Цель: обобщить знания детей о здоровом образе жизни.
Ход урока:
Учитель: - Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может в полной мере ощутить радость жизни. Ему легко работать и учиться, заниматься любимыми увлечениями. Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают ещё человека счастливым», - и затем добавил фразу, ставшую пословицей.
- Как вы объясните смысл этого высказывания? (Ответы детей)
- Почему люди болеют? Причин много, и некоторые от нас не зависят. Это и отравленный выхлопными газами воздух, и загрязнённая вода, и не всегда качественные продукты. (Слайды )
Но ведь болезнь может возникнуть и по вине самого человека. Например, простуды можно избежать, если закалять свой организм. (Слайды )
Зубы не будут беспокоить, если за ними правильно ухаживать и регулярно посещать стоматолога. (Слайды )
Мы с вами сегодня попробуем разобраться, что может сделать каждый человек для своего здоровья.
Здоровье человека можно представить, как дом, который человек строит сам. Чем прочнее и крепче он будет, тем лучше и комфортней будет жить там человеку.
Давайте сейчас все вместе попробуем построить такой воображаемый дом. Итак, начинаем строительство.
- Хотите проверить свою эрудицию по теме «Здоровье»?
Тогда отвечайте, правда ли?
Проводится игра «Правда ли?» (Слайды ) (Приложение 1.)
- Основой всего, фундаментом, является сознание, наше сознание необходимости здорового образа жизни. Я думаю, что мы с вами это осознали. А раз так, то вот мы и заложили фундамент нашего «Дома здоровья».
Прикрепляется к доске элемент с надписью «сознание».
Достаточная двигательная активность:
- как вы думаете, с чего должен начинаться день здорового человека? (зарядка) - а какие еще виды деятельности человека, связанные с движением, помогут сохранить здоровье? ( ответы детей)
- кстати, о физкультуре. Давайте посмотрим сценку из школьной жизни. (Сценка «Перед уроком физкультуры») (прил.2)
-Думаю, что у нас все здоровы. Предлагаю вам поучаствовать в шуточном соревновании.
- А теперь я хочу пригласить вас на прогулку в лес и немножко отдохнуть.
(сюжетно –ролевая физминутка под релаксационную музыку «Вечер в лесу»)
- В каждом доме должно быть окно. Для чего?
- Пусть и в нашем доме оно будет, и пусть в него будет виден тот лес, в котором мы только что побывали.
«Правильно питание»
- Важным аспектом ЗОЖ является правильное питание
Ученые установили, что в состав нашей пищи обязательно должны входить: вода, белки, жиры, сахар или углеводы, а так же различные минеральные соли и витамины.
Углеводы – это топливо для клеток. Они дают нам энергию.
Белки – это стройматериалы для строительства клеток. Мышцы на теле увеличиваются благодаря белкам.
Жиры – это продовльственные и топливные склады на «черный день», а также «теплое белье» и предохранители от ударов.
Почти в каждом продукте есть сразу несколько из названных веществ.
Попробуйте разделить продукты на три группы по содержанию в них белков, жиров, углеродов. При этом будет подраумевать, что данное вещество в данном продукте являются ведущим.
На доске карточки с нарисованными продуктамии прикрепленными к нем примерами ( прил. 4)
После выполнения задания прикрипляются кирпичик:
Фрукты, овощи молочные продукты, крупы мясо, рыба
«крыша»:
-ну вот, наш «Дом здоровья» уже почти готов. Осталась только крыша.
На сегоднешнем занятии мы смеялись, играли, многое узнали.
познакомить учащихся с особенностями рассуждения; учить составлять план текста – рассуждения, речевое высказывание, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка, выражать свои чувства;
развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;
Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения.
- Прочитайте предложение и скажите, с чем связаны эти строки? Чему будет посвящено ваше сочинение? (Дети высказывают своё мнение)
- Сегодня, наверное, уже очень мало людей, которые бы оставались равнодушными к спорту. Все понимают роль спорта. Приобщаются к спорту по-разному: кто-то у экранов телевизора, болея за любимые команды футболистов, хоккеистов и т.д. Другие занимаются различными видами спорта по-настоящему, чтобы достичь поставленной цели.
- Мы сегодня поговорим о спорте, и напишем сочинение-рассуждение, в котором вы расскажете о том, зачем, по вашему мнению нужно им заниматься.
3. Работа со словарём.
СПОР – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.
ДИСКУССИЯ – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.
- Сегодня мы будем учиться рассуждать при написании сочинения.
- Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится текст - рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить. А венцом нашего урока должно стать созданное вами сочинение-рассуждение.
2. Расставьте предложения, соответствую плану: (работа в парах)
1. Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках и лыжах. 2. Спорт помогает выработать в себе такие качества: силу воли, ловкость, выдержку. 3. Спорт – это радость, ощущение необъятных возможностей, счастье обретения уверенности в себе. 4. Ребята! Занимайтесь спортом, и все в вашей жизни изменится.
ФИЗМИНУТКА
8. Итог. Рефлексия.
1. – Удалось ли реализовать цели урока? – Какие два этапа можно было выделить на уроке?
Всем спасибо за наш урок. Всего вам хорошего. Будьте здоровы.
Тема урока: Зачем мыть руки.
ЦЕЛЬ: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.
ЗАДАЧИ:
- Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук).
- Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.
- Прививать потребность вести здоровый образ жизни
- Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же - «Не забудь помыть руки!»
- А вы как думаете, ребята? (ответы детей)
- На самом деле
- Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Почему?
- Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.
- А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)
Микроб — ужасно вредное животное: Коварное и, главное, щекотное. Такое вот животное в живот Залезет — и спокойно там живет.
Залезет, шалопай, и где захочется Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание, и пот.
Ты спросишь:
«Как туда он попадет?!»
- Ну конечно через рот!
* микробы живут везде - в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах. *микробы - это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.* микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни). * чтобы не заболеть – надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.
- Как помогают полезные микробы?
Полезные микробы помогают при создании разных лекарств, при выработке молочных продуктов: кефира, йогурта, сметаны…, в сельском хозяйстве для создания удобрений для растений.
- Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы? Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро размножаться и вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.
- Что нужно сделать, чтобы избавиться от вредных микробов?
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть!
Тема урока: Национальные игры
Цель: ознакомить учащихся с казахскими национальными играми.
Задачи: научить учащихся играть в подвижные игры «Подними монету», «Стрельба в кольцо», «Байга», «Перетягивание каната», «Казан»; развивать подвижность суставов, ловкость, скоростно-силовые качества, глазомер; воспитывать уважение к истории, традициям казахского народа, стремление к изучению государственного языка.
ХОД УРОКА
Построение. Приветствие. Объяснение задач урока. (3-4 минуты)
Сәлеметсіңдерме. Ребята, мы с вами живем в Республике ... (Казахстан). И поздоровались мы с вами на казахском языке. У каждой страны есть своя история, свои традиции. И, конечно же, в каждой стране есть свои народные игры, в которые играют не только дети, но и взрослые. Какие казахские национальные игры вы знаете?
Учащиеся заполняют ассоциативную карту «Казахские национальные игры» Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с казахскими подвижными играми. Но сначала мы проведем разминку. Вы знаете, что при беге и ходьбе нужно соблюдать дистанцию, не толкаться, резко не останавливаться, слушать внимательно учителя, не кричать, быть осторожными при выполнении прыжков, бросках мяча.
Ходьба с заданием
Медленный бег с заданием
Упражнение на восстановление (3-4 мин)
ОРУ 7-8 упражнений
Разминка на месте: Казахский танец «Қаражорға». (3-4 минуты) Этот танец пришел к нам из глубины веков. Точно копировать танец мы с вами не будем, а используем движения этого красивого танца для разминки. Учащиеся под музыку выполняют комплекс ритмической гимнастики.
Молодцы, хорошо размялись. Я думаю, что вы готовы играть.
Основная часть (20 минут)
Ребята делятся на 2 группы. У каждой группы такия одного цвета.
Перед проведением каждой игры показать иллюстрацию игры и карточку с названием на двух языках, следить за техникой безопасности. Очки подсчитываются после игры – команда получает асыки, которые собирает в свой коржын.
1 игра «Теңгеалу» - «Подними монету». Правила игры: В эту игру играют верхом на конях. Всадники должны на скаку поднять с земли платочек с монетой. Ваша задача: на бегу поднять крышку и, обогнув стойку, вернуться в свою команду.
2 игра. «Жамбыату» - «Стрельба из лука». Правила игры: Всадники должны были на скаку попасть в кольцо стрелой из лука. Ваша задача: на бегу попасть в обруч мячом (обруч установлен на стойке).
3 игра. «Бәйге» - Конные бега. Правила игры: быстро пробежать до стойки и обратно. Прибежавший первым побеждает. Очки подсчитываются после каждой пары.
4 игра. «Арқантартыс» - «Перетягивание каната». Правила игры: ученики, держась за концы каната, стараются перетянуть соперников на свою сторону.
Заключительная часть (10 минут)
Игра малой подвижности.
5 игра «Қазан» - «Казан». Правила игры: В земле выкапываются ямки диаметром 20 см (казан) на расстоянии 10, 15, 20 шагов. Игроки поочередно кидают камешки. Соответственно начисляются очки за попадание (5, 10 или 15). У каждого игрока 3 попытки. Победителем считается тот, кто наберет больше очков. (В условиях спортзала вместо ямки использовать коробки или разрезанные мячи).
Рефлексия
С какими играми сегодня познакомились? Дополнение ассоциативной карты
Заполнение карточки закрепления учебного материала «Ескесақта - Запомни». У каждой команды своя карточка. Ученики группой подбирают правильный перевод названий игр, изученных на уроке.
Тема урока: Комплекс упражнений «Ровная спина».
Цель: Сформировать у детей осознанную мотивацию правильной осанки.
Задачи:1Познакомить детей с правилами для поддержания правильной осанки.
2 Воспитать потребность в сохранении своего здоровья.
3 Оздоровительная задача урока.
4 Совершенствование акробатических упражнений.
Ход урока:
Орг.момент
Новая тема
Беседа.
-Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?
-Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного, подтянутого человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.
-Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить её недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась костной. Поэтому вам взрослые всё время говорят: «Не горби спину. Сиди прямо!». Неправильная осанка делает спину кривой и некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.
-Как вы думаете, может ребёнок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её?
-Почему искривляется позвоночник у детей?
Правила для поддержания правильной осанки.
Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
Спать на жёсткой постели с невысокой подушкой.
Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
Итог урока.
Тема урока: Правила соблюдения чистоты
Задачи урока: раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить учащихся с основными правилами личной гигиены, объяснить, что соблюдение их – важное средство сохранения здоровья человека, формировать гигиенические навыки и умения, воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни.
Ход урока
1. Организационный момент. Введение в тему урока.
Учитель. - Что вам известно о здоровье?
(Свободные высказывания детей).
П. Всемирный день здоровья – беседа.
Ежегодное проведение Дня здоровья стало традицией с 1950 года. Он проводится для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни, и решить, что им нужно сделать, чтобы здоровье людей во всем мире стало лучше.
Для проведения Всемирного дня здоровья каждый год выбирается новая тема, чтобы подчеркнуть волнующие вопросы здоровья.
Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Здоровый образ жизни связан с выбором стиля жизни в отношении здоровья, что предполагает определенный уровень гигиенической культуры.
Личная гигиена. Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена – это те действия, выполнения которых, поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют. Этой теме посвящен «Урок здоровья»
Ш. Работа над новым материалом.
1. Вступительная беседа.
Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с новой темой. Прочитайте слова, записанные на доске.
Ученики. Личная гигиена школьника.
-Как вы думаете, что значит «личная гигиена»?
Ученики. Это значит быть чистым. Нужно каждый день утром умываться,
мыть руки, лицо, шею с мылом. Обязательно чистить зубы.
Учитель. Правильно, личная гигиена школьника – это значит уход за своим телом, содержание его в чистоте. Насколько это важно и необходимо, мы узнаем на уроке.
2. Самонаблюдение.
- Чем покрыто наше тело?
- Рассмотрите кожу на своих руках, обратите внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движениях.
Ученик. Главный способ ухода за кожей – мытье. Тогда с кожи удаляются пыль, жир, пот, микробы. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется 1,5 млрд. микробов. Представляете!?
Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу подмышечных впадин.
Физкультминутка.
8.Игра «Отгадай загадки»
Ш. Повторение и закрепление материала урока.
1.Заключительная беседа.
Ребята, особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради ит.д., беретесь за дверные ручки, притрагиваетесь к различным предметам в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая для глаз. С немытыми руками эта грязь попадает сначала в рот, а затем в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека к здоровому. Необходимо соблюдать «Правила личной гигиены» и тогда вы будете здоровы.
1V. Итог урока.
Тема урока: «Всем советуем дружить»
Цель:узнать правила общения между друзьями.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- ПРАВИЛА общения в семье. Высказывания: 1) Помогать друг другу. 2) Смотреть телевизор. 3) Не убирать в комнате. 4) Вместе отдыхать. 5) Поздно вставать и поздно ложиться. 6) Заботиться о младших сестрёнках и братишках. 7) Помогать родителям, бабушкам и дедушкам. 8) Просить купить себе игрушку. 9) Поздравлять с праздниками. 10) Рассказывать друг другу новости. Какие правила мы оставим?
-Друзья
-Определите цель сегодняшнего урока. (о дружбе)
-Кто может сказать, что мы сегодня узнаем?
2. Пробное действие.
– А теперь подумайте, как следует вести себя с друзьями.
- Правила общения с друзьями. – Назовите номера картинок, на которых дети соблюдают правила общения с друзьями. (1,2,4) – Кто считает иначе? Докажите. (На доске учитель фиксирует номера выбранных ответов.) – Что вы видите? Разное количество выбранных картинок.
– Что это значит? (Мы столкнулись с затруднением). – В чём затруднение?Мы не можем обосновать… – Что надо делать после того, как вы столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать).
Правила дружбы:
ФИЗПАУЗА.
- Прочитайте Друг – близкий тебе человек, но не родственник. – А вот как говорится об этих словах в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. ДРУГ – тот, кто связан с кем-то дружбой; ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, общности интересов.
– Как вы считаете, это все правила дружбы? (Нет). – Мы выяснили, что обозначают словадруг и дружба,
Задание в парах. – Давайте поближе познакомимся с одноклассниками, узнаем, кто с кем дружит. –Расскажите друг другу в парах о своём друге, используяправила дружбы. Учащиеся выполняют задание. 1 минута
7. Рефлексия учебной деятельности
– Настало время подвести итог урока.
– А теперь вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и оцените свою работу с помощью смайликов. – А завершим наш урок маленьким четверостишьем: Мы открыли все секреты. Как нам дружбу сохранить Выполняйте все советы, И легко вам будет жить! – Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
Тема урока: Кто твой друг?
Цель:
-сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности-учить детей ценить дружбу, друзей; на основе примеров и жизненного опыта показать важность и ценность настоящей дружбы; -учить придерживаться правил общения, отношения к своим друзьям; -развивать коммуникативные умения, умение работать индивидуально и коллективно: способствовать сплочению коллектива, воспитывать культуру общения.
Ход урока:
Эмоциональный настрой. Звучит музыка « Улыбка».
- Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и теплее стало в классе.
Ребята, возьмитесь за руки, мы с вами сыграем в игру « Вместе мы – одна семья»:
2.Вхождение в тему.Сообщение цели.
- О чем будет наш разговор, мы узнаем, разгадав кроссворд. (Слайд № 2)
- Мы сегодня постараемся подняться по ступенькам до нашего солнышка. - Какую цель вы себе поставите на сегодняшнем занятии?
- Что бы вы хотели узнать? - Сегодня мы будем обсуждать несколько серьезных вопросов.
Что такое дружба?
Кто такой друг?
Что значит дружить?
- Какое прекрасное слово «Дружба».
Произнесите это слово. Что вы представляете себе?
- вспоминаю друг, с которым интересно играть, читать новую книгу;
- вспоминаю подругу с которой можно посекретничать;
- вспоминаю маму;
- вспоминаю четвероного друга, любимую кошку; -вспоминаю героев рассказов Носова, Драгунского…
В толковом словаре С.И. Ожегова:
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
-Друзья нужны, мы с вами это выяснили.
-А какой он настоящий друг?
2.Работа над понятием «настоящий друг». Работа в группах.
У вас на столах цветок.
На лепестки наклейте качества, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (5 качеств)
Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый, готовый прийти на помощь в любую минуту.
-Мы с вами точно определили качества настоящего друга. Издавна народ восхищался умением дружить.
Пословица недаром молвится, в ней заключена народная мудрость. У вас на столах части пословиц. Составьте их, соедините начало конец. Как вы понимаете?
- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А может ли дружба распасться?
- Почему распадается дружба?
- Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?
- Подумайте и каждый ответьте на вопрос что лично смогу сделать я, чтобы дружба не распалась?
Рефлексия.
- Я желаю вам добрых и верных друзей!
Тема урока: Режим дня школьника
Цели: - способствовать овладению принятия и сохранения цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать учебные действия;
- развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы.
Основными компонентами режима дня школьника являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.
Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению. Выводы
1. Школьники имеют представление о режиме дня.
2. Среди учащихся есть нарушения основных режимных моментов.
3. Для 46% учащихся характерно более позднее засыпание и, следовательно, отмечается недостаток сна.
4. Школьники не уделяют достаточного внимания утренней зарядке как компоненту физического воспитания.
5. Нарушения режима питания (завтрак) отмечаются у 9% учащихся.
6.Среди учащихся отмечаются нарушения гигиены учебной деятельности дома: у 18% учащихся превышены гигиенические нормативы продолжительности выполнения домашних заданий, только 5% учащихся делают перерывы.
7. Большинство школьников проводят свое свободное время насыщенно и с пользой – посещают кружки, музыкальную школу, секции. Учащиеся занимаются не более чем в двух кружках (секциях).
8. Нарушения режима дня у учащихся связаны с чрезмерным увлечением телевизионными передачами, компьютерными играми.
9. Нерационально организованный режим дня способствует ухудшению здоровья школьников.
Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.