Проект по теме «Подготовка родителей к режиму дистанционного обучения»
Проект по теме «Подготовка родителей к режиму дистанционного обучения»
Цель проекта
Усвоение и последующее применение всеми участниками образовательного процесса дистанционных технологий при обучении на период ограничительных мер по эпидемиологической обстановке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по теме «Подготовка родителей к режиму дистанционного обучения»»
МОУ ИРМО Кудинская средняя
общеобразовательная школа
Проект по теме
«Подготовка родителей к режиму дистанционного обучения»
Авторы проекта:
Бахматова Юлия Алексеевна
Сорокина Татьяна Тимофеевна
Меринова Елена Владимировна
Воронова Татьяна Григорьевна
Студеникина Екатерина Михайловна
Проект «Подготовка родителей к режиму дистанционного обучения»
Сведения об авторах проекта:учителя начальных классов МОУ ИРМО Кудинская СОШ
Бахматова Юлия Алексеевна – 1 категория
Сорокина Татьяна Тимофеевна – высшая категория
Меринова Елена Владимировна-1 категория
Воронова Татьяна Григорьевна-1 категория
Студеникина Екатерина Михайловна –1 категория
Актуальность педагогического проекта
Дистанционное обучение стало неожиданностью не только для учителей, но и для родителей. Дети, которые большую часть дня проводили в школе, теперь постоянно дома. Родители вынуждены контролировать их обучение, работать удаленно, а в перерывах заниматься домашними делами. Как помочь родителям пережить дистанционное обучение и заручиться их поддержкой?
Мы подготовили рекомендации для учителей, которые нужно обязательно обсудить с родителями, чтобы избавить их от тревоги и сделать своими помощниками.
Цель проекта
Усвоение и последующее применение всеми участниками образовательного процесса дистанционных технологий при обучении на период ограничительных мер по эпидемиологической обстановке.
Задачи проекта
Рассказать родителям о том, что такое дистанционное обучение;
Создать памятки (советы) для родителей в период дистанционного обучения;
Объяснить режим дистанционного обучения для учеников и родителей.
Предупредить конфликты со стороны родителей.
Рассказать родителям об условиях получения качественных знаний детьми на дистанционном обучении.
Методы исследования
1) Видеоуроки в формате онлайн - конференции с применением программы Zoom.
2) Чат с применением приложения Viber или WhatsApp
Zoom https://zoom.us/
WhatsApp https://web.whatsapp.com/
Viber https://www.viber.com/
Платформа Classroom https://classroom.google.com/
Механизмы реализации
Социальные сети
Учитель непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т.д.
Электронная почта
Единая электронная почта класса является универсальным и интерактивным средством связи.
Сайт учреждения
Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт школы. На нем отражена вся административная и правовая информация школы (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни школы и т. д.).
Телеконференции
Дистанционные телеконференции могут проводиться как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки.
Дистанционные родительские собрания
Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка.
Образовательная платформа classroom
Возможности использования в работе доступных материалов из сети интернет (презентации, видео уроки, ссылки на данный материал) и собственных материалов учителя.
Календарный план проекта
№
мероприятие
даты
форма
1
Дистанционное родительское собрание по поводу обсуждения вопросов об организации дистанционного обучения
По приказу ОО (В период дистанционного обучения на случай сложной эпидемиологической обстановки)
Беседа в чат -группах
2
Тренировочные конференции для родителей
По приказу ОО (В период дистанционного обучения на случай сложной эпидемиологической обстановки)
онлайн
Создание памятки: «Рекомендации для родителей по организации условий эффективного дистанционного обучения детей». «Рекомендации при выполнении домашнего задания»
В первую неделю начала дистанционного обучения
памятка
С детьми создание памятки планшет: Рекомендации «Режим дня школьника на дистанционном обучении»
В первую неделю начала дистанционного обучения
памятка
Рекомендации «Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при дистанционном обучении»
В первую неделю начала дистанционного обучения
памятка
Мониторинг трудностей и эмоционального состояния родителей в чат - группах
В конце недели
Мини тесты в Google формах
Исходя из мониторинга трудностей, организовать работу с родителями по устранению трудностей
По результатам родительского мониторинга
Беседы, консультации
Планируемые результаты
???
Перспективы развития проекта
???
Финансирование
????
Вывод
Приложение 1
Дистанционное родительское собрание по поводу обсуждения вопросов об организации дистанционного обучения
Дистанционное обучение – процесс передачи знаний, формирование умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты, осуществляемые в условиях реализации средств ИКТ.
Понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой учитель и ученики разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия.
1. Присутствие ученика на уроке. Расскажите родителям, как будет проходить присутствие ученика в уроке. Покажите статистику посещаемости уроков за неделю в классе. Попросите родителей сообщать, если ребенок болеет и не будет участвовать в уроках.
Если электронные журнал и дневники работают бесперебойно, сообщите родителям, что информация о посещаемости в них отражается как обычно. Если возникают перебои, поручите делать рассылку о посещаемости через мессенджер, электронную почту или другую удобную вам форму.
2. структура урока. Расскажите родителям, сколько длится урок и какие этапы включает. Объясните, как именно учитель дает новый материал. Например, педагог:
Тема урока
· объясняет новую тему и показывает на образце ее применение выполнения задания;
· дает задания, которые ученики выполняют устно;
· дает задание и оценивает работы по письменным и устным ответам учеников.
3. технические сложности и что с ними делать? Расскажите родителям, какие технические сложности возникают:
· не получается войти на платформу;
· прерывается связь;
· медленно загружается материал;
· видео отстает от звука;
· плохо слышно;
· не получается отправить домашнее задание и т. д.
Объясните, что делает школа, чтобы минимизировать такие сложности. Например, некоторые уроки, какие возможно, проводятся без видеосвязи; учитель высылает подробную презентацию; педагог выкладывает подробный текст образца выполнения задания; рассылаются сервисы, на которых можно найти учебные материалы по теме; в чате учитель еще раз объясняет фрагменты материала тем ученикам, у кого прервалась связь, и т. п.
4. Сложности учеников. Расскажите родителям, что дистанционное обучение может даваться ученикам сложнее, чем очное, поскольку меняется форма подачи материала, возрастают требования к самостоятельности, уменьшается непосредственный контроль за действиями ученика со стороны учителя, мешают технические накладки. Рекомендуйте родителям придерживаться поддерживающего тона взаимодействия с детьми, избегать любых устрашений, следовать рекомендациям по организации условий домашнего обучения.
5. Признаки, на основании которых вы будете персонально обращаться к родителям. Родители должны быть в курсе, что вы можете обратиться к ним персонально. Это может произойти в случаях, если у их ребенка возникнут неразрешимые силами педагогов сложности в дистанционном обучении.
Объясните родителям, при каких условиях вы можете обратиться к ним. Например: пропуск более чем трех учебных дней без уважительной причины; регулярное (не менее недели) невыполнение домашних заданий; намеренное нарушение хода дистанционного занятия; нецензурная брань, агрессивное поведение в общем чате и т. п.
Как помочь родителям выстроить обучение в домашних условиях
Донесите и родителям, и педагогам, что учебное время школьников должно быть потрачено с пользой для их развития, познания. Ставить задачу сохранить прежний уровень обучения – это действовать нереалистично. Учебные результаты детей будут ниже, чем обычно, а нагрузка педагогов и родителей – выше.
Общая задача – выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. Важно сохранять здравый смысл. Родители не могут и не должны стать учителями или тратить рабочее время на организацию занятий детей. Школа не может удержать ту же планку качества образования, как при очной форме обучения. Поэтому задача администрации школы – понять самим, от чего и в пользу чего можно отказаться и что в этой ситуации довести до сведения родителей.
Родители в большинстве не понимают, что потребуется от них, должны ли они взять на себя роль учителей, контролировать занятия детей. Некоторые родители неосознанно приняли установку, что их нахождение дома с детьми должно повысить качество обучения детей. Тревога по поводу успеваемости и неорганизованности детей может подтолкнуть родителей к нецелесообразному поведению. Чтобы избежать этого, дайте родителям рекомендации по организации условий дистанционного обучения детей.
Чтобы помочь родителям создать условия для дистанционного обучения детей, предоставьте им рекомендации в виде памятки.
Приложение 2
Памятка «Рекомендации для родителей по организации условий дистанционного обучения детей»
1. Помните: вы не стали учителем вашего ребенка. Вы родитель.
2. Будьте реалистами. Дистанционное обучение достаточно сложно для всех его участников.
3. Оставайтесь в позиции родителя. Ваша главная помощь ребенку в период дистанционного обучения – организация спокойных условий обучения на дому.
4. Организуйте территорию. Каждый член семьи должен иметь собственное пространство для обучения или работы.
5. Проверьте, как организовано рабочее место ребенка.
6. Обсудите шумоизоляцию. Если не только дети, но и вы сами должны работать дома, обсудите возможности не мешать друг другу разговорами, видеосвязью и т. п.
7. Продумайте свой режим. Учитывайте требования работодателя и свою работоспособность («жаворонок» – «сова», привычный ритм работы, привычное время кофе-паузы и пр.).
8. Решите с членами семьи, где в квартире можно отдохнуть, пошуметь, подвигаться, чтобы не мешать остальным.
9. Обсудите с ребенком, в какой мере вы планируете контролировать его учебную деятельность в дистанционном режиме.
10. Если ваш ребенок обычно самостоятельно справляется с учебной нагрузкой и домашними заданиями, вторгайтесь как можно меньше.
11. Вашему ребенку обычно нужна помощь и контроль в обучении и выполнении домашней работы? Обсудите с ним правила учебы в дистанционном режиме.
12. Контролируйте выполнение домашних заданий ребенка с таким же уровнем вовлеченности и подробности, как обычно.
13. Если контролируете качество обучения ребенка, сосредоточьте контроль на способности ребенка выполнить практические задания по изученному материалу, а не на теории.
14. Ребенок отказывается делать уроки, скандалит и нервничает? Держите себя в руках.
15. Внимательно следите за сообщениями в информационном чате вашего класса или школы для родителей, чтобы быть в курсе новостей.
16. Сосредоточьтесь на своих рабочих обязанностях. Старайтесь не тратить силы и нервы на сожаления о переменах и ограничениях в жизни.
17. Берегите атмосферу дома.
Приложение 3
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ДНЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Составьте план.
Помните, что ваше время и ресурсы ограничены. Составьте список того, что нужно сделать обязательно, и того, что можно отложить. Оставьте время на самоанализ — подумайте, что получилось, а что требует корректировки.
2. Решите технические вопросы.Выберите привычное и удобное устройство. Проверьте, работает ли интернет. Убедитесь, что есть все необходимое для обучения онлайн.
3. Подготовьте учебный материал. Разложите учебники на день, скачайте технологические карты уроков, при необходимости и наличии возможности распечатайте их.
4. Придерживайтесь примерного расписания. Зафиксируйте учебное время.Оптимальное время — первая половина дня. Используйте расписание, которое предоставила школа. Обязательная часть учебного дня — перемены между занятиями.
Долгое сидение за компьютером и отсутствие активности вредно для вас. Между уроками устраивайте себе перерывы, встаньте, разомнитесь, сделайте простую зарядку, сделайте себе чай, попейте воды, поговорите с членами семьи, которые дома или с друзьями по телефону. План работы должен быть гибким. Поделите учебный материал на обязательный и дополнительный.
5. Установите сроки выполнения заданий и старайтесь их придерживаться. Распределите что нужно сделать сегодня, что можно отложить на завтра. Объемные задания разбейте на две части: утром делаем классную работу, вечером домашнюю.
6. Помните о преимуществах дистанционного обучения.Переход на удаленный формат — время, когда вы пользуетесь новыми ресурсами и инструментами, открываете для себя возможности и пути решения проблем. Вы улучшаете свои навыки работы с компьютером, текстовыми и медиа файлами, сетью Интернет, электронной почтой и др. Это повышает вашу информационную компетентность и очень пригодится вам в будущем!
Если вам трудно, ничего не получается, вы запутались в платформах для дистанционного обучения, инструментах работы, сделайте паузу, задайте вопрос классному руководителю, учителю в доступной для связи форме.
Да, нужно время на адаптацию, но у вас появится новый опыт, который понадобится, когда карантин закончится.
Приложение 4
КАК РОДИТЕЛЮ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С ВОЗМОЖНЫМ СТРЕССОМ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию.
Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций.
Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания — через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.
Поощрять физическую активность ребенка.
Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной «разрядкой». Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах).
Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи.
Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефону и т. д.).
Приложение 5
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Взаимодействие с родителями во время дистанционного обучения
1. Выражайте понимание. Родители сообщают о сложностях, возмущаются, тревожатся? Начните с понимания: «Представляю, как это тревожно», «Я вас понимаю», «Это действительно трудно». Признавайте чувства родителей, даже если эти чувства вам не нравятся. Соглашайтесь с тем, что родителям и детям трудно. Не переубеждайте, не спешите утешать. Не надо пытаться создать видимость отсутствия сложностей.
2. Проявляйте готовность к диалогу и гибкость. Выслушивайте. Сотрудничайте, и это всегда будет работать на вас. Не оставляйте вопросы и критику без внимания.
3. Слушайте. Помните, что, если нельзя уменьшить дискомфорт человека, надо хотя бы оставить ему возможность высказать отношение к происходящему.
4. Задавайте вопросы. Диалог снижает тревогу и негатив. Спрашивайте: какие есть вопросы? Какие сложности? В чем нужна помощь? Как оцените технические возможности сайтов для обучения сейчас? Что детям сложно? Что сложно вам? Не бойтесь задавать вопросы. Это необходимо для конструктивной атмосферы и профилактики тревог и паники.
5. Предлагайте выбор. Недовольство, тревога и сопротивление растут от принуждения и ограничений, а их и так много. Поэтому везде, где можете, предлагайте выбор, обсуждайте варианты.
6. Не давите. Не надо запугивать родителей, сообщать негативные прогнозы, грозить двойками и т. п. Не надо критиковать. Помните, что основная задача – это поддержание связи и сотрудничество.
7. Давайте положительную обратную связь. Говорите о том, что сделано хорошо, что достигнуто, в чем возможны послабления, упрощения, снижение количества обязанностей.
8. Давайте ясную информацию. Формулируйте кратко и понятно. Давайте только ту информацию, которая поступила из надежного источника и содержит ясные данные.
9. В случае возникновения бурных негативных эмоций у кого-то из родителей задайте вопрос: «Это большая проблема?». Этот прием используется и в отношении к детям с формулировкой: это большая проблема, средняя или маленькая? Оценка масштаба проблемы и сопутствующее изложение сложностей снижает напряжение.
10. Настраивайте на совместное решение проблем. Выслушав тревоги или претензии, повторите их суть (вас беспокоит… вы недовольны…) и сразу скажите: «Если проблема в этом, давайте думать, как с ней справиться».
11. Возвращайте в настоящее. Тревоги всегда связаны с будущим. Направляйте диалог на то, что можно сделать прямо сейчас (сегодня, в ближайшие дни, в эту неделю) и своими силами.
12. Уважайте границы. Не выходите из профессиональной роли, удерживайте самоконтроль, оставайтесь педагогом. Установите временные границы взаимодействия с родителями. Не надо постоянной переписки в чатах с родителями, установите временные промежутки, когда вы выходите на связь.