ребенка как в системе психолого-медико-педагогического консилиума, так и во внешние организации;
- Карты развития детей с представлениями специалистов и заключениями консилиума по результатам обследования и решением о форме и виде коррекционно-развиваюшего обучения;
- листы коррекционной работы специалистов (вкладывается в Карту развития ребенка в процессе коррекционной работы);
- список специалистов консилиума и специалистов, привлеченных на договорной основе, расписание их работы, включая расписание индивидуальных и групповых занятий.
- журнал регистрации архива Консилиума;
- архив консилиума, состоящий из Карт развития детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения школы в другие образовательные системы, специализированные учреждения здравоохранения или социальной защиты;
Архив консилиума хранится в течение 10 лет в специально оборудованном месте и выдается только членам Консилиума, о чем в журнале регистрации архива Консилиума делается соответствующая запись.
Председатель и специалисты, участвующие в работе консилиума, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование или находящихся на коррекционно-развивающих занятиях.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
для школьного психолого-медико педагогического консилиума
Развитие моторных функций (динамическая организация движений, кинестетическая организация движений) ___________________________________________________________________________________
Восприятие (зрительное и слуховое)_____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
– наличие неспецифических ошибок _________________________________________________________
Проявление заикания
(сопутствующие движения, уловки, формы и характер судорог,
степень тяжести их проявления, особенности речевого поведения) _________________________________________________________________________________________
Реакция ребенка на замечания, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к похвале или порицанию____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способность планировать и контролировать собственную деятельность (умение сосредоточенно работать), способность понимать и следовать инструкции педагога_______________________________________________
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (формат +/-, если обучающийся владеет данной информацией +, если не владеет -)
Знание своего имени________, фамилии________, точной даты рождения__________, возраста____________, состава семьи___________, имен и отчеств родителей___________, их профессии_________, знание имен и отчеств бабушек и дедушек________________, знание своего адреса_____________, имени и отчества педагога_______.
Знание и представления об окружающем, ориентация в явлениях и предметах окружающей жизни.
Времена года_________, их порядок______, количество и признаки________, погодные явления, связанные с временами года____________. Растения____________, дикие и домашние животные_____________.
Сформированность учебных навыков
Общая оценка учебных навыков
Степень сформированности учебных навыков ребенка к настоящему моменту, динамика формирования знаний и умений за какой-либо значительный период времени (с начала обучения, сначала учебного года, за истекшее полугодие или четверть).________________________________________________________________________
Кратко приводится успеваемость по основным предметам школьной программы. Оцениваются знания по предметам.
• Математика.
1. Оценивается владение счетными операциями: Прямой и обратный числовой ряд, соотнесенный счет с указанием исходного числа и без, сравнение количеств групп предметов с разницей в 1-2 предмета (только для детей 5-6 лет), знание цифр, соотнесение цифры и числа, знание места числа в числовом ряду, устный счет, ориентировка в 2-м десятке, сотне, тысяче, понимание разрядности в десятке, сотне, тысяче;
2. Способность к решению задач (простых, составных, задач с косвенным вопросом) и понимание способа решения. Оценивается насколько ребенок быстро ориентируется в задаче и находит решение, необходимость в дополнительных повторах, разъяснениях, подсказке или иной педагогической помощи при выполнении задания.
1.соответствие техники чтения требованиям школьной программы, знание букв, наличие или отсутствие слияния, способ чтения._________________________________________________________________________
3. отмечается необходимость в дополнительных повторах предложений, слов педагога при письме под диктовку, характер ошибок на письме (орфографические: не знает или не применяет правила, дисграфические: "по невнимательности", "описки", хронически повторяющиеся)_________________________________________
Педагог ПМПК должен отметить (не углубляясь в оценку):
1. качество звукопроизношения ( правильное или нарушенное), сформированность фразовой речи, ее интонацию, выразительность, ясность.______________________________________________________________
2. грамматическую правильность устной речи, отметить особенности грамматического строя______________
4. умение составить самостоятельный рассказ, план рассказа, построение смыслового плана текста, запоминание словесного материала, возможность на основании запомненного пересказать текст
(Взаключении должны быть в предельно краткой форме отражены особенности поведения ребенка во время обследования, характер деятельности, резюмировано соответствие (частичное соответствие или несоответствие) ребенка требованиям программы, соответствие программных знаний возрасту и классу, в котором находится ребенок в настоящее время.)