Просмотр содержимого документа
«Открытое мероприятие по внеурочной деятельности "В мире фольклора"»
На ярмарке фольклора.
Ход занятия:
Речевая разминка
Прочитайте текст. Как вы думаете, что это? (Считалка.)
Над горою солнце встало.
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось.
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
1. Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние! Будьте как дома, не стесняйтесь, По ярмарке нашей прогуляйтесь!
2.Торопись, честной народ, -
В гости ярмарка идёт!
Добры люди, поспешите
И товар у нас купите!
3.Не ленитесь, не зевайте –
Кошелёк свой доставайте!
Здесь найдёте, что хотите…
Подходите! Подходит
4.Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Песнями, да сказками побалуйте!
5.Давно мы вас ждём-поджидаем!
Ай, да загадки вам загадаем!
6.« Делу – время, а потехе час!» - объявляем
И весёлую нашу ярмарку начинаем!
Учитель: - Ребята, о каких жанрах устного народного творчества вы сейчас услышали?
( О песнях, сказках, загадках, пословицах, поговорках).
- Какие ещё жанры устного народного творчества вам известны?
( Частушки, считалки, небылицы, скороговорки…)
- Что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется?
Ученик: ( «Устное» - передавалось « из уст в уста», раньше не записывалось. «Народное» - создано народом. « Творчество» - от слова « творить».)
V.Открытие нового знания
Учитель:
Сегодня мы побываем на праздничной ярмарке и постараемся узнать как можно больше об устном творчестве русского народа.
Учитель: - Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит « народная мудрость, народное знание».
1.Прилавок « Пословицы».
Учитель: В старину говорили: « Без пословицы речь не молвится». А что такое пословица?
( Выслушиваются ответы учащихся).
Ученик:-Пословица – это меткое суждение, краткое изречение, в котором содержится народная мудрость.
Учитель: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете пословицы.
Игра «Соберём пословицу»
Каждая группа детей получает распечатку карточек.. На одной половине – начало пословицы, а на другой – конец. Требуется собрать начало и конец пословицы, кто соберет все пословицы.
*Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
*Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.
*На языке мёд, а под языком лёд.
*Откладывай безделье, да не откладывай дела.
*С книгами знаться - ума набраться.
*Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.
*Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
*Старый друг лучше новых двух.
*Делано наспех, делано на смех
*Глаза страшатся, а руки делают
*Красна птица пером, а человек - умом
*Где родился – там и пригодился
2.Прилавок « Небылицы»
Учитель.
На ярмарке всегда развлекали народ скоморохи. На нашей ярмарке – это Ерошка и Петрушка. Они всегда веселят народ своим товаром – несуразицами, небылицами.
Небылица –небольшое повествование в стихах или прозе, как правило, комического содержания.
Появляется Ерошка, смотрит на Петрушку
Сценка
3.Прилавок « Скороговорки».
Учитель: - Скороговорки появились давно, в глубокой древности. Дети ведь не сразу могут произнести все звуки правильно: «р», «ш», «ф»…Большинство скороговорок – продукт народного творчества, и они передаются из поколения в поколение как способ развития речи детей.
Ученик:
Скороговорки – это ещё и игра, весёлая и безобидная, очень полезная. Играя в скороговорки, можно сделать свою речь чёткой и красивой.
Игра « Бой скороговорок».
Шесть мышат в камышах шуршат.
Наш Полкан попал в капкан.
Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
У ежа и ёлки все иголки колки.
Дели с дружком пироги с творожком.
У Дарьи в дому все оладьи в меду.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Съел Валерик вареник,
А Валюшка – ватрушку.
Три сороки-тараторки
Тараторили на ёлке.
4.Прилавок «Частушки».
Учитель: - Частушки появились более 100 лет тому назад. Частой песней в старину называли скорую, плясовую песню.
Именно в частушках русскому народу удалось наиболее убедительно и энергично выразить свой характер, необыкновенную находчивость, продемонстрировать своё остроумие..
Заклички
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода.
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Мальчик.
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай нам ведрышко,
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать.
Девочка:
Гром гремучий
Трясет тучи.
Дай дождя с небесной кручи!
Мальчик:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай —
Сколько хочешь поливай!
Девочка:
Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу!
Мальчик:
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Учитель: - Что это такое интересное вы говорите?
Девочка: - Так в старину деревенские дети обращались с просьбами к солнцу, радуге, ветру, дождю и т.д. И верили, что их просьбы будут услышаны.
Мальчик: - Как называются такие обращения? (Звучат голоса из зала.) Правильно, заклички. А кто-нибудь из вас знает заклички?
Исполним песню «Выходили красны девицы»
Игра «В голосянк у». Выходил парень на середину избы и говорил громко. “А ну давайте-ка, ребята, голосянку тянуть. Кто не дотянет, того
за волосы – ы-ы-ы, за платье – е -е-е, за кофту – у -у-у”.
Если кто-то не выдерживал и начинал смеяться, на него наскакивала целая толпа и понарошку начинала теребить за нос, за уши, за волосы. Потеребили, дальше продолжают играть.
**Потешки Выступление:**
Учитель: - Вот какие забавные эти потешки!
6.Прилавок «Загадки».
Учитель: - Загадки были на Руси в глубокой древности. Это и игра, и состязание, и развлечение, и учение. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи и быт народа. Поэтому загадки – это и история Родины.
( На «прилавке» – различные предметы . Учитель читает загадку. Учащиеся должны отыскать на «прилавке» предмет-«отгадку».)
1. Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
2.Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
3.Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
4.Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
5.Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
6.Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
Инсценировка сказки «Золотое яичко» из серии «Старая сказка на новый лад».
Учитель:Кто больше составит слов из слова «ЯРМАРКА» ( марка, яр, арка, кара, мак, як, рамка, рама, рак, маяк, акр,)
VI.Игра « Закончи фразу».
Изречение, в котором содержится мудрая мысль –… пословица.
Упражнение в чистом звукопроизношении –…скороговорка.
Народная плясовая, « частая» песня – …частушка.
Занимательные задания на сообразительность - ..загадки
Художественный способ познания окружающего мира -сказка..
VII. Итог занятия.
Учитель: Длилась ярмарка, как правило, месяц или два. Или три. А потому возвращения мужика с ярмарки семья ждала с нетерпением. Тот всегда возвращался с гостинцами. Детям - свистулек из акации, жене - платок или бусы, старикам - земной поклон. Всем хоть что-то, да доставалось!