ПРАЗДНИК «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»
Подготовила: ВАЛЕНТИНА ЛЕОНИДОВНА МЕРЗЛЯКОВА, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 87», г. Ижевск.
Ведущий(В.Л.Мерзлякова.): Ребята, мы собрались на праздник, который посвящен нашей первой книге- Азбуке. Сегодня мы с ней расстанемся. Скажем ей самые добрые слова.
Ведущий: Сегодня, друзья, мы сюда собрались, Чтоб доброе слово сказать Тому, кто был другом, Кто каждый свой час Молчал, но учил нас трудиться. Вначале он буквы свои показал, Теперь мы читаем страницы! | |
Ведущий. Ребята! Разрешите мне на этом празднике на несколько минут стать Феей. Можно?
Спасибо. Но что же мне делать? Ведь у Феи должна быть…/задумывается/ Забыла. Подскажите, ребята, пожалуйста. Что мне нужно? Правильно. Волшебная палочка! / берет палочку-это указка, обёрнутая новогодней мишурой/.
Ну вот, сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по волшебной стране БУКВОЛАНДИИ. Сейчас я взмахну палочкой и откроется карта путешествия. /на доске карта/.
Ведущий. Наша первая остановка- большая и прекрасная станция – АЛФАВИТОВО. Здесь живут все буквы родного языка. Каждая в своем домике. Сколько всего букв в нашем алфавите?
Ты эти буквы заучи. Их три десятка с лишком, А для тебя они – ключи Ко всем хорошим книжкам. | В дорогу взять не позабудь Ключей волшебных связку. В любой рассказ найдешь ты путь, Войдешь в любую сказку. | Прочтешь ты книги о зверях, Растеньях и машинах. Ты побываешь на морях И на седых вершинах. Тебе чудесные края Откроет путь от А до Я. |
Игра «Назови предмет на букву». /ведущий называет букву, дети соответствующий предмет на эту букву/.
Ведущий. Взмах палочки и мы переносимся на следующую станцию – ШКОЛЬНУЮ.
Звучит песня «Учат в школе».
Ведущий. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело вы вошли.
Азбуки /для всех подарок/
На столах своих нашли.
Ученики:
1.Мы помним тот звонок веселый, Что прозвенел нам в первый раз. Когда вошли с цветами в школу , В свой самый лучший первый класс. | 2.Как встретил у дверей учитель Наш верный друг на много дней И шумная семья большая Подружек новых и друзей. | 3.Садясь за парту осторожно, Чтоб школьной формы не измять, Мы Азбуку свою раскрыли, Раскрыли чистую тетрадь. |
4. Вот проходят день за днем, Изучаем Азбуку, ЕЛЬ. ТОПОР. ЛОПАТА. РУКИ. В каждом слове слышим звуки, Звуки эти разные: Гласные, Согласные. | 5. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, В темном лесу звать и аукать И в колыбельке Аленку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. | 6. А согласные согласны Шелестеть, Шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. |
7. Дружат гласная с согласной Составляя вместе слог МА и ША- запомни МАША К нам явилась на урок. | | |
Стук в дверь. Входит Буратино с АЗБУКОЙ./
Буратино. Я нес для вас слова, но вот беда: по дороге я упал, и все слова рассыпались.
Ведущий. Ребята! Поможем Буратино! Покажем, как мы умеем складывать слова.
/дети из слогов складывают слова/.
Буратино. Спасибо, ребята. До свидания.
/Звенит звонок/
Ведущий. А мы отправляемся на следующую станцию – ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА.
ЧАСТУШКИ (исполняют дети)
1. Мы с тобою день за днем Ходим в школу с Азбукой. Мы с тобой ее читали Все о буквах мы узнали А теперь настал тот час Покидает она нас. | 2. Буквы с вами изучали, Много нового узнали, Например, что буква Е- Это звуки Й и Э, Сколько информации С вами получили, Как же это в голове Все мы уместили. | 3. Еле-еле слог читал, Смысла слов не понимал, А теперь могу я сам Прочитать для пап и мам. |
4. Быстро время пролетело С вами Азбуку прошли Стали мы уже большими Книжки в руки взяли мы И теперь уже мы с вами Их читаем дружно сами | | |
Ведущий. Мы можем не только частушки петь, но и отгадывать загадки. Я поведу вас на станцию
« ЗАГАДКИНО». (Загадки загадывает кто-нибудь из родителей)
1. Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я!
Скамья ведет обоих нас
Из года в год, из класса в класс!
(парта)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
(цветные картинки)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал мне кто бы пару ног,
Чтобы сам я бегать мог!
(Ранец)
По черному белым
Пишут то и дело.
(доска)
Грамоты не знаю,
А весь век пишу
(ручка)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?
(карандаш)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(тетрадь)
Черные, кривые, от рождения немые,
Встанут в ряд – сейчас заговорят!
(буквы)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает!
(книга)
Ведущий. Молодцы, ребята, Хорошо отгадываете загадки.
Сейчас мы отправимся на станцию «БЮРО НАХОДОК».
Здесь живут слова, которые часто теряются в речи некоторых людей.
Что же это за таинственные слова? Кто их хочет узнать?
Нужно собрать из набора букв слова СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
/ собирают трое детей/.
Прочитаем полученные слова. Как называются такие слова? /вежливые/.
А вы не забываете о них?
Знаете, когда их нужно употреблять?
Сейчас мы прочтем стихи.
Витя очень умный парень, Может всё он смастерить, Только «здравствуй» и «спасибо» Не умеет говорить. И ежели Вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе. Ежели Вы вежливы В душе, а не для виду, В автобус вы поможете Забраться инвалиду. И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. И ежели вы вежливы, Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы, то есть сами. И ежели вы вежливы, То в разговоре с тётей, И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьете. И ежели вы вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея. Вежливость – это умение вести себя так, Чтобы другим было приятно с тобой. | |
Ведущий. Сейчас мы отправимся на станцию «Сказочная».
Мы посмотрим сказку про зверят, которые ходили в школу, может быть вы узнаете себя? / «Про медвежонка Моню, который не хотел учиться» из Журнала « Начальная школа» 1994г. №5. Сказку инсценируют родители/.
Ведущий. Ребята! А может быть кто- то из вас не хочет учиться?
Послушаем ребят, почему им так нравится в школе?
Нет, в школе лучше, чем в саду!
Я в школу с радостью иду:
После уроков уходишь из класса,
И никакого «тихого часа»!
Почему на небе тучки?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море?
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учится и учится!
Ведущий. Сейчас мы отправимся на станцию « ЧИТАЛОЧКА».
ИГРА «Телеграмма».
Ведущий. Нужно отправить телеграмму Азбуке, чтоб она пришла к нам на праздник.
/дети стоят по кругу, взявшись за руки, в центре круга стоит ребенок, он должен увидеть . кто сжал кисть руки друг другу. /
/Входит Азбука/
АЗБУКА. Я – книга школьная- «Азбука».
Учились все по мне и встарь.
Рисунки. буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про Реки, звезды и моря
Не обойтись здесь без меня.
Ведущий. Послушай, дорогая АЗБУКА, чему мы уже научились.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам- строчкам шли.
Очень много мы узнали!
Очень много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
/стихотворение В.Орлова. « Что написано в тетрадке?»/
- А я уже могу писать!
А я могу писать!
Могу тетрадку показать
И даже полистать!
- Ого!
Да ты ученым стал!
Скажи, о чем ты написал?
_А мне откуда это знать?
Я сам хотел бы знать!
Ведь я сказал –Могу писать!
Писать,
А не читать!
/В.Берестов. Читалочка./
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать не надо бабушку трясти:
« Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
« Ну прочитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!
Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению – пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения,
Нам сегодня выдают
УДОСТОВЕРЕНИЯ!
В том, что АЗБУКУ прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
/ АЗБУКА ВРУЧАЕТ ДЕТЯМ УДОСТОВЕРЕНИЯ./
АЗБУКА. Ребята! Я принесла вам новую книгу, которая поможет вам еще лучше научиться читать. Это ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. Поприветствуйте эту книгу.
Здравствуй, гостья дорогая! Приходи сюда скорей! Расскажи нам про Отчизну, Про природу, про друзей Что живут на всей планете, Расскажи про все на свете! Рады мы с тобой дружить! Будем дружбой дорожить Прощай, дорогая АЗБУКА, Расставаться с тобою жаль. Мы знаем буквы, знаем слоги, За все огромное спасибо тебе, Дорогая АЗБУКА. | |
Ведущий. Наше путешествие заканчивается. Мое время в роли Феи истекло, и я снова ваша учительница. Я буду вас учить и учиться вместе с вами.
Слово для поздравления родителям.
Литература:
1. Волина В. Учимся играя. Занимательное азбуковедение.Москва :Новая школа.1994
2. Журнал « Начальная школа» 1994г. №5. Сказка «Про медвежонка Моню, который не хотел учиться»