Просмотр содержимого документа
«Преемственность между начальным и средним звеном.»
«Преемственность между начальным и средним звеном»
Ведущими принципами ФГОС 2 поколения являются принципы преемственности и развития. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования в значительной степени способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
Преемственность –это двусторонний процесс: 1.С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. 2.С другой стороны – основная школа, которая развивает накопленный в начальной школе потенциал.
Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – помочь школьникам в обеспечении плавного, постепенного и безболезненного перехода обучающихся из начальной в основную школу. Начало пятого класса – интересный и сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Поэтому мы считаем, что создание условий для успешной адаптации пятиклассников возможно лишь при целенаправленной, совместной деятельности всех участников образовательного процесса. Как? Каким образом? Конечно же через тесное сотрудничество учителей начального и среднего звена.
Прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5-м классе
знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работала начальная школа,
изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу,
намечают преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе и первого этапа обучения в основной школе,
знакомятся со спецификой форм организации обучения,
особенностями стиля взаимодействия учителя и обучающихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
В нашем лицее стало традицией проводить такое мероприятие, как «Один день в пятом классе», где учителя-предметники будущих пятиклассников проводят уроки русского языка, математики, истории, географии, биологии. Учителя начальных классов оказывают при этом большую помощь при подготовке к урокам, а также знакомят учителей с классом и его психологическими особенностями. Чтобы познакомиться с методами, формами работы с обучающимися на уроке и во внеурочное время в течение всего года учителя -предметники могут посещать уроки, различные классные мероприятия у учителя начальных классов.
На совместных родительских собраниях учитель начальных классов представляет классного руководителя родителям, происходит знакомство с родителями обучающихся, учитель начальных классов предлагает кандидатуры для управляющего совета лицея, помогает составить план воспитательной работы, знакомит с традициями класса.
В этом учебном году делают выпуск учителя, которые так же, как и мы все, переживают за своих будущих пятиклассников, как они будут учиться в среднем звене, какие их там ждут испытания. Конечно же и дети полны страхов и тревоги и вот, чтобы снять эти страхи, дать детям уверенность в учебной и внеурочной деятельности в средней школе, необходимо создать такие условия, чтоб ребята сами осознали правильные стратегии поведения с новыми учителями, осознали свои ресурсы и наработанные навыки в начальной школе, попробовали найти уже сейчас способы, облегчающие им адаптацию в 5 классе. И вот с этой целью учителя:
1.Приучают своих учеников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком.
2.Используют формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.
3.Постоянно предлагают обучающимся задания на проверку знаний и понимания смысла математических терминов, читают и анализируют условия задач.
4.Предлагают обучающимся задания по работе со справочниками и словарями, поручают готовить сообщения, рассказы, сочинения по дополнительным материалам.
5.Уделяют особое внимание формированию навыка табличного сложения и умножения.
6.Регулярно повторяют все этапы алгоритма выполнения деления, систематически включают в устную работу задания на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.
7. Учатся досконально читать задания и выполнять их, особенно по русскому языку и окружающему миру.
Необходимо сохранять преемственность с предшествующим этапом обучения, постепенно наращивая те линии образования, которые соответствуют зоне ближайшего развития младших школьников. Только при постепенности социальных перемен создаются условия для плавного перехода младших школьников из начальной школы в основную.