Просмотр содержимого документа
«Проект "Сохраним мир птиц"»
Проект «Сохраним мир птиц»
Проект проводился в 4-б классе МБОУ «СОШ №3» г. Пикалёво
Краткая аннотация проекта
Данный проект предназначен для реализации в начальной школе, в рамках учебных предметов "Окружающий мир", "Литературное чтение". Проект приурочен к районной экологической акции «Сохраним мир птиц» в рамках районного детского общественного объединения «Русичи»
По доминирующей в проекте деятельности - поисково-прикладной.
По количеству участников – групповой.
По продолжительности – краткосрочный.
Цель проекта: формирование образовательных компетенций учащихся начальной школы через их включение в краткосрочный проект по теме «Сохраним мир птиц».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт;
- формирование эстетических потребностей.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умение слушать и слышать собеседника;
- умение работать в группе.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- познакомиться с миром птиц, показать их разнообразие, красоту;
- изучить птиц Ленинградской области и определить их значение в природе.
Что участие в проекте даст его участникам
Данный проект расширяет кругозор и знания о природе, развивает познавательную активность, умение сравнивать и делать выводы, воспитывает бережное отношение ко всему живому. Данный проект призван развивать у учащихся начальной школы умение увидеть окружающий мир как сложную систему взаимосвязанных элементов. При разработке проекта у учащихся формируются умения анализировать, аргументировать, делать выводы, принимать решения, решать проблемы. Работая над проектом, учащиеся начальной школы развивают коммуникативные умения, любознательность, учатся работать с информацией и медиасредствами.
Результаты проекта
После завершения проекта учащиеся узнают птиц, обитающих на территории страны и определять их значение в природе; создадут стенгазеты, книжки-малышки; сформируют портфолио, представляющее полную картину прогресса умений, навыков ученика по учебной теме. Итоговые работы (кормушки, скворечники) ребята представят на конкурс, затем повесят на деревья.
Как будут оцениваться и обсуждаться:
1. Провести оценку начальных знаний учащихся (формирующее оценивание) с помощью:
презентации учителя и поддерживающей её эвристической беседы, заполнение листа самооценки.
2.Обсуждение общего плана проекта и планов работы групп.
3. Составление критериев оценивания будущих работ (презентация, буклет, фотоальбом и др.).
4. Контроль и самоконтроль в группах.
5.Совместно корректируется работа групп в нужном направлении и обеспечивается обратная связь.
6.Заполнение листов самооценки.
7. Рефлексия.
Технологическая карта проведения итогового занятия в рамках проекта «Сохраним мир птиц»
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I.Организационный момент
Организация деятельности учащихся:
Добрый день и добрый час!
Мы очень рады видеть вас!
Чтобы нам урок начать,
Добра всем надо пожелать.
Вы друг к другу повернитесь Друг другу мило улыбнитесь.
И скажите от души чем соседи хороши.
Произнесите друг другу комплименты.
Ведь всем приятны такие моменты.
Учащиеся поворачиваются к соседу, говорят друг другу комплименты.
Дети читают загадки о птицах и стихотворение
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности, и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
II Целеполагание.
Вспомните, над какой большой темой мы работали целый месяц. О чём же мы будем говорить на итоговом занятии нашего проекта? А какую цель вы перед собой поставите?
У вас на партах карточки с возможными задачами на сегодняшнее занятие. Выберите, по вашему мнению, подходящие к теме нашего проекта.
Ребята отвечают на поставленный вопрос
- Обобщить и углубить полученные знания о птицах
1.Обобщить полученные знания о птицах.
2.Формировать умение работать в группе.
3.Оценивать свою деятельность.
4.Учиться слушать собеседника
-
-
-
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.
Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
III. Страница 1.Презентация итоговых работ проекта
В нашем проекте работали 4 группы и сейчас я предлагаю им провести небольшой отчёт своей работы:
1 группа «Птицы Ленинградской области»
2 группа «Удивительные птицы»
3 группа «Перелётные птицы»
4 группа «Зимующие птицы»
- Какие трудности возникли в ходе проекта?
- Как их разрешали?
- Довольны ли своей работой?
Учащиеся делают краткие сообщения по изученному и представляют свои работы.
Познавательные : Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
IV.Разделение по группам
-Я предлагаю вам выбрать карточку любого цвета и занять своё рабочее место.
Учащиеся выбирают карточку определённого цвета и занимают соответствующее место
Познавательные: Умение работать по алгоритму.
V. Страница 2 Делаем кормушки.
Вам необходимо в группе определить функции и роли каждого участника, занести их в инструкционную карту
В соответствии с инструкцией выполнить необходимую работу.
Проанализировать вашу работу в группе и подготовиться к презентации своей работы.
Учащиеся выполняют задание учителя:
1.Распределяют обязанности.
2.Выполняют работу по плану.
3.Делают самооценку.
4.Готовятся к самопрезентации
Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; определение общей цели и путей её достижения.
Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Познавательные: Использование знаково- символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Регулятивные: Определение последовательности действий, развитие умения делать анализ хода и способа действий: внесение необходимых дополнений и корректив в план.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
VI Страница 3 Презентация выполненной работы (Кормушки)
Предлагаю вам презентовать свои кормушки.
Учащиеся показывают выполненные работы, презентуют их группой .
Познавательные: Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
VII Страница 4 Акция «Покормите птиц»
А сейчас я предлагаю выйти на школьный двор и поместить изготовленные кормушки на деревья.
Ребята с учителем идут на школьный двор
Личностные: Формирование Эстетических потребностей, ценностей, чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
VIII Итог занятия. Рефлексия
Ребята, сегодня вы, как мне кажется, потрудились на славу. Но я предлагаю Вам самим оценить свою работу над проектом. Если Вам было сложно и вы не очень довольны своей работой, то поселите в кормушку синюю птичку; если вам не было сложно и в общем работой довольны, хотя есть некоторые замечания к себе ваша птичка – жёлтая; Если вы полностью удовлетворены своей работой и считаете, что у вас всё прекрасно получилось – поместите в кормушку красную птичку.
Ребята выбирают птичку необходимого им цвета и прикрепляют в нарисованную кормушку.
Познавательные: Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Регулятивные действия: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Я предлагаю закончить наш праздник
стихотворением «Не разоряйте птичьего гнезда»
Визитная карточка проекта:
Автор проекта
Фамилия, имя отчество
Исупова Ольга Викторовна
Регион
Ленинградская область
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
г.Пикалёво
Номер и/или название школы/ОУ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Описание проекта
Название темы учебного проекта
«Сохраним мир птиц»
Краткое содержание проекта
Проект может быть проведён с учениками начальных классов. Данный проект расширяет кругозор и знания о разнообразии мира птиц, природе родного края, развивает познавательную активность, умение сравнивать и делать выводы, воспитывает бережное отношение ко всему живому.
Данный проект призван развивать у учащихся начальной школы умение увидеть окружающий мир как сложную систему взаимосвязанных элементов.
При разработке проекта у учащихся формируются умения анализировать, аргументировать, делать выводы, принимать решения, решать проблемы.
Работая над проектом, учащиеся начальной школы развивают коммуникативные умения, любознательность, учатся работать с информацией и медиасредствами, План оценивания в ходе проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении; в центре внимания - учебные потребности ребёнка, развитие навыков управления своим обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении.
Предмет(ы)
Окружающий мир, литературное чтение.
Межпредметные связи
ИЗО, технология, информатика
Класс(-ы)
Для учащихся начальной школы
Приблизительная продолжительность проекта
Месяц
Основа проекта
Образовательные стандарты
Сформированность уважительного отношения к родному краю, природе нашей страны, её современной жизни;
Освоение доступных способов изучения природы ( наблюдение, запись, сравнение, классификация и т.д. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей в открытом информационном пространстве);
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание начального общего образования по учебному предмету:
Животные и их разнообразие. Условия необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) Птицы, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, краткая характеристика на основе наблюдений.
Ожидаемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся смогут:
называть птиц обитающих в Ленинградской области ( зимующих и перелётных);
распределять обязанности в проектной группе;
продемонстрировать с помощью компьютерных презентаций, фотоальбомов, буклетов знание и понимание особенностей животного мира на примере выбранных птиц;
выполнить проверочную работу по теме учебной программы;
выполнить мониторинг своего продвижения в изучении темы (получения новых навыков в ходе проекта);
собрать портфолио, отражающее полную картину прогресса умений, навыков ученика в ходе изучения выбранной темы;
в ходе защиты проекта продемонстрировать итоговый продукт работы группы;
принять участие в акции «Покормите птиц».
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Почему мы должны заботиться о животных?
Проблемные вопросы учебной темы
Как можно помочь птицам зимой?
Как птицы приспособились к зимовью?
Что знает русский народ о птицах?
Почему птицы выбирают нашу местность?
План оценивания
График оценивания
До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы над проектом
Формирующее оценивание:
просмотр презентации учителя, сопровождаю- щийся эвристической беседой,
обсуждения в малых группах,
наблюдение за учениками, вовлечёнными в структурирован- ные и неструктуриро- ванные мероприятия.
самооценка.
мониторинг понимания учебного материала
анализ проблемных вопросов по темам исследований,
выдвижение гипотез,
определение целей исследования
выбор формы представления работы
«Мозговой штурм в группах»
«Заполнение таблицы З-И-У»
Работа в малых группах по темам исследований: поиск, обсуждение полученной информации,
работа с контрольными листами самооценки (индивидуальной и в группах)
Наблюдение за прогрессом
самооценка навыков самоуправления обучением
Самооценка самостоятельности и успешности
«Самооценка навыков работы в группе»
Взаимооценка
Оформление портфолио
Презентация итоговых работ: представление работы группы
Проверочная работа по учебному плану
Индивидуальная работа учителя с учениками по материалам (заполненным бланкам) личных портфолио участников проекта
Мониторинг успешности развития умений и навыков по теме проекта
Описание методов оценивания
В начале проектной деятельности необходимо провести оценку начальных знаний учащихся (формирующее оценивание) с помощью презентации учителя и поддерживающей её эвристической беседы.
Затем обсуждается общий план проекта и планы работы групп.
Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, фотоальбом, рисунки, кормушка для птиц), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах.
По итогам работы каждой группы учителем ведётся лист продвижения по проекту, где отмечаются:
соответствие целей результатам работы.
логичность изложения и подачи информации,
умение делать выводы,
правильность ее выполнения,
творческий подход,
своевременность выполнения работы,
источники информации,
Это позволяет своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь.
В свою очередь учащимися заполняются свои листы продвижения по проекту, которые помогают им держаться в русле проекта. На протяжении проекта несколько раз осуществляется рефлексия, которая позволяет учащимся оценить свой вклад в совместную работу.
После завершения работы над проектом проводится итоговое представление продуктов работы групп, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь в первую очередь оцениваются:
умение аргументировано выступать перед аудиторией,
умение участвовать в обсуждении,
умение задавать вопросы,
краткость и полнота выступлений,
грамотность,
творческий подход.
В ходе выступлений группы демонстрируют результаты своей деятельности – презентации или публикации, рефераты, фотоальбомы и т.п. и изготавливают кормушку для птиц. Остальные учащиеся оценивают представление работ с помощью бланков оценивания.
Завершается проект акцией «Покормите птиц», коллективной рефлексией и обсуждением вопросов:
Что удалось и не удалось сделать в данном проекте?
Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах?
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Знания по предмету «Окружающий мир» 4 класс,
Умение работать с различными источниками информации
Навыки подготовки и проведения презентации
Начальные навыки работы на ПК и по работе в Интернете (регистрация на сайте, пользование поисковыми системами, безопасное поведение в Интернете)
Учебные мероприятия
1.Приглашение в проект (презентация для учащихся "Зачем нужны птицы", буклет для родителей)
2.Выявление интереса, потребностей и степени готовности учащихся к участию в проекте (беседа, заполнение листов самооценки)
3.Осознание проблемы и формулировка основополагающего вопроса
4.Формулировка проблемных и учебных вопросов
5. Взаимооценка работ группами
7. Оформление результатов исследования в виде фотоальбомов, рефератов, рисунков, сочинений-сказок, компьютерных презентаций, буклетов.
8. Проверочная работа по учебному плану
9.Представление результатов исследования
защита проекта;
презентация (отчёт) работы группы по теме проекта;
изготовление и презентация кормушек
акция «Покормите птиц»
10. Этап заключительный «Как было? Как будет?» - подведение итогов работы над проектом. Рефлексия
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
Каждая группа работает над темой, которая ей наиболее интересна, поэтому здесь есть возможность выбора для «проблемного ученика»:
поиск информации;
участие в экскурсиях;
техническая обработка материала в текстовом редакторе;
тестирование;
участие в обсуждениях внутри группы.
Ученик, для которого язык преподавания не родной
-
Одаренный ученик
В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам ученик. Он выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта:
обработка литературных и Интернет – ресурсов;
организация и проведение экскурсий;
компьютерная обработка и анализ результатов;
организация собственных выступлений;
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)