«Инклюзивное образование в современной школе:
проблемы и пути их решения».
Добрый день, уважаемые коллеги!
Наш педсовет я начну с мудрой китайской притчи.
А о чем она вы скажете после её прослушивания.
Притча «Трещина в кувшине»
У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.
Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:
– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.
Но мудрая старая женщина только улыбнулась:
– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
- Как вы думаете, о чем эта притча? Определите в группе основную тему и идею притчи.
(Каждая группа выражает свое мнение по содержанию притчи)
Да, вы правы, это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!
Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее.
-Уважаемые коллеги. Какое понятие в настоящее время всё чаще стало появляться в педагогической практике?
Да, это понятие «инклюзивное образование».
1 слайд. Тема сегодняшнего педсовета «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы и пути их решения».
- Как эту притчу можно связать с нашей темой?
(дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещинкой», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу.)
Практическая часть
Давайте попробуем почувствовать себя в роли таких кувшинов с трещинками. (Раздаем очки, беруши). В одной группе будет слепой ребенок(надевает очки), в другой – глухой (надевает беруши), в третьей - один участник будет выполнять задание левой рукой. Всех остальных участников педсовета мы объединим в 4 группу – теоретическую, вы должны будете затот же временной период дать формулировку понятиям.
Задание: Перед собой вы видите цветную бумагу, из неевы должны будете изготовить человечка.Основной вид деятельности должен приходиться на ребенка с ОВЗ. Остальные помощники.
- А вы подумайте, какие чувства у вас будут возникать при работе.
Практическая работа.
Ведущий:Итак, получились человечки.
- Почувствовали ли вы, что ваши возможности ограничены?
Какие трудности вы испытывали?
Что или кто помог вам выполнить эту работу?
У нас работала теоретическая группа, которая даст формулировку понятиям инклюзивное образование, дети с ОВЗ.
Скажите, пожалуйста, как вы считаете:
- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?
-Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?
-Подумайте, какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного образования? (Например, совершенствование материально – технической базы, создание индивидуальных программ для работы с детьми с ОВЗ, повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ и т.д.)
Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим сегодня на педсовете.
Слайд 2
Цель: Изучение теоретических аспектов инклюзивного образования, соотнесение условий его осуществления с возможностями нашей школы.
Слайд 3
Задачи:
1. Раскрыть понятие «инклюзивное образование», выделить условия его осуществления в образовательной школе.
2. Соотнести условия организации инклюзивного образования с возможностями нашей школы.
3. Наметить мероприятия, способствующие осуществлению инклюзивного образования в нашем ОУ.
Слайды 4-8 Законодательные ресурсы
Обратимся к законадательным ресурсам: Чтение по слайдам 4 -8.
Слайд 9
ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ
Это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Слайд 10
Инклюзивное образование:
Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;
Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
Признает, что все дети могут учиться.
По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образованияявляется одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Слайд 11
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 1
О том кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом, как организовать обучение детей с ОВЗ вам расскажет зам.директора по УВР Н.А.Заборчук.
Ведущий: Первичной и важнейшей ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. В целях выявления профессиональной готовности к реализации ФГОС для детей с ОВЗ вам, уважаемые коллеги было предложено анкетирование «Инклюзивное образование». Слайд 12
Обратимся к его результатам.
Слайд 13
1 вопрос. Как вы относитесь к идее инклюзивного образования?
А) Положительно – 15
Б) Отрицательно – 15
В) Другое – 1
Слайд 14
2. Насколько выполнима эта идея в условиях современного Российского образования?
А) Выполнима – 11
Б) Не выполнима – 17
В) Другое – 3 (частично – 2, приходится выполнять – 1)
Слайд 15
3. Какие сложности могут возникнуть у педагогов при включении в обычный класс детей с ОВЗ?
Невозможность уделять много времени детям с ОВЗ при большой наполняемости классов.
Для детей с ОВЗ необходимо уделять больше времени, при большой нагрузке педагога, такой возможности нет.
Обычные дети начнуть отставать, т.к. педагог будет уделять больше времени детям с ОВЗ, снизится темп урока, его продуктивность.
Уделяя внимание детям с ОВЗ, педагог упускает обычных детей.
Слайд 16
4. Имеете ли Вы лично возражения против работы с детьми с ОВЗ?
А) Нет - 27
Б) Да (Почему?) – 4 (для детей с ОВЗ д/б спец.учреждения, нет опыта работы)
Слайд 17
5. Считаете ли вы, что совместное обучение полезно (вредно) для нормально развивающихся детей? Для детей с ОВЗ?
Для детей с ОВЗ полезно – 28; вредно – 3 (негативно может повлиять на психику);
Для нормально развивающихся детей вредно – 25 (тормозят процесс обучения, с девиантным поведением нарушают дисциплину в классе);
Полезно – 6 (воспитывают толерантность).
Слайд 18
6. Какие условия необходимо создать для успешного совместного образования детей с разными возможностями здоровья?
Уменьшить наполняемость классов до 15 человек, где учатся дети с ОВЗ.
Создать надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в специально оснащенных кабинетах.
Проводить индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ.
Проводить информационно-просветительскую, разъяснительную работупо вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися, их родителями, учителями.
Слайд 19
7. Какие условия нужно создать для педагога для успешного выполнения своих функций?
Уменьшить количество учащихся в классе.
Необходима специальная подготовка педагогов по данной проблеме.
Достойная оплата педагогу за индивидуальные занятия с ребенком с ОВЗ.
Включить в штат школы специалистов – психолога, логопеда, педагога-дефектолога.
Как видите, обнаруживается наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов к работе в инклюзивной среде. Есть над, чем работать.
Слайд 20 Заставка
ВЫСТУПЛЕНИЕ 2
Социальный педагог М.Т.Чикишева расскажет, сколько детей - инвалидов и детей с ОВЗ обучается в нашей школе и какая работа проводится с ними.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 3
О.В.Вяткина работает в классе, где есть ученица с ОВЗ. Она представит свой опыт работы.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 4
Опыт работы с детьми с ОВЗ представит Г.В.Михайлова.
РЕФЛЕКСИЯ
Уважаемые коллеги. Мы сегодня рассмотрели важный вопрос
« Инклюзивное образование в современной школе: проблемы и пути их решения».
Ичтобы подвести итоги нашего педсовета, мы предлагаем вам поработать в группах и выразить свои эмоции.
Первая группа - работает с песком,
Вторая группа - работает с красками,
Третья группа- с пластилином.
Используйте человечков, которых вы сделали в начале педсовета. Не случайно мы взяли все эти техники, они дают хороший результат и применяются при работе с детьми с ОВЗ.
Слайд 21
Решение педсовета:
Обеспечить обучение учителей по проблемам инклюзивного образования.
В целях обеспечения реализации права на образование учащихся с ОВЗ составить Адаптированную основную образовательную программу основного общего образования для обучения лиц с ОВЗ.
Организовать сетевое взаимодействие со специалистами ППМС центра.
Просмотр видеоролика.
В заключение хочется сказать словами У. Джеймса «Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».
Наша задача показать детям, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек при разных возможностях имеет равные права на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
7