Праздник здоровья "Здоровье - наивысшая ценность человека!"
Праздник здоровья "Здоровье - наивысшая ценность человека!"
Праздник позволяет систематизировать знания учеников о здоровье человека, как наивысшей ценности общества, помогает самостоятельно оценивать факторы, влияющие на здоровье, приучает к элементарным санитарно-гигиеническим навыкам необходимым в жизни. Немаловажной чертой данного мероприятия является привитие негативного отношения к вредным привычкам разрушающим здоровье человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Праздник здоровья "Здоровье - наивысшая ценность человека!"»
праздника здоровья «Здоровье – наивысшая ценность человека!»
Нестерук Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Мартыновской ОШ 1-2 ступеней , Джанкойского района, РК.
Цели:
Вызвать интерес к проблемам укрепления своего здоровья.
Дать практические рекомендации по укреплению здоровья.
Основные задачи:
Воспитание у школьников негативного отношения к вредным привычкам.
Пропаганда здорового образа жизни.
Воспитание сознательного отношения к собственному здоровью.
Оборудование.
Высказывание выдающихся людей о значении здоровья.
Таблицы по правильному питанию.
Отдельные овощи, фрукты (можно таблицы)
Макеты витаминов.
Рисунки легких курильщиков.
Рисунки, листовки, макеты по гимнастике, для глаз.
Расшифровка аббревиатуры ЗОЖ.
Плакат против курения.
Звучит музыка (на спортивную тему). Чтобы тело и душа были молоды, были молоды. Ты не бойся ни жары и не холода, и не холода. Закаляйся, как сталь. Песня. Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Михайлова «Будьте здоровы!»
Учитель: Здоровье это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.
Здоровье человека, прежде всего, зависит от него самого, от того, как он о нем заботится, от образа жизни. Доказано, что более половины всех болезней приобретается в детском возрасте.
Ведущие:
1. Приветствуем всех, кто время нашел
И в школу на праздник здоровья пришел!
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь
И набираем, естественно, вес!
2. Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой
Как воздух нужны!
3. А с ними порядок, уют чистота,
Эстетика. Вообщем, сама красота!
Здоровье свое сбережем с малых лет.
Оно нас избавит от болей и бед!
Учитель: Здравствуйте! Люди часто говорят друг другу это хорошее, доброе слово при встрече. Они желают друг другу здоровья. Вот и мы говорим вам: здравствуйте! А вы, ребята, знаете, что дороже всего на свет? Конечно. Это жизнь, здоровье. Еще в Древней Руси говорили: здоровье дороже богатства, здоровья не купишь, дал бы бог здоровья, и счастье найдешь. Сегодня мы совершим путешествие на планету Здоровье.
Неожиданно на сцене появляется Грязнуля.
Грязнуля:
Куда же вы все собрались?
И меня не дождались!
Речь идет о какой-то планете?
Здоровье? Да нету такой на свете!
А коль есть – все равно не пущу!
В одночасье я загрущу…
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно –
Никакого смысла нет:
К старости сама собою
Облысеет голова.
На что вам далекая планета Здоровье? Я вас приглашаю в королевство микробов – тут совсем недалеко.
(Появляются микробы под музыку на мотив «Песни разбойников», Бременские музыканты.)
Микробы:
Говорят, что мы коварны –
Ты не верь, не верь, не верь.
Не приходим мы незвано –
Лишь в распахнутую дверь.
Припев.
Мы везде, посмотри.
Ам! И мы уже внутри!
Руки мыть совсем не нужно,
Руки мыть – какая блажь!
Будем жить с тобою дружно –
Ты обед и ужин наш!
Припев.
Ты всегда ходи по лужам.
Ешь сосульки или снег.
Шапок разных там не нужно –
Ртом дыши в морозы. Эх!
Припев.
Будешь кашлять и чихать ты,
Будут сопли до колен,
Будешь здорово страдать ты,
Пока я тебя не съем.
Набрасываются на детей: Я съем! Нет, я съем! И я съем! И я!
Появляется доктор Айболит(овна).
Айболитовна. Отстаньте от детей. Оставьте их в покое! Не слушайте их, ребята! Если последуете их советам, вам будет очень плохо. Давайте прогоним микробов волшебным словом. Они нам не друзья.
Все вместе:
Вон микробы! Уходите!
Больше к нам не приходите!
Ведущий: Ты, Грязнуля, присоединяйся к нам. Приглашаем тебя в путешествие на планету Здоровье, иначе ты долго не проживешь. Ты не знаешь правил здорового образа жизни. Тебе этому надо учиться.
Звучит музыка. Путешествие начинается.
Айболитовна с Грязнулей, пританцовывая, начинают путешествие.
1 станция. Скучен день до вечера – коли делать нечего (3 чел. от класса)
Задание: собери пословицы о здоровье.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
В здоровом теле здоровый дух.
Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
Чистота – залог здоровья.
Чистота – лучшая красота.
Чисто жить – здоровым быть.
Кто аккуратен, тот людям приятен.
Чистая вода – для хворобы беда.
Пока дети собирают пословицы, ведущие интересуются знаниями половиц о здоровье.
2 станция. Кто курит табак – тот сам себе враг
Айболитовна. Все знают о том, что курить вредно, но, тем не менее, некоторые мальчики и девочки, прячась от взрослых, курят. Почему это происходит? Давайте с вами посмотрим сказку «Как Хрюша хотел быть взрослым!» Может она даст нам ответ?
Автор:
Жил-был малышка Хрюша.
Был не очень он послушен.
Он проказничал, играл,
Взрослым стать скорей мечтал.
Хрюша:
Не хочу я быть малышкой,
Подрасти бы поскорей,
Надоело быть малышкой.
Стать солидней и взрослей.
Дядя Петя с сигаретой
Очень выглядит эффектно,
Надо тоже мне курить,
Чтоб взрослей, солидней быть.
Автор:
Сигареты он купил
И впервые закурил.
Хрюша:
Что за гадость сигарета?!
Это точно не конфета.
Першит в горле и дерет,
Едкий дым наполнил рот.
Нет, я больше не могу,
Завтра, может, покурю.
Взрослым-то не просто быть. (Задумчиво)
Гадость всякую курить.
Автор: Вот денек другой проходит…
Хрюша:
Стоит закурить, не стоит.
Раз решил я взрослым быть. (Обреченно)
Значит надо мне курить.
Автор:
Сигарету он берет,
Снова в рот ее сует,
Снова кашляет, страдает,
Терпит, но не вынимает.
Помаленьку привыкал
И покуривать он стал.
Ходит лихо с сигаретой,
Думает, что он эффектный.
Маленький такой, смешной
С сигаретою большой.
Но почему-то все мальчишки,
Его ровесники-друзья,
Выросли, довольно, слишком,
Кто не курил никогда,
Хрюша вовсе не растет,
В росте сильно отстает.
Хрюша:
Что такое, почему,
Отчего я не расту?
Очень сильно я старался,
Я курил, я задыхался.
Так хотел взрослее стать,
Но учиться хуже стал.
Ничего не понимаю,
Плохо все запоминаю,
Бегать вовсе не могу,
Задыхаюсь на ходу.
Сердце бешено стучит
И чего-то тут болит. (Показывает на грудь)
Автор:
К Айболиту сходи
Да совета попроси. (Идет к Айболиту)
Айболит:
Здравствуй, Хрюша, проходи.
В чем проблема? Расскажи.
Хрюша:
Доктор, милый помоги
Мне скорее подрасти!
Очень сильно я старался,
Я курил, я задыхался,
Так хотел взрослее стать
Так хотел взрослее стать,
Но учиться хуже стал.
Ничего не понимаю,
Плохо все запоминаю,
Бегать вовсе не могу,
Задыхаюсь на ходу.
Сердце бешено стучит
И чего-то тут болит. (Показывает на грудь)
Айболит:
Ах, ты глупый Хрюша мой
Что ты делаешь с собой?!
Организм свой отравляешь,
А еще расти мечтаешь.
Сигареты – это яд
Для больших и для ребят.
Если хочешь подрасти,
Хрюша, больше не кури!
Хрюша:
Взрослым так я и не стал,
Зря курил и зря страдал. (Доктору Айболиту)
Но как тогда мне взрослым стать,
Кто мне может подсказать?...
Айболит:
По поступкам по делам…
Позже ты поймешь все сам.
А сигареты – это срам!
Автор: Вот и сказочке конец,
А кто слушал – молодец.
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок…
– В период подготовки к празднику мы провели конкурс на лучшую частушку о вреде курения. Сейчас наши артисты исполнят их.
1. Если хочешь долго жить,
То бросай скорей курить.
Долгое курение –
Сердцу напряжение.
Сигареты – это яд.
Для больших и для ребят.
2.Сигареты я курил,
Легкие испортил,
И теперь я не могу
Заниматься спортом.
3. Сигареты не конфеты,
Пользы нет – один лишь вред,
Не курите сигареты,
Проживете до ста лет.
4. Эта вредная привычка
Губит взрослых и детей,
Не курите сигареты,
Лучше «Несквика» попейте
5. Не курите, ребятня,
Это очень вредно
Перестанешь ты расти,
Худым будешь, бледным.
6. Если курит человек,
То коротким будет век,
У нас деда не курил
И до сотни лет дожил.
7. Если хочешь вырасти,
Спортом занимайся,
Только вот курением,
Друг, не увлекайся.
Ведущий: Почему, ребята, никто из вас не будет курить? Потому что:
– пожелтеют зубы;
– на мои легкие налипнет никотиновая смола, и я буду постоянно кашлять и болеть;
– я не смогу заниматься спортом и танцами;
– у меня будет плохая память, и я буду плохо учиться.
Все вместе: Мы выбираем здоровье!
3 станция. Кто аккуратен, тот людям приятен.
В нашей школе есть закон:
Вход неряхе запрещен.
– Среди вас, ребята, нерях нет. Потому что мы все хорошо знаем следующие правила:
– чистота – залог здоровья;
– грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью.
– нечистоплотность это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.
Эстафета «Чистюли»
6 человек от класса., 6 предметов: зубная паста, расческа, мыло, зубная щетка, носовой платок, шампунь. Каждый класс готовит свой «материал.»
Играют 3 команды. На стульях или столах лежат предметы: книга, игрушки, вилка, носовой платок, мыло, фломастер, расческа, будильник. Дети по-очереди бегут и забирают по одному предмету, которые нужны для того, чтобы выглядеть аккуратно и опрятно. Выигрывает та команда, которая быстрее отыскала эти вещи и принесла их.
Ведущий : Внимание! Вы слышите сигнал отправления. Путешествие продолжается. На нашем пути станция.
4 станция. Лучшего средства от хвори нет: делай зарядку до старости лет.
Звучит музыка о зарядке. Дети читают стихи.
1. Ноги наши быстрые.
Метки наши выстрелы.
Крепки наши мускулы.
А глаза не тусклые!
По порядку стройся в ряд!
2. На зарядку все подряд!
Чтобы было здоровье в порядке,
Утро всегда начинайте с зарядки.
Исполняется спортивный танец.
Все вместе: Крепла чтоб мускулатура,
Занимайся физкультурой!
Ведущий: Внимание! Снова звучит сигнал отправления.
Станция 5. Как питаешься, так и улыбаешься
Айболит:
А сейчас я дам совет –
Вовремя пей, вовремя ешь –
Будешь до старости крепок и свеж.
– Ребята, с пищей человек получает все вещества, необходимые для роста и развития организма, и для пополнения затраченной энергии. А знаете ли вы , что нужно для роста молодого организма? Отгадайте кроссворд и вы узнаете, что это такое.
1. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)
2. Синий мундир,
Теплая подкладка,
А в середине сладко. (Слива)
3. Золотая голова –
Велика, тяжеля –
Золотая голова –
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
4. Уродилась я на славу
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи. (Капуста)
5. Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус! (Смородина)
6. Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики,
А из далекой Африки. (Апельсин)
7. Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)
8. Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них красные детки. (Помидоры)
Ведущий: Молодцы, ребята! Правильно отгадали все овощи и фрукты. Организму для роста и развития нужна разнообразная пища. Однако, для того чтобы она хорошо усваивалась, надо соблюдать некоторые правила.
Старайся есть в одно и то же время.
Есть четыре раза в день: утром дома – первый завтрак, в школе – второй завтрак, после школы – обед и вечером ужин.
Не есть в сухомятку.
Никогда не отказываться от супа, ведь в нем много веществ, которые способствуют правильному пищеварению.
Не перекусывать между основными приемами пищи.
Нужно есть не спеша, хорошо прожевывая пищу.
Во время еды не читать, не смотреть телевизор, не вести серьезных разговоров, а тем более споров. Пища из-за этого плохо переваривается.
– Дорогие ребята! Белых, крепких, здоровых вам зубов на всю вашу долгую и счастливую жизнь! Пусть улыбки сияют здоровьем!
Ведущий: Вот и завершилось наше путешествие по планете Здоровье. Пора возвращаться на Землю. Но я хочу проверить, ребята, с какими знаниями о здоровом образе жизни вы вернетесь домой.
Выходят Грязнуля, Айболит. Дети подпевают песню.
Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все секреты
И легко вам будет жить!
Все вместе: Будьте здоровы!
Праздник «День здоровья«Добро пожаловать в страну здоровья!»Мероприятие проведено Башкировой И. М. в рамках преемственности среднего и младшего звена совместно с Н. И. Левановой.
Цели: - формировать и прививать гигиенические навыки
- закреплять навыки и умения закаливания организма
1).Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица….
Доктор Айболит: А, ребята, какие молодцы! А вы готовы совершить путешествие в страну Здоровья?
Дети: Да!
Доктор Айболит: Тогда в путь! Ох да, совсем забыл, а где же мои помощники, веселые клоуны?
Бим: (вбегает) Я здесь! Здравствуйте, ребята!
Доктор Айболит: Здравствуй, Бим! А где Бом?
Бим: А он еще спит
Доктор Айболит: Как спит? Уже 10 часов утра!
Бим: Вот, смотрите! Храпит!
Доктор Айболит: Бом, вставай! Мы уйдем путешествовать без тебя!
Бом: (нехотя) Встаю, встаю, уже встал, пошли…
Бим: Как пошли, а привести себя в порядок?
Бом: Как это?
Доктор Айболит: ( к детям) Ребята, что надо сделать Бому?
Дети: Умыться, почистить зубы, причесаться.
Доктор Айболит: Бом, ты слышал? Ступай! Мы тебя ждем.
И не забудь почистить зубы.
Бом уходит. И герои тоже.
Атаманша: Ну что, орлы? Теперь можно и отдохнуть! А главное, можно перекусить!
(разворачивает узел, в нем конфеты, бутылка пепси, всякие сладости. разбойники тянутся к еде)
Атаманша: Сидеть! Сначала надо вымыть руки. Тьфу-тьфу!
(вытирает руки о свою одежду, разбойники повторяют. Начинают есть и тут же падают, корчась от боли)
Доктор Айболит: (после осмотра) Все ясно! Они опять объелись сладостей! Срочно всех в больницу! На промывание желудков.
Уходят
2).Стой, дружок, остановись, стой, стой, стой.
От жирной пищи откажись, ой, ой, ой.
Ты запомни навсегда –
Это вредная еда, да, да, да.
Только овощи и фрукты –
Вот полезные продукты,
Витаминные продукты, да, да, да.
Пище сладкой, шоколадке – нет, нет, нет.
Не заменит сладкий сахар твой обед!
Острого, соленого, ой, ой, ой,
В меру ешь, обманчив вкус наш порой.
Появляется старичок. Бом и Бим передразнивают его.
Бом: Жил на свете старичок – скрюченные ножки,
И гулял он целый век по скрюченной дорожке!
И была у старичка кривенькая спинка,
А за ним шла по пятам
Горбатая смешинка.
Но не видел старичок ни цветка, ни веточки,
Потому что потерял он свои очки!
Бим: Эй, старичок, старичок, как ты дошел до жизни такой? Наверное, долго смотрел телевизор? Физкультурой не занимался?
Старичок: Охо-хо! Как я устал» (садится)
А ведь я был красивым и здоровым! Только вот злая волшебница Гиподинамия превратила меня в такого, в такого…..(плачет)
Доктор Айболит: У нас даже в детском саду дети знают, как бороться с этой злой волшебницей Гиподинамией! Как сохранить свое тело красивым и здоровым! А ну – ка, дети, поможем старичку! Двигаются все! (танец – зарядка)
Старичок: Спасибо, дети! Спасибо, доктор Айболит! (уходит весело)
Доктор Айболит: Помни, что злая волшебница Гиподинамия не побеждена. Как только ты забудешь о физкультуре, спорте, перестанешь двигаться, она снова заколдует тебя!
Старичок: Помню! Помню!
Доктор Айболит: А теперь приглашаю в гости к Мальвине. Она живет на лесной полянке.
Мальвина: Здравствуйте, доктор Айболит! Здравствуйте, мальчики и девочки! Бом и Бим! Мы в прошлый раз остановились на диктанте.
Бом: Письменные принадлежности не взяли.
Бим: Неправда, взяли.
(достает)
Мальвина: ( диктует)А роза упала на лапу Азора.
( балуются, низко наклоняют головы, ложатся на парту, подглядывают)
Мальвина: Стоп-игра! (замирают) Мальчики, так нельзя себя вести.
Доктор Айболит: Ребята, а что неправильно сделали клоуны?
Сова: Ничего не помогает!
Жаба: Ничего не помогает!
Мальвина: Но как же лечить вашего больного, граждане?
Сова: Аспирином!
Жаба: Аспирином!
Мальвина: А может…. Ребята, а вы знаете, что в старину не было лекарственных препаратов, а люди лечились травами? И сейчас врачи вспомнили об этом и дали название «фитотерапия», то есть лечение травами. Попробуйте лечить больного травами.
Сова: Шарлатанство! (улетает)
Жаба: Какое отвратительное невежество! (убегает)
3) И на солнечном пригорке
Созрел шиповник красный.
Попьешь его сиропчик –
И будет жизнь прекрасной.
4)А если будешь кашлять,
Не бойся, не пугайся,
Отваром из малины
И мяты поправляйся.
5)Чайку скорей согрей-ка,
Когда устали нервы,
Чаёк из трав с душицей –
Успокоитель первый.
6) Ищи с дорожкой рядом
Зеленый подорожник,
Которым очень просто
Лечить ушибы можно.
7) В аптеку за лекарством
Бежать теперь не надо,
Когда само лекарство
Растет с тобою рядом.
Доктор Айболит: А какие полезные травы вы знаете?
Мальвина: А теперь приглашаю вас посмотреть представление занимательной, увлекательной пьесы из жизни животных. История о том, как была побеждена редкая болезнь! Представление начинается!
8) В нашей сказке говорится,
Что уже лет где-то тридцать
На Гаити иль в Каире
Жил – был Тигр в одной квартире.
9) Был он добрый, был он славный,
Под гитару пел забавно
И с соседями дружил
Потому что всех любил.
10) Вдруг весной беда случилась,
И болезнь с ним приключилась
И не ест он и не пьет,
А, как маленький, ревет.
11) Не гуляет, не играет,
О поездках не мечтает,
Про гитару позабыл –
В общем, белый свет не мил.
12) Вызвали врача к больному.
«Помогите! Нездоров он!»
Головой врачи качают –
Ничего не помогает.
13) Все друзья тут прибежали,
Тигра долго утешали.
Каждый дал советов море,
Как избавиться от хвори…
Бим: Дети, вам понравилось путешествие в страну Здоровья?
Дети: Да!
Бом: А что такое страна Здоровья?
Бом: Я понял! Чтобы попасть в Страну Здоровья, нужно очень захотеть быть здоровым! И вести здоровый образ жизни.
Доктор Айболит: Вот и пришла пора прощаться. Меня ждут мои больные.
14) Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица….
1 станция. Скучен день до вечера – коли делать нечего (3 чел. от класса)
2 станция. Кто курит табак – тот сам себе враг
3 станция. Кто аккуратен, тот людям приятен.
4 станция. Лучшего средства от хвори нет: делай зарядку до старости лет.
Станция 5. Как питаешься, так и улыбаешься
масленица
Оборудование. Костюмы для участников, карточки с загадками, приметами и пословицами, названиями дней Масленичной недели, миска с блинами.
ХОД ПРАЗДНИКА
Зазывала.
Внимание! Внимание!
Велено до вас
Довести в сей час указ,
Продиктованный самой
Нашей матушкой Зимой:
«Каждый год числа сего,
Как гласит указник,
Будь то город аль село,
Выходи на праздник!
Непременно все должны
Быть на проводах зимы!»
Ведущий. Февраль да март в России – месяцы переломные. Вроде бы еще зима, да все знают, что к концу она движется. Вроде бы и солнышко пока низко над горизонтом, да все знают, что день на прирост пошел. А главное отличие зимы от весны – звуки. Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком, а пригреет солнце – зазвенят капели, потекут ручьи. А чьи еще голоса возвещают о приходе весны, как вы думаете? Правильно, об этом нам рассказывает птичье пение. Раньше считалось, что даже петухи в конце зимы поют звонче и веселее – тепло чуют. А еще в конце зимы люди праздновали веселый праздник Масленицу. Масленица – самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник. У нее много других названий: Честная, Широкая, Веселая, Семикова племянница, Объедуха, Сырная неделя.
Зазывала.
Масленица зиму прощает,
Холодную жизнь кончает!
Прилетают Грач, Сорока и Тетерев.
Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие! Мы очень вам рады! Грач – ты птица весенняя, птица горластая. Одним из первых ты весной появляешься. Помоги нам позвать веселую Масленицу – пусть скорей зима уйдет, с собой стужу унесет!
Грач. Крак, крак! Я морозу первый враг. Птичье пенье солнце зовет, весну в гости приглашает, зиму уйти заставляет (кричит сначала громко, затем все тише). Крак, крак, крак, крак (печально)! Нет, не суметь мне одному позвать красавицу Масленицу.
Ведущий. А что же нам делать?
Грач. Надо обратиться к нашим помощникам.
Ведущий. А кто эти помощники?
Сорока. Помните, в русской народной сказке жили-поживали в одной избушке крылатые, мохнатые да масленые. Вот я и думаю: если нам всем вместе с ними собраться и позвать – Масленица услышит непременно и тогда придет обязательно.
Ведущий. Но сначала расскажите нам, кто же ваши друзья? Персонажи в сказке – крылатые, мохнатые да масленые. Понятно, что крылатые – это вы, а кто – мохнатые?
Грач. Догадайтесь сами. А для этого вот вам подсказка:
Острые ушки,
На лапах подушки,
Усы – как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит,
Ночью бродит,
На охоту ходит.
Кто это?
Ведущий. Ребята, вы угадали, кто это?
Дети. Кот!
Ведущий. А при чем здесь кот? Как кот может Масленицу позвать?
Тетерев. А есть такая народная примета: если кот лапочкой умывается – жди гостей. Вот Масленица и придет к нам в гости.
Ведущий. Верно, верно! Так позовем скорей твоего мохнатого! Как позвать кота, ребята? Что для этого надо произнести?
Дети. Надо сказать «кис-кис-кис».
Ведущий. Вот все вместе и произнесем эти слова (Все вместе зовут кота). Кис-кис-кис!
Появляются Кот, Кошка и Котята.
Кот. Мур-р-р! Кто зовет нас, зачем мы вам понадобились?
Ведущий. Здравствуйте! Добро пожаловать к нам! Котик, вон ты какой важный да пушистый! Кошка, а ты добрая и мягкая! И котятки у вас такие замечательные и озорные! Не поможете ли зазвать к нам в гости веселую Масленицу? Уж больно хочется скорее с зимой проститься!
Тетерев. Я знаю верную примету: когда вы лапкой мордочку умываете – жди гостей на порог.
Кошка. Мы рады вам помочь! Но Масленица – гостья-то особая. Ее одно может привлечь – долгожданное солнечное тепло.
Ведущий. Но вы же сами знаете – с теплом-то у нас дела обстоят неважно. Мало пока светит солнышко, долгие стоят ночи, холодные дни.
Кот. Значит, первая наша задача – помочь солнцу. А для этого в конце зимы пекли из теста маленькие символы солнышка – блины.
Сорока. Ах, вот в чем дело! Теперь я догадалась, о чем речь. Мы – крылатые, вы – мохнатые. А те, о которых вы говорите...
Кошка. Точно – масленые! Это самые настоящие масленичные блины. Их-то мы вместе с ребятами и позовем. Помогайте, ребята, а ну – хором! (Кричат все вместе.) Блины!
Вбегают Масленичные блины.
Блин 1. Уф, еле успели! Слышим, где-то нас вспоминают, думаем: зачем это мы понадобились? Не иначе – весну звать надумали!
Ведущий. Но сначала мы хотим позвать Масленицу – ведь это она отделяет зиму от весны. Масленица тепло да солнышко приводит, а вьюги да морозы уходят до следующего года.
Блин 2. Правильно. Только ведь Масленица – девушка капризная. Она любит, чтобы звали ее долго, хвалили-нахваливали да угощеньями вкусными заманивали.
Блин 3. Так вы готовы, ребята? Кто готов позвать Масленицу?
Зазывала. Собирайся, народ, на масленичное вече!
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Там малые детки
Ждут твоего света,
Лепешки валяют,
Тебя поджидают!
Ученик 1.
Дорогая гостья Масленица!
По тебе мы так соскучились!
Знаем: коль приходишь ты –
Зиме конец.
Ученик 2.
Если к нам приходит Масленица –
Значит, жди веселых праздников,
Удалых веселий с утра до ночи,
Распотешных шутовских забав.
Ученик 3.
Мы соломы с крыш надергаем,
Смастерим мы куклу Масленицу,
С ней пойдем просить с поклонами –
Приезжай к нам в гости погостить!
Ученик 4.
А всего милее Масленице
Угощенье – блины вкусные,
Блины вкусные, румяные,
С яйцом, с маслом, со сметаною.
Ученик 5.
С теплым блинчиком ребята побегут
Попросить побольше солнышка
И блинами станут хвастаться:
Блин гречишный, блин овсяный,
У кого какой.
Зазывала.
Эх, площадь широка,
С ярмарочным гулом!
Приветствую всех
От мала до велика!
Уж ты, тетушка, подай,
Ты, лебедушка, подай,
Ты подай-ка блинок –
С рукавичку широк!
Торговка 1. Да где же ты блины-то увидал? Масленица еще не пришла, блины еще не готовы.
Торговка 2. Ишь ты, скор как! Блины еще не поставлены, тесто не заговорено. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Торговка 1. Ты сначала наши загадки отведай!
Торговка 2. А потом и блины поспеют!
Торговки загадывают загадки детям.
Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег.)
Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает. (Лед.)
Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз.)
Что вверх корнем растет? (Сосулька.)
Черный, проворный,
Кричит «крак» – червякам враг. (Грач.)
Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают. (Блины.)
Рассыпала Лукерья серебряные перья,
Закрутила, замела, стала улица бела. (Метель.)
По голубому блюду золотое яблочко катится. (Солнце.)
Не живое, а дышит. (Тесто.)
Дам поесть – ворчит,
Ничего не дам – молчит. (Сковорода.)
Зазывала.
Продолжаем мы веселье
И сейчас зовем всех вас
На веселый перепляс.
Дети исполняют танец под русскую народную мелодию.
Зазывала.
Уж ты не скупись,
С нами поделись,
Прикажи, не держи,
Наших ножек не зноби!
Тетушка, не скупись,
Масленым кусочком поделись!
Торговка 3. Ох, ты и торопыга! Блинчиков захотел!
Торговка 4. Ты послушай, что люди говорят.
Торговки читают детям пословицы и приметы о зиме, о Масленице.
Зазывала.
Живем-поживаем и горя не знаем:
Едим, пьем и частушки распеваем.
Девочки исполняют частушки. Входит Кот, вносит миску, покрытую расшитой салфеткой.
Кот. Лучшее лакомство на Масленицу – блины. Хорошо ребята звали Масленицу, хвалили ее да уговаривали! А теперь попробуем заманить ее в гости добрым угощением.
Блин 1. Давайте вместе приготовим угощение для Масленицы. Я начну блины ставить, тесто заговаривать, а вы, ребята, так просто не сидите, за мной слова повторяйте.
Ведущий. Так мы готовы! Ребята, сейчас мы будем вместе с вами повторять за Масленичными блинками каждую строчку волшебного заговора. Но сначала мы бы хотели попросить вас, Грач, Сорока, Тетерев, Кот, Кошка и Котята, помочь нам. Давайте, Грач, Сорока и Тетерев, вы начнете звать Масленицу, а вы, Блины, продолжите. А вы, Кот-мурлыка, Кошка-мягкие лапки и котята-озорята, лапками вовсю старайтесь – чисто-начисто умывайтесь, зазывайте гостью на порог. Согласны?
Все (хором). Согласны!
Блин 2. Только об одном мы забыли – любит еще Масленица, чтобы в ее честь песни пели величальные да хороводы водили. Ведь когда хоровод водят, в круг становятся, а круг – тоже символ солнышка.
Блин 3. Раньше, бывало, специально лошадей запрягали да по несколько раз вокруг деревень объезжали кругами – пусть Солнышко видит, как мы его ждем-не дождемся.
Ведущий. Песни да хороводы, говоришь? Ну что ж, ребята у нас для Масленицы приготовили веселый хоровод!
Зазывала. Гуляй, народ, разгуливай от всей души!
Дети водят хоровод и исполняют песню.
Уж я по полю хожу, да и хожу,
Золотой я вьюн ношу, да и ношу.
Я не знаю, куда вьюн положить,
Я не знаю, золотой куда девать.
Положу я вьюн на левое плечо,
А со левого на право положу.
Я ко девице иду, иду, иду,
Поцелую и прочь пойду.
Ведущий. Ах, как славно вы пели и плясали! Ну, теперь за вами слово. Готовы вы теперь Масленицу просить-уговаривать, в гости зазывать?
Все (хором). Готовы!
Ведущий. Тогда начинайте!
Грач (хлопает крыльями).
Гостья, гостья Масленица,
Солнцу красному сестрица!
Поспеши скорее к нам!
Сорока.
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Тетерев.
Приезжай к нам в гости, Масленица,
На широкий двор –
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться!
Котята (умываясь).
Масленица к нам придет – мур, мур, мур.
Значит, будет добрым год – мур, мур, мур.
Значит, будет урожай – мур, мур, мур.
Будет счастье через край – мур, мур, мур.
Блины делают таинственные пассы над миской.
Блин 1. Теперь наша очередь – начинаем готовить блины. Повторяйте за нами, ребята, каждую строчку заклинания.
Разожжем мы огонек.
Блин 2. Распалим мы уголек.
Блин 3. Тесто ложкой наливаем.
Блины (хором). Ты пекись скорей, блинок!
Снимают с миски салфетку – под ней стопка румяных блинов.
Грач. Ай да друзья у нас, вот умельцы так умельцы!
Кот. Надеюсь, и нам угощение достанется?
Ведущий. Каждый получит свой блинок, но только в конце праздника. А сейчас – прислушайтесь! Слышите: звучит музыка – это едет в гости к нам Масленица!
Зазывала. В Маслену неделю полагалось
Есть – до икоты,
Орать – до хрипоты,
Петь – до надсаду,
Плясать – до упаду!
Дети исполняют песню «Как на тоненький ледок». Все хлопают в ладоши. Входят Масленица и Солнце.
Ведущий. Здравствуй, дорогая гостья Масленица! Как мы рады тебя видеть! Каждый год ожидаем мы тебя с нетерпением. Все уже привыкли: пришла Масленица – значит, скоро и весна придет.
Масленица. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте и вы, добрые друзья: крылатые – Грач, Сорока и Тетерев; мохнатые – Кот, Кошка и Котята да Масленичные блины! Посмотрите, кто пришел вместе со мной!
Ведущий. Ай да помощники у нас сегодня были! Ай да молодцы! Ну, ребята, поблагодарим крылатых, мохнатых да масленых. Каких важных гостей они нам помогли позвать! Представь нам своего спутника, Масленица. От него жар идет, словно от костра!
Масленица. Правильно, ведь это Солнце, мой добрый друг и родственник! Оно пришло к нам в гости, чтобы доказать, что зиме настала пора уходить в свою холодную заповедную страну, уносить с собой вьюги да морозы. А всем людям надо вспомнить о приближении весны.
Солнце.
Наступит весна,
Прогреется земля,
Выйдут люди работать весной на поля.
Станет пахарь пахать,
Зерно в поле бросать,
Прибегут ребятишки ему помогать.
Весной долгие дни –
Не наскучат они.
Ведущий. С вами мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной. Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?
Масленица. Я пришла к вам всего на семь дней. О каждом из этих дней мы с Солнцем вам и расскажем.
Понедельник назывался «встреча». В этот день ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Так они прощались с зимой, готовились встречать весну.
Солнце. Вторник назывался «заигрыши». В этот день дети и молодежь усаживали в сани чучело, изображающее Масленицу, и возили его по деревням. Кроме того, съезжали с гор на санях, салазках, катались на лошадях. Когда темнело, молодежь устраивала вечеринки, на которых пела, веселилась, водила хороводы.
Масленица. Среда называлась «лакомка». В этот день тещи угощали зятьев блинами. Для выпечки блинов много секретов надо было знать. Тесто ставили на снеговой воде на дворе, когда всходил месяц. А на гуляньях все пели песни.
Зазывала.
Где песня льется,
Там легче живется!
Исполняется песня «Как на Масленой неделе».
Солнце. Четверг назывался «широкий», или «разгуляй-четверток». Веселье усиливалось. Гуляли с песнями и гармониками, устраивали хороводы. Ходили на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях и скатывались с горы. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен. Вечером приходили ряженые.
Масленица. В пятницу и субботу устраивали посиделки, потому эти дни так и называли. А еще ходили к родственникам в гости на блины. Везде светились огни балаганов, продавали чай, блины, сладости. А про последний день вам расскажут Блины.
Блин 1. В воскресенье народ прощался с Масленицей. Этот день называли «проводы» – Прощеный день. Сооружали снежные городки. В воскресенье происходило взятие этих городков. Смотреть на эту потеху приходили все.
Блин 2. Катание, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день продолжались до вечера, когда в заключение всех затей провожали Масленицу, то есть сжигали чучело, ее изображающее, за деревней, на ближайшей горке, – именно там, где и встречали Масленицу.
Блин 3. Для этого устраивали за деревней огромный костер из сухих веток и соломы. Чучело привозили к костру на санях, а затем торжественно приносили к месту сожжения. Сжигали чучело под пение и под громкие крики. В этом ритуале участвовали жители нескольких деревень – все вместе они образовывали круг и пели.
Зазывала.
Слыхала песни я от вас,
А слабо пуститься в пляс?
Веселей, честной народ,
Становися в хоровод!
Будет солнце ярче,
Будет телу жарче!
Дети исполняют песню.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты прощай, прощай,
Наша широкая!
Ты не в среду пришла
И не в пятницу–
Ты пришла в воскресенье,
Всю недельку веселье.
Ты пришла с добром,
Со хмельным пивком,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
Блин 1. Подбрасывая солому в огонь, дети повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!» Когда горела Масленица, замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле – это был признак неурожая.
Блин 2. Все кидали в костер блины: «Горите, блины, гори, Масленица!» Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать.
Блин 3. Затеи и веселье продолжались только до вечера Прощеного воскресенья. Как только колокола начинали звонить к вечерне, веселье заканчивалось. После вечерней службы все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных, соседей.
Масленица. Спасибо вам, Блинчики румяные! Все вы правильно рассказали. А чем вы меня и Солнце встречаете, чем потчевать собираетесь?
Ведущий. Попотчуем, как и положено, блинами горячими.
Зазывала.
Ой, Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом!
Масленица. Молодцы! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили!
Я гуляла с вами,
Теперь села в сани.
Пела и плясала –
Больно я устала.
Масленица и Солнце (с поклоном). А теперь с нами проститеся, блинами угоститеся!
Масленица и Солнце уходят.
Ведущий. Давайте споем и станцуем веселую плясовую хороводную «Как у наших у ворот»!
Зазывала.
Все внимание на нас,
Мы сейчас пустимся в пляс!
Дети и гости водят хоровод и поют песню. Праздник заканчивается угощением.