Материал: основа для аппликации – дворец, теремок; цветик-семицветик, клей, салфетки, настольный театр; мультимедийное устройство (интерактивная доска, компьютер).
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, а у нас сегодня много гостей.
- Давайте поздороваемся с нашими гостями, и пожелаем им приятного просмотра нашего занятия! (Слайд 1, улыбнитесь, мы рады вам).
Рефлексия настроения
Воспитатель: Ребята, что вы видите на доске? (ответы детей). Какой таинственный замок!
Он был когда-то светлым, многолюдным
Жила в нем королевская семья.
Здесь день любой весёлым был и шумным,
И на турнирах раздавался звон копья.
А ныне замок мрачен и заброшен.
Стоит как тёмно-серый истукан,
Как будто чем-то сильно потревожен.
Лесной хранитель – старый великан.
- Давайте мы с вами вернем замку жизнь, а для этого надо зажечь свет в окнах. На столе лежат разноцветные окна замка. Выберите окно, цвет,
которого соответствует вашему настроению, и прикрепите его.
- Посмотрите, как преобразился замок, какие разноцветные окна! Молодцы ребята, рассаживайтесь по местам.
В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться!
Что-то ждет нас впереди?
Слышишь, сказка в дверь стучится?
Скажем сказке: «За-хо-ди!»
И сегодня мы зайдем в гости к сказкам. Сообщение темы занятия.
- Я знаю, ребята, что вы любите сказки, поэтому предлагаю вам провести различные конкурсы на знание русских народных сказок. А почему сказки называются русские народные?
- Потому что их придумал русский народ (ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, их сочинил русский народ и они передавались из уст в уста.
Ребята, а как вы понимаете это выражение «из уст в уста»?
(ответы детей) Правильно. В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали “из уст в уста”. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века.
Вы прочитали много сказок. А сейчас я проверю как хорошо вы знаете сказки.
1 Конкурс «Узнай сказку»
- Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался … (колобок) картинка
- Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет её домой.
Но отгадав загадку,
Тогда скорей ответь.
Название этой сказки … (Маша и медведь) картинка
- Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко?
Может, это … (репка) картинка
- Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте, без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя) картинка
- В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Печенька, спаси меня.
Реченька, спаси меня. (Гуси-лебеди) картинка
- Из копытца, из копытца, ну-ка кто хотел напиться.
Он напиться-то напился,
Но в кого он превратился.
Над рекой в кустах зеленых
Отчего кричит козленок? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
картинка (слайд №8)
- В чистом поле, где нет дорог,
Стоит не низок, не высок.
Всех приглашает за порог
Этот домик … (теремок) картинка
- Сами, сами едут сани.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что не знаю
Повезло лентяю. (По щучьему велению) картинка
- Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко.
Не послушал ты кота, выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса)
Картинка (слайд№11)
- Колотил, колотил по тарелке носом.
Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль) картинка
2 конкурс «Исправь ошибку»
- Дети, я хочу проверить, кто из вас самый внимательный? Для этого вы должны исправить ошибку в названии сказок.
«Петушок Ряба»
«Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят»
«Утки – лебеди»
«Заюшкин домик»
«Царевна Индюшка»
«Мальчик с кулачок»
3 конкурс «Добавь слово»
Мышка – норушка
Лягушка – квакушка
Зайчик – побегайчик
Лисичка – сестричка
Сестрица – Аленушка
Братец – Иванушка
4 Конкурс «Угадай героя сказки»
А) От кого смс?
- Дети, я получила несколько смс. Отгадайте от кого они?
- Спасите! Моих детей съел серый волк. (Коза) сказка «Волк и семеро козлят»
- Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. (Мышка) сказка «Курочка
Ряба»
- Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби.
(Волк) Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» (слайд 15)
- От дедушки ушел, от бабушки ушел. (Колобок) сказка «Колобок».
Б) Кого так называют и почему?
Серый…, косой…, косолапый…, рыжая… .
В) Назвать детенышей (ед. и мн. число).
Лиса – лисята, лисенок
Медведь – медвежата, медвежонок
Волк – волчата, волчонок
Белка – бельчата, бельчонок
Заяц – зайчата, зайчонок
5 Конкурс «Из какой сказки потеряны вещи?
- Ребята, я нашла несколько вещей. Они лежат у меня в корзине.
- Из какой сказки потерянные вещи?
Пирожок – «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»
Яблоко – «Гуси-лебеди»
Кружка – «Три медведя»
Яйцо – «Курочка Ряба»
6 Конкурс «Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок»
- Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)
- Любая сказка чему-то учит. Это придуманный рассказ.
- Правильно.
- А как называется этот цветок? (ответы детей)
-Сегодня мы говорили о русских народных сказках. А бывают сказки авторские, которые написаны писателем. Валентин Катаев автор книги «Цветик-семицветик».
А сейчас при помощи цветика-семицветика мы узнаем, чему учит сказка.
Игра «Цветик – семицветик» (на лепестках написаны качества, дети выходят, берут лепесток и читают)
Добру
Справедливости
Помощи другим
Трудолюбию
Дружбе
Выручать других
Слушаться старших
Честности
Правдивости
Не жадничать
Вежливости
- А сейчас, ребята, я вам расскажу о театре. Но прежде, чем послушать мой рассказ, отдохните.
7. Физминутка «Колобок»
8. Рассказ воспитателя детям о театре.
Много лет тому назад наша Россия называлась – Древняя Русь. Люди Древней Руси боялись грозных и загадочных явлений природы, таких как буря, гроза, ураган. А еще они боялись различных диких животных. Во время праздничных гуляний возник такой обычай – рядиться (переодеваться) животными. Люди хотели таким образом подчинить животных своей воле, добиться от них послушания, смирения. Русский театр получил начало в сюжетных игрищах.
- Ребята, а как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей).
Игрища (от слова игра) водились влево и вправо под хоровые песни, поэтому стали называться хороводами. В наше время тоже существуют обряды (проводы зимы, масленица, выкуп невесты, свадьба, сватовство, помолвка, святки, крещение…)
Постепенно, с течением времени, обряды превратились в представления. Представления эти давались на площади или просто на улице.
Еще такое гуляние называли ярмаркой. На ярмарке кроме развлечений можно было купить, все что хочется: разные сладости, игрушки, наряды. Обычно в игрищах всегда были заводилы. (Это такие люди, которые первые начинают или организовывают развлечение.) Их стали называть скоморохами, они высмеивали богачей, которые обманывают простых людей. В наше время о таланте скоморохов нам напоминает выступление клоунов в цирке. В тридцатые годы появился кукольный театр и получил название театра Петрушки. Петрушка ловкий, озорной и непобедимый герой Народной кукольной комедии (показ игрушки).
О театре можно говорить много. О них мы поговорим на другом занятии. О профессиях людей, которые работают в театрах, мы тоже с вами поговорим.
9. А сегодня я предлагаю посмотреть короткий фильм о настольном театре.
А сейчас вы покажете сказку.
Инсценировка сказки «Колобок».
Изготовление «Теремка»
На прошлом занятии мы посмотрели с вами мультфильм «Теремок».
Чем закончилась сказка? (Ответы детей).
Мы успели сделать с вами теремок. А сегодня – заселим жильцов в него.
Молодцы, ребята. Благодаря дружбе, трудолюбию, помощи друг другу звери построили большой дом. И стали в нем жить дружно и счастливо.
- Мы не прощаемся со сказками, мы будем продолжать их читать и изучать.
- Ребята, верьте в сказку!
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Итог (Рефлексия)
Вот и подошло наше занятие к концу. Вам понравилось оно?
А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
А что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)
Вновь посмотрим на наш замок. В окнах ярко горит свет. Значит, у вас сохранилось хорошее настроение. У вас хорошее настроение? (ответы детей).