Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
«Критическое мышление» определяется как разумное, рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Технология развития критического мышления помогает учителю развить у школьников способность к активному восприятию информации, это аргументированное и логичное мышление, это готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Методическая разработка
Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Какую эффективную технологию выбрать, которая позволила бы в полной мере научить детей мыслить, анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать события, факты, не бояться высказывать свою точку зрения? Как повысить познавательный интерес учащихся?
На мой взгляд, все эти вопросы решает технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблемы. В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Активные разработчики технологии - Куртис Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стилл, в ее основу положены теория осмысленного обучения Л.С.Выготского ,а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя.
В России она известна с 1997 года. Сейчас проект реализуется в 29 странах мира. Я начала осваивать эту технологию с 2011 года. Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, умений принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Технология критического мышления формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик», позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.
«Критическое мышление» определяется как разумное, рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Технология развития критического мышления помогает учителю развить у школьников способность к активному восприятию информации, это аргументированное и логичное мышление, это готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях общения.
В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз.
Фаза вызова. Она ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. На этом этапе сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме и чего он не знает «Что я хочу узнать?» Задача этой стадии - актуализировать и обобщить знания.
Фаза осмысления. Главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового уже с известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ребенок отвечает на те вопросы, которые сам поставил перед собой. Задача этой стадии - получить новую информацию, осмыслить.
Фаза рефлексии. «Все может протечь сквозь пальцы, если не рефлексировать. Этим отличается умный человек». Стадия рефлексии направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Предложенные материалы могут быть использованы на уроках русского языка и литературы.
Эффективные приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
На стадии «ВЫЗОВ» я использую следующие приемы:
кластер
слова – маркеры
«Дерево предсказаний»
прием «Да - нет»
Прием “Составление кластера”
1. Посередине чистого листа (или на доске) написать ключевое слово или предложение, которое является главной идеей.
2. Вокруг «набросать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Рядом с этими словами появляются слова второго уровня, соединенные стрелками, таким образом, устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления. (Например, на уроке развития речи при подготовке к сочинению – рассуждению 15.3 в рамках ОГЭ мы работали с текстом Л.Улицкой про учителя. В начале урока мы с учащимися составляли кластер «УЧИТЕЛЬ»)
Прием “Слова - маркеры ” В предложенном тексте учащиеся должны выделить ключевые слова, важные для раскрытия смысла, идеи текста.
Прием «Дерево предсказаний» (по ключевым словам, написанным на доске, спрогнозировать сюжетную канву (кратко). Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
(Так,например, при изучении стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» учащимся предлагается по следующим словам понять , о чем будет идти речь, предположить сюжет: дети, девочка, лягушонок, кудри рыжие, велосипеды, чужая радость, дурнушка, сердце, камень, грация души, красота).
Прием “Да-нет ” Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
На стадии «ОСМЫСЛЕНИЕ » я использую следующие приемы:
составление кластера
чтение с остановками
прием « толстых» и «тонких» вопросов
психорисунок
составление телеграммы
метод шести шляп
Прием «Чтение с остановками» Для осмысления содержания текста используется прием чтение с остановками. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Дети рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что нет.
Прием “ Толстые и тонкие вопросы” Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация.
Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок: правая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Левая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
ТОНКИЕ ?
ТОЛСТЫЕ ?
1. Кто…?
2. Что…?
3. Когда…?
4. Как звать?
5. Верно ли…?
1. Дайте три объяснения: почему?
2. Объясните: почему...?
3. Почему вы думаете...?
4. Почему вы считаете...?
5. В чем различие...?
6. Предположите: что будет, если...?
7. Что, если...?
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Что обозначает существительное?) В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов? Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Прием «Психорисунка» или «Нарисуй …». Этот прием дает возможность выразить внутренний мир через зрительный образ.
Прием «Составление телеграммы». Учит отбирать важную информацию из прочитанного в сжатом, лаконичном виде.
Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боном. Цвет каждой шляпы имеет своё значение, и в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё задание.
Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.
Чёрная шляпа ( критик) - что плохого в поступках героев.
Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.
Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.
Белая шляпа ( учёный) - чему следует поучиться у героя.
На стадии «РЕФЛЕКСИЯ» я использую следующие приемы:
«Напиши письмо»
синквейн
верные и неверные утверждения
прием «3-2-1»
Прием «Напиши письмо»
Прием «Синквейн» - эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения. Он учит осознанно использовать понятие и определять свое отношение к проблеме.
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Прием «3-2-1»
1. 3 самых важных момента для меня на уроке
2. 2 знания, которые я буду применять на практике
3. 1 вопрос или комментарий, который возник во время урока.
Я попыталась рассказать именно о выдержавших проверку практикой приёмах. Как учитель-практик хочу сказать, что технология развития критического мышления – стоящее дело, если используешь ее не ради чего-то новенького в своей работе, а для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы он получил удовольствие.
Стало очевидным, что данная технология развивает интерес к изучению русского языка и литературы, делая процесс обучения осмысленным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.
Результат, наблюдаемый мной в ходе обучения детей по данной технологии, можно видеть в следующем:
Создание в классе атмосферы открытости и ответственного сотрудничества
Формирование навыка эффективного, вдумчивого чтения
Формирование навыка компрессии теста
И так как современная школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира, то формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}