kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэтическая страничка "Мороз и солнце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

мероприяти проведено в социальнщ-реабилитационном центре с целью всеобщего развития детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэтическая страничка "Мороз и солнце"»

«Мороз и солнце» - поэтическая страничка.

Цели мероприятия:

  • познакомить детей с произведениями русских поэтов – классиков о зиме;

  • прививать любовь к природе, к поэзии.

(Дети выучили стихи, пословицы, поговорки о зимних месяцах, русскую народную песню "Метелица", оформили выставку рисунков.)


ХОД:

I. Организационный момент.

-Прозвучала композиция в исполнении оркестра русских народных инструментов "Метелица" Слайд 1

Уважаемые гости! Мы ради приветствовать Вас в нашей литературной гостиной. Когда в последний раз Вы слушали, как читают стихи? И не просто читают, а дарят ощущение настоящего театра? Когда человек на сцене не только перевоплощается сам, но и заставляет измениться пространство, останавливает время и возрождает казавшиеся забытыми чувства? Мы все бежим, торопимся… остановитесь, оглянитесь вокруг, насладитесь с нами союзом волшебных звуков, чувств и дум..


II. Разгадывание загадок. Рассматривание выставки рисунков.

Какой это мастер

На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? 

(Мороз)


Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг.

(Зима)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.

(Лед)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан...

(иней)


Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.

(Метель)



С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые...

(снежинки)

Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Мена били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом. 
(Горка ледяная)


– Какой темой объединены все эти загадки? (Темой «Зима»)

– Определите тему. («Здравствуй, гостья – зима!»)

– Какие зимние месяцы вы знаете?

  • Декабрь год кончает, зиму начинает. В декабре зима стелит белые холсты, через реки наводит мосты.

  • Январь – всему году запевка. Январь – году начало, зиме серединка.

  • Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый? В феврале зима с весной встречается впервой.

III. Работа по теме.

1. Слово ведущего (Музыка гусли ) Слайд 2

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Он лег на крыши домов, на улицы, на поля, на леса. Снег сверкает на солнышке, как серебро. Кругом так чисто, так бело. Ребятишки с радостью идут кататься на горку, на лыжах. Наверное, нет такого человека, который бы не любил зиму. Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его; это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками!

Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова. Они написаны в разное время, каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу, и в то же время есть в этих стихах что-то общее. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

2. Выступления детей.


Федор Иванович Тютчев «Зима недаром злится» ( читает …) 

Зима недаром злится,
Прошла ее пора – 
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон – 
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу




- Послушайте стихотворение К. Ибраева «Зима» (читает …)

Величава зима – 
Называть ее хочется
Не по имени просто,
А по имени-отчеству.
Ой, зима, ты – Морозовна,
Ой, зима, ты – Метельевна!

Утром кажется розовым
Снег под синими елями.
Ветер с веток березовых
Сыплет хлопья на головы …
Ой, зима, ты – Морозовна,
Ой, зима, ты – Метельевна!




– Какой перед нами предстает зима? (Величавая, мудрая, седовласая)

– Зима статная, гордая, настоящая повелительница снежного королевства.

Нужные слова приветствия этой снежной королеве нашел Иван Саввич Никитин, замечательный русский поэт. Прекрасные, задушевные строки посвятил Никитин родной природе.


Встреча зимы. (читает…)

Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, бог знает о чем,
Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок. 

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит

Разноцветным огнем...


Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям

Есть раздолье у нас, – 
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать
Привыкать, – 
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!




- Настроение человека и природы в лирике подчас зависит от смены времени года. Поэзия А. С. Пушкина свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает у нас глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли, и родного слова.


- Как красиво звучат эти слова. 

Литература- это один из видов искусства, который словом может нарисовать зиму.

Какие ещё виды искусства могут это сделать? слово на доске (Живопись)

-А теперь посмотрите, как художники запечатлели на своих полотнах зиму.

V. Работа по картинам. (слайды1,2,3,4,5)

- Ещё полвека назад о ледяной скульптуре никто не слышал. Теперь каждую зиму по всем городам проходят конкурсы ледяных скульптур. (слайд 1,2,3)слово на доске (Скульптура)

- Во всём этом мы узнаём зиму и ещё во многих её проявлениях…


- Много поэтов запечатлели ребячий восторг от первого снега и зимних игр. Каждый взрослый становится ребёнком, радуясь первому снегу.


VI. Работа с пословицами.

-Сегодня звучали загадки, стихи, рассказы о поэтах. Наш урок мне хотелось бы закончить пословицами и поговорками о зиме. Помогите мне…

Предлагаю игру "Левый берег- правый берег " (часть детей начинает поговорку, другая - отвечает)

  • Зимой снег глубокий – (летом хлеб высокий)

  • Земля зимой отдыхает, (а весной расцветает)

  • Мороз не велик, (да стоять не велит)

  • В зимний холод (всякий молод)

  • Два друга – (мороз да вьюга)

  • Хороший снежок (урожай сбережет)

  • Не будет снега, (не будет и следа)

  • Зиме и лету (союзу нету)

  • Зимой съел бы грибок, (да снег глубок)


VII. Итог. (Работа с художественным языком литературы)

– Какую мы увидели зиму у поэтов и художников, скульпторов, композиторов?

Чародейка, волшебница, кудесница, русская красавица. «Щеголиха в белой разлетайке,
Русская красавица зима». (слова появляются на доске, можно провести орфографическую работу на уроке русского языка, написать сочинение – описание зимы. )

-В заключение нашего мероприятия хотим порадовать гостей русской народной песней "Вдоль по улице метелица идёт…"

























Цель урока:   

обобщить знания о русской классической поэзии о зиме, учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении, находить метафоры.

Коррекционные цели урока:   

  1. Коррекция и развитие связной устной речи.

  2. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

  3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Задачи: 

1. Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к русской поэзии.

2. Развивать выразительную речь, память, образное мышление.

3. Научить определять настроение стихотворения, находить метафоры.

Оборудование:

Медиапроектор, экран, электронная презентация, компьютер, выставка книг, аудиозапись «Детский альбом» П.И. Чайковского. Времена года.

Ход урока.

1. Организационный момент.

   

2. Постановка цели.

   

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно и расшифруйте пословицы. (Мороз не велик, а стоять не велит.  Два друга – мороз да вьюга.)  Слайд 2, 3,4, 5


- О чём эти пословицы? (О зиме, зимних явлениях природы.).


- Давайте, попробуем сформулировать тему урока. Закончите высказывание: сегодня мы будем читать стихи русских поэтов … (О зиме)  Слайд 6

3. Актуализация знаний и представлений учащихся о поэтических произведениях.

- Посмотрите, пожалуйста, на картины о зиме, и вы убедитесь, что зима – очень красивое время года. (На фоне музыки идёт демонстрация слайдов  7, 8, 9).

Так, с помощью кисти и красок описывают прекрасные картины зимней русской природы художники, а поэты выражают свои чувства в стихах. Многие из них посвящали свои стихи русской зиме - удивительному, прекрасному времени года, которое любят взрослые и дети. Ведь природа зимой особенная, торжественная, сияющая чистотой и свежестью, воздух морозный, деревья покрыты снегом. Я прочитаю вам стихотворение А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос: какие чувства передает автор в своем стихотворении?  Слайд 10

- К нашему уроку вы подготовили стихи о зиме. Назовите, пожалуйста, имена поэтов ,написавших стихи о зиме? (А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, А. Плещеев.) Слайд11

4. Чтение произведений наизусть.

   

- Настало время выразительного чтения стихотворений. Мы должны привести в порядок дыхание и голос ( в этом нам поможет особая гимнастика) и вспомнить правила выразительного чтения.

 Логопедическая гимнастика.

1)  Представьте, что ваши руки замёрзли, попробуйте согреть их своим дыханием, подуйте на них.

2)  Упражнения для голоса. Представьте: мы катимся с высокой горы на больших санях, разгоняемся тихо «и – и – и», набираем скорость громко «И – И – И», скатились, перевели дух, выдохнули «Фу – у – у».

3)  Работа над интонацией. Произнесите фразу: «Мороз и солнце, день чудесный» с разной интонацией: грустно, радостно, спокойно, торжественно.

Правила выразительного чтения Слайд 12

Чтение стихотворений детьми. (Дети заранее учат наизусть стихотворения о зиме, предложенные учителем).
Первый учащийся читает стихотворение И. С. Никитина «Встреча зимы» Слайд 13

- Подумайте, каким настроением пропитано стихотворение? (Радостным, праздничным).


- А какие строки из стихотворения передают это праздничное настроение? («Воздух лёгок и чист», «смотрит весело в лес», «блестит разноцветным огнём»).


- Действительно, зимняя природа радует глаз светлыми праздничными красками. Многие поэты, наблюдая картины природы, сравнивали снег на полях с белой скатертью, полотном, ковром, на деревьях – с шапкой. Такие скрытые сравнения называются метафорой. Давайте, попробуем найти в этом стихотворении метафоры. («Белый пушок», «снег лежит полотном», «разноцветным огнём»).

- Но зима приносит не только радость и праздник. Она приносит с собой морозы и вьюги. Тяжело приходится животным зимой. Давайте, послушаем стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает».

Второй учащийся читает стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает» Слайд 14

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Грусть, печаль, тоску по весне).

- Найдите строки, где это проявляется особенно ярко. («Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую седые облака», «озябли пташки малые, голодные, усталые».)

- Какие сравнения вы нашли в стихотворении? («Воробышки игривые, как детки сиротливые»).

- А теперь, давайте, найдём скрытое сравнение, то есть метафору. («В улыбках солнца ясная красавица весна»).  

Чтение стихотворений наизусть, нахождение метафор, определение настроения в стихотворении.

5. Физкультминутка.

Давайте представим, что мы снежинки. Нас кружит в воздухе метель. (Дети выполняют произвольные движения под музыку, изображая снежинки).

5. Закрепление.

Дидактическая игра.

- Ребята, вы знаете много стихотворений о зиме. Хотите себя проверить? Вставьте пропущенные слова в строки стихотворений.  Слайд 15

«Белый снег …

В воздухе кружится». (Пушистый).

«Воздух … и чист

И замёрзла река». (Лёгок).

«А по двору метелица

Ковром … стелется». (Шелковым).

- Соедините метафору (скрытое сравнение) с зимним явлением природы: Слайд 16

«белая косынка»                                                                    сугробы

«модный паркет»                                                                   верхушки деревьев в снегу

«дворцы из снега»                                                                 лёд на реках

6. Рефлексия.

- Закройте глаза. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите взгляд. Ощутите прохладу и свежесть снежинок. На ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. Садитесь.

- Расскажите, какие снежинки вы видели? (Ажурные, легкие, серебристые) Слайд 17

-Попробуйте подобрать слова, с помощью которых можно сравнить снежинки:

-Белые, как. ... (сахар, молоко)

-Лёгкие, как ... (пух)

-Ажурные, будто ... (кружево, звёздочки)

-Молодцы!

7.Итог урока.

-Стихотворения о  зиме каких русских поэтов мы сегодня читали?

-Как называется прием скрытого сравнения?

-Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи?

-Вы очень хорошо работали, желаю вам, чтобы эти стихотворения надолго остались в вашей памяти и в ваших сердцах!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поэтическая страничка "Мороз и солнце"

Автор: Колесникова Наталья Викторовна

Дата: 14.12.2023

Номер свидетельства: 642287

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Зимние картины. "
    ["seo_title"] => string(15) "zimniie-kartiny"
    ["file_id"] => string(6) "229323"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441698682"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Внеклассное мероприятие  «Здравствуй весна!»."
    ["seo_title"] => string(46) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-zdravstvui-viesna"
    ["file_id"] => string(6) "318326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460555691"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Чудеса вокруг нас   Р. Сеф "Чудо", Б. Заходер "Где поставить запятую?", А. Барто "Чудо на уроке""
    ["seo_title"] => string(78) "chudiesavokrughnasrsiefchudobzakhodiergdiepostavitzapiatuiuabartochudonaurokie"
    ["file_id"] => string(6) "289772"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454858445"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме "Парообразование и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-tiemie-paroobrazovaniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "150669"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420541557"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Семейный праздник «Слово о матери» "
    ["seo_title"] => string(35) "siemieinyi-prazdnik-slovo-o-matieri"
    ["file_id"] => string(6) "148206"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419610789"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства