Внеклассное мероприятие направлено на расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне, способствующее воспитанию патриотических чувств и уважительному отношению к ветеранам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Поклонимся великим тем годам!"»
Классный час «Поклонимся великим тем годам! »
Цели:
- расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне;
- помочь детям почувствовать атмосферу военных лет, понять, что война — это зло, несущее страх, разрушения, смерть;
-рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны
- познакомить с понятием «подвиг», именами героев;
- воспитывать чувство гордости за великую Победу и благодарности ветеранам.
Оборудование: плакаты: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Нам этот мир завещано беречь» и др., аудиозаписи песен о войне, портреты пионеров-героев, выставка книг о войне.
На классный час можно пригласить ветеранов - участников ВОВ.
Ход классного часа
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
А. Твардовский
Звучит песня «Журавли» (сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля).
Ведущий: Каждый год в эти майские дни мы вспоминаем грозные годы Великой Отечественной войны. Это праздник «со слезами на глазах», праздник победы над страшным и коварным врагом — фашизмом.
9 Мая мы чтим память павших героев, кланяется живым.
Прошла война,
Прошла беда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Ведущий: В те далекие годы в Германии к власти пришёл Адольф Гитлер, он считал, что немцы — это избранный, лучший народ, которому должен принадлежать весь мир. И для того, чтобы достичь господства над остальными народами, сделать их своими рабами, заставить работать исключительно на благо Германии, Гитлер развязал войну.
22 июня был выходной день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали четыре утра...
Чтец:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и цветам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул им руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной.
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
С. Щипачев
Ведущий: Ровно в 4 часа утра пограничники заметили на небе какие-то яркие огни. Красные, зеленые, они медленно двигались к нашей границе. Затем послышался шум моторов, и на мирно спящих людей полетели бомбы.
Мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии.
Так началось утро 22 июня 1941 года.
/Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная...», музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача./
Ведущий: Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Вся страна встала на защиту Родины.
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной брестской крепости. Около месяца сражался ее героический гарнизон.
...Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! Но силы были слишком неравные.
1. Фашисты шли разрушая и убивая. Они были очень сильными и жестокими. Фашистские главари требовали от своих солдат, чтобы те беспощадно убивали русских людей. «Убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик», — было написано в немецком приказе. И они зверствовали: убивали, вешали, закапывали живьем в землю, мучили в концлагерях, сжигали в топках печей безоружных, слабых, больных. Не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей... Там, где проходили фашисты, оставались убитые люди, сожженные села и города.
2. С войной в каждую семью пришла беда. Война — это вздрагивающая от взрывов земля, свист пуль, грохот снарядов, вой сирен. Это постоянная тревога и страх за себя, за своих родных и близких. Война — это священная ненависть к врагу и жажда отомстить за издевательство над народом, за зло, несущее разрушение и смерть.
3. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. Более двадцати семи миллионов людей погибло в той страшной войне - каждый восьмой житель нашей страны.
4. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Чтец: Рассказ танкиста
Был трудный бой.
Все нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей,
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шел бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит - не выглянуть из башен,
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка.
Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу...
Был трудный бой.
Все нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
А. Твардовский
Ведущий: Вместе со взрослыми тысячи ребят в красных галстуках встали на защиту Родины. Рядом с именами легендарных героев войны: Ивана Панфилова, Дмитрия Карбышева, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Александра Матросова и многих-многих других - мы называем имена юных героев Советского Союза: Володя Дубинин, Валера Волков, Леня Голиков, Нина Сагайдак, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей.
Что чувствовали, что переживали дети войны?
Послушайте о девочке Тане Савичевой, историю которой знает весь мир.
Она жила в Ленинграде и в самые жестокие дни блокады вела дневник, каждая страничка которого до сих пор обжигает сердца людей. Дыша на окоченевшие пальцы, Таня писала: «Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942... Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г. Дядя Ваня умер 13 апр. 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.... Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.... Савичевы умерли... Умерли все, осталась одна Таня...» Таня ненадолго пережила своих близких. Вскоре после этой последней записи умерла и одиннадцатилетняя Таня.
А вот воспоминания тех, кто выжил.
«В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю, отправили в лагерь Бухенвальд. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. Из многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение. Выжила чудом».
Ученики зачитывают небольшие доклады о пионерах-героях
Зина Портнова
Родилась в 1926 году в Ленинграде и до войны вела обычную жизнь советской девочки. На летние каникулы родители отправили Зину вместе с младшей сестрой Галей к бабушке в Витебскую область, в деревню Зуи Шумилинского района. После внезапного нападения фашистской Германии над Витебской областью сразу нависла угроза оккупации. Попытка бабушки отправить внучек домой, в Ленинград, не удалась – немцы перекрыли все дороги. Так, девочка осталась на оккупированной территории.
С первых дней войны в Витебской области стали организовываться многочисленные подпольные и партизанские соединения для оказания сопротивления врагам. Пятнадцатилетняя Зина Портнова стала самой юной участницей подполья, названного «Юные мстители».
Юные подпольщики расклеивали антифашистские листовки, занимались мелким вредительством. Постепенно диверсии со стороны «Юных мстителей» становятся всё более серьёзными. Им удалось поджечь вагоны со льном, награбленным фашистами и отправляемым в Германию, осуществить поджоги промышленных предприятий, работавших на нацистов, подрывы.
Одной из самых масштабных операций стало отравление более ста немецких офицеров. Работая посудомойкой в столовой, где питались немецкие офицеры, Зина отравила еду. Самой ей тогда чудом удалось избежать смерти и ответственности. Немцы заставили её есть из тарелки с отравленным супом. Она бестрепетно взяла ложку и съела немного супа, таким образом отведя от себя подозрения. От яда её спасала бабушка с помощью народных средств. Крепкий организм справился, и девочка выжила.
После этой диверсии, Зина Портнова ушла в партизанский отряд.
Зина Портнова, выполняя поручение партизанского отряда, пыталась выйти на связь с подпольщиками. Но миссия провалилась, её опознали и арестовали в деревне Мостище. Гитлеровцам к тому времени уже многое было известно о Зине. Поэтому с ней пытались договориться, чтобы она сдала спасшихся членов подполья. Но девушка была несгибаема. Один из допросов, проводимых в деревне Горяны, закончился тем, что Зина сумела схватить пистолет следователя и застрелить его самого и ещё двух немцев, присутствовавших при допросе. Попытка бегства не удалась, Зине выстрелили в ногу. А когда она попыталась застрелить себя последним патроном, пистолет дал осечку.
Зина Портнова до своей казни прошла все круги ада. Пытали её зверски: выкололи глаза, искалечили, изощрялись в попытках причинить побольше мучений, загоняя иголки под ногти и прижигая кожу раскалённым железом. Зина стойко всё переносила и не дала никаких показаний.
В январе 1944 года искалеченную, слепую и абсолютно седую 17-тилетнюю девушку повели на казнь. Её расстреляли на площади вместе с другими приговорёнными. Лишь спустя почти 15 лет мир узнал о подвиге молодых подпольщиков. Самой юной из них, Зине Портновой, в 1958 году присвоили звание Героя Советского Союза и орден Ленина.
Лёня Голиков.
В Псковской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Учился в школе, помогал по хозяйству родителям, дружил с ребятами. Но неожиданно начала война, и все то, о чем он так мечтал в мирной жизни, вдруг оборвалось. Когда началась война, ему было всего 15 лет. Фашисты захватили его деревню, начали творить бесчинства, пытались установить свой «новый порядок». Вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против фашистов. Партизаны нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали немецких солдат и офицеров. Немало боевых дел было у юного партизана Лени Голикова. Но одно было особенным. В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но Лёнина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом . При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то был всего один... Юный Леня Голиков! Оказывается, Лёня добыл ценнейшую информацию - чертежи и описание новых образцов немецких мин, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера.
За этот подвиг Лёня Голиков был представлен к высшей правительственной награде - медали «Золотая звезда» и званию Героя Советского Союза. Но получить награду герой не успел. В декабре 1942 года партизанский отряд Голикова был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью партизан. Январской ночью 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов и заняли три крайние избы. Разведка ничего подозрительного не обнаружила - гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета – в деревне нашелся предатель, который сообщил немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…
В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков. Звание Героя он получил посмертно.
Володя Дубинин Юный герой Володя Дубинин родился 29 августа 1927 г. С раннего детства был подвижным и любознательным, любил читать, фотографировать, с увлечением занимался авиамоделированием. Когда началась Великая Отечественная война, отца Володи Дубинина призвали в армию. А его мать Евдокия Тимофеевна вместе с сыном и дочерью переехала к родственникам, в район Керчи под названием Старый Карантин.Руководство города, понимая, что с каждым днем гитлеровцы подбираются к ним все ближе и ближе, стало активно готовиться к подпольной деятельности. Володя Дубинин вместе со своими друзьями Ваней Гриценко и Толей Ковалевым стали просить взрослых принять их в партизанский отряд в каменоломнях. Начальник отряда вначале сомневался, а потом все-таки дал свое согласие. В каменоломнях было много узких расщелин, куда пролезть могли только дети и поэтому они могли стать незаменимыми разведчиками. Так Володя Дубинин, каждый день совершал подвиги во имя Родины. Он пролазил в узкие щели и приносил своему командованию ценные сведения о враге.В обязанности юных партизан входила не только разведка. Дети подносили взрослым боеприпасы, помогали раненым и выполняли другие задания командира. Володя Дубинин умело «водил за нос» немецкий патруль, проскальзывая мимо них, он мог точно запомнить численность нескольких вражеских подразделений, находящихся в разных местах.В декабре 1941 г немцы, решили затопить каменоломни вместе с находящимися внутри людьми. Володя Дубинин сумел раздобыть эту информацию, и вовремя предупредить товарищей о грозящей им опасности буквально за несколько часов до начала карательной операции. Днем, рискуя своей жизнью, почти на глазах врага, пионер сумел проникнуть в катакомбы и поднять отряд по тревоге.Бойцы стали спешно сооружать плотины и успели перекрыть вход воде, находясь в ней уже по пояс. Благодаря Володе Дубинину было спасено много жизней людей, которые и дальше могли бороться с врагом.Погиб четырнадцатилетний герой 4 января 1942 года. Он подорвался на мине вместе с четырьмя саперами. Похоронили всех в братской могиле в Молодежном парке г. Керчь. За совершенные подвиги Володю Дубинина наградили орденом Красного Знамени посмертно.О Володе Дубинине советский детский писатель Лев Кассиль в 1949 году написал повесть «Улица младшего сына». В 1964 в родной Керчи Володе Дубинину был установлен памятник в виде скульптуры, вытесанной из цельного камня. Также бронзовый бюст Дубинина есть на территории Керченской школы №1, где он когда-то учился.
Учитель проводит обзор выставки книг о пионерах-героях.
Ведущий: Давайте помянем их нашим молчаньем. Всех тех, кто остался на этих лугах Вдоль маленькой речки с красивым названьем, Травой прорастая в ее берегах. Давайте их вспомним! С тоской и любовью, И все помолчим... Пусть они говорят: Как речка текла человеческой кровью, Мостя переправы из наших солдат. Как их убивали с высот пулеметы, Как ржавым железом кромсало тела. Тонули в болоте стрелковые роты, А Родина-мать им помочь не могла... Как их хоронили во рвах и воронках, В прудах и колодцах над самой рекой, И мама чужая тайком пред иконой Свечу зажигала за их упокой. Никто не считал их и нынче не скажет, Над кем прорастает густая трава. Лишь только туман белым саваном ляжет, Да выйдет на берег седая вдова. Давайте же вспомним их, ставших травою, Корнями деревьев и щебетом птиц... Мы их имена нынче носим с тобою, И лиц их черты есть в чертах наших лиц.
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.
\Минута молчания.\
Ведущий: Свыше одиннадцати тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза! Более трехсот раз повторен в годы войны бессмертный подвиг Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеской огневой точки. За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой».
Чтец:
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом,
Всей землей
Поклонимся за тот великий бой.
М. Львов
Ведущий: И вот наступил он - великий долгожданный день - День Победы! Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней. Это случилось 9 мая 1945 года.
Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Победителю-солдату
Сотни раз - поклон земной!
Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучат, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Ложатся цветы на могильные плиты.
Нет! Никто не забыт, и ничто не забыто!
Подведение итогов
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Сколько времени она продолжалась?
- Когда закончилась война?
- Кого из пионеров-героев вы запомнили?
Ведущий: Навсегда останется в народе гордость за великую Победу и память о том, какой страшной ценой она досталась.
\ Дети поднимают макет солнца\
Пусть будет мир!
Пускай цветут сады!
\Поднимают макет веток цветущих яблонь.\
За это жизнь отдали наши деды.
Им посвящаем песню мы свою,
Им, не увидевшим Победу.
Звучит песня «День Победы», слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.