Обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на догах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым.
Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по ПДД для средней группы «Осторожно-дети»»
Проект по ПДД для средней группы
«Осторожно-дети»
Башкирова Т.А.
Тип проекта : познавательно - игровой.
Срок реализации. 05.09-22.09.2022 уч.г.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность.
Обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на догах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым.
Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Сегодня мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей тем более, что сводки о дорожно – транспортных происшествиях с участием детей вызывают большую тревогу и озабоченность общества.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дорогах и улицах города мы начинаем с младшего дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочнее, правила, усвоенные ребенком. Впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Проблема.
Легко научить ребёнка вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными Правилами дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно.
Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушат эти правила, и не задумываются – что ставят перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Поэтому необходима повседневная работа с детьми по формированию представлений о важности соблюдения Правил дорожного движения.
Цель.
Формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.
Предполагаемые результаты.
Создание развивающей среды в группе.
Расширение кругозора у детей.
Повышение культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте.
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Оформить картотеку дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения.
Гипотеза.
Она состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, мы в своей работе решаем следующие задачи:
Задачи.
1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
2. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Принципы реализации
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
1 1. этап подготовительный:
Постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов,
Подбор художественной литературы.
2 этап. Основной.
Познавательное развитие.
Целевые прогулки по улицам родного города.
Беседа «Опасная дорога». Цель: выработать бессознательную привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что на дорогу выходить нельзя, дать понятие о том, что машины – это транспорт, что транспорт бывает разным. Закрепить знания о светофоре.
Беседа «Безопасность на дорогах». Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения; научить детей понимать дорожную символику на примере дорожных знаков.
НОД «Поведение детей в общественном транспорте».Познание ФЭМП.
\
Д. И «Собери светофор», «Сосчитай машины», «Найди что изменилось?»«Найди где спрятано?», «Составь картинку», «Цветные машины».
Речевое развитие.
Составление коллективного рассказа « Как мы гуляли по улице».
Беседы
«Правила дорожного движения».
Цель: закрепить с детьми правила поведения на тротуаре и при переходе улицы.
«Значение сигналов светофора».
Цель: закрепить знания детей о сигналах светофора.
«Какие бывают машины».
Цель: познакомить детей с различными видами транспорта.
Чтение художественной литературы.
В. Клименко «Зайка – велосипедист», «Сказка про город Дорожных знаков».
Михалков С. «Дядя Степа – милиционер», «Бездельник светофор», С. Баруздин «Сказка о трамвае», А. Дорохов «Подземный переход», Н. Кончаловская «Самокат»,
Житков Б. «Светофор», Н. Носов «Автомобиль», Я. Пишумов «Все мальчишки, все девчонки»,
Тарутин О. «Для чего нам светофор», О Бедарев «Азбука безопасности».
Калинина Н. «Как ребята переходили улицу».
Усачев А. «Домик у перехода», Головко «Правила движения».
Заучивание стихотворения Михалкова С. «Шагая осторожно».
Познакомить детей с загадками о транспорте, дорожных знаках.
Стихотворения.
1. Там, где транспорт и дорога, знать порядок все должны,
На проезжей части строго игры все запрещены.
2. Осторожно на дороге! Берегите дети - ноги,
Помни правила везде, а иначе быть беде.
3. Всем, кто любит погулять всем без исключения,
Нужно помнить, нужно знать правила движения!
Социально - коммуникативное.
Настольно – печатная игра «Дорожные знаки».
Цель: познакомить детей с разрешающими и запрещающими дорожными знаками.
Дидактическая игра «Учим дорожные знаки».
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках.
Настольно – печатная игра «Дорожная азбука».
Цель: закрепить и обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.
Дидактическая игра «Теремок».
Цель: учить детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов, познакомить с предупреждающими знаками.
Дидактическая игра: «Угадай какой знак».
Цель: учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания о ПДД.
Сюжетно – дидактическая игра «Нам на улице не страшно».
Цель: закрепить у детей знания о ПДД; расширять знания о правилах поведения на улице; развивать игровую деятельность.
Сюжетно – ролевая игра «Пешеходы».
Цель: закрепление правил безопасности дорожного движения для пешехода.
Сюжетно – ролевая игра «Автобус».
Цель закрепление правил безопасности дорожного движения для пассажира. Знакомство с правилами поведения в автобусе.
Труд.
Игровая ситуация «Мойка машин», «Ремонт машины».
Физическое развитие.
П. И. «Трамвай», «Поезд», «Мы – шофёры», «Автомобили и пешеходы», «Весёлый пешеход», «Едим, летаем, плаваем», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Красный, жёлтый, зелёный».
Игры - эстафеты на велосипеде, на самокате.
Физкультминутки
«Едем едем на машине».
Едем едем на машине. Имитируют движение рулем.
Нажимаем на педаль. Ногу сгибают вытягивают.
Газ включаем выключаем Воображаемый рычаг поворачивают рукой от себя к себе
Смотрим пристально мы в даль. Приставляют ладонь ко лбу
Дворники счищают капли Руки сгибают перед собой в локтях ладони раскрывают.
Вправо-влево. Чистота! Наклоняют вправо-влево.
Волосы ерошит ветер! Над головой шевелят пальцами.
Мы- шоферы хоть куда! Поднимают вверх большой палец правой руки.
«Мы - шоферы»:
Качу, лечу во весь опор (дети шагают)
Я сам-шофер (имитируют управлением рулем)
И сам – мотор (круговые движения плечами)
Нажимаю на педаль (сгибают ногу в колене)
И машина мчится в даль. (бег на месте)
«Шоферы»
Мы с Серёжкою шоферы, (Вращательные движения руками перед собой)
Завели свои моторы.
А потом нажмем на тормоза. (дети тянут ручку «тормоза» на себя.)
Закрываем фары. (Дети закрывают глаза.)
Раз- два- три -четыре -пять. (считают с закрытыми глазами)
В путь дорогу нам опять! (Вращательные движения руками перед собой при движении вперед)
Художественно - эстетическое развитие.
Рисование. «Транспорт», «Моя улица».
Тема: «Дорожные знаки». Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках.
Аппликация.
Тема: «Светофор». Цель: закрепить знания детей о светофоре.
Конструирование.
Тема: "Моя улица". Цель: уточнить представления детей об улице, показать из каких частей состоит улица.
Лепка. «Весёлый светофор».
Ручной труд – делать машины из спичечных коробков.
ОБЖ.
Беседа«Если ты потерялся на улице».
Создание развивающей среды.
Создать альбом «Что мы знаем о ПДД».
Пополнить уголок творчества книжками - раскрасками.
Сделать макет «Улица полна неожиданностей».
Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
Работа с родителями.
Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей. Взаимодействуя с родителями, мы используем различные формы работы:
- приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;
- информирование родителей через сайт ДОУ, знакомство с публикацией из местной прессы;
- информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей.
- семейные проекты : «Дорожные знаки»«Правила пользования велосипедом», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей».
Консультация «Улица полна неожиданностей», «О поведение в общественном транспорте».
Папка - ширма «Путешествие в страну дорожных знаков».
Памятка для родителей «Безопасность детей - забота взрослых».
3 зтап. Заключительный.
Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
Оформление выставки «Наша улица».
Обыгрывание макета вместе с детьми.
Ожидаемые результаты.
Дети различают проезжую часть дороги, тротуар, понимают значение сигнала светофора.
Дети стали знать и соблюдать ПДД, узнают и называют дорожные знаки.
Установилась взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект НОД по ФЭМП с элементами ОБЖ
Цель: дать представление о том, как важно соблюдать правила дорожного движения.
Задачи:
Познакомить детей с правилами безопасного поведения в общественном транспорте.
Формировать представления детей о правилах безопасного поведения в общественных местах при различных ситуациях.
Продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе.
Материал к НОД:
Автобус из стульчиков, знак «Автобусная остановка», знак «Пешеходный переход», билетики для автобуса, руль, шапочка продавца, полки с игрушками, вывеска «Магазин игрушек», Матрешка и напечатанные матрешки по количеству детей.
Ход НОД:
Звучит спокойная музыка, воспитатель с детьми входит в группу и становятся в полукруг и здороваются с гостями.
Раздается плачь
Воспитатель:- Ой, ребята посмотрите, наша матрешка сегодня грустная и плачет. Спросим и узнаем, что же с ней случилось? (воспитатель берет в руки матрешку и как будь то слушает, что она говорит, кивает головой и сопереживает) Ребята, наша Матрешка по тому грустная, что ее подружки отправились в магазин игрушек, а ее с собой взять забыли. Я вам предлагаю отправится за ними вместе с нашей Матрешкой и догнать ее подружек. Поможем нашей Матрешке? (ответы детей) Но чтобы отправится в такое путешествие сначала надо разбудить наши ручки и ножки.
Здравствуйте ручки, здравствуйте.
Здравствуйте ножки, здравствуйте.
Здравствуй мой носик, шмыг, шмыг, шмыг.
Здравствуйте щечки, плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте зубки цок, цок, цок
Здравствуй дружочек, привет, привет
Воспитатель:- Все, мы готовы для путешествия, магазин игрушек находится далеко и пешком нам до туда не дойти. Может быть, мы поедем? А на чем? (Ответы детей) А где же останавливается автобус? (Ответы детей) Давайте посмотрим где же у нас автобусная остановка. Ребята, перед нами дорога, а автобусная остановка с другой стороны дороги. Как же нам перейти дорогу? (Ответы детей) Посмотрите где находится пешеходный переход. Прежде чем переходить дорогу надо посмотреть налево и убедится, что машины остановились, дойдя до середины улицы остановитесь и посмотрите на право и тоже убедитесь, что дорога не опасна. Вот мы и перешли дорогу. Это наша автобусная остановка, а вот и автобус (Возле автобуса) Ребята, кто же работает на автобусе? (ответы детей кондуктор и водитель) . А кого возит автобус? (пассажиров) .
Воспитатель:Предлагаю (имя ребенка) стать водителем, потому что он лучше всех знает правила дорожного движения (даю руль), а (имя ребенка) – кондуктором, (даю билеты) Остальные дети будут пассажирами. Когда пассажиры заходят в салон автобуса, они берут билеты у кондуктора и садятся на свободные места (Кондуктор раздает билеты, пассажиры усаживаются на свои места)
Отправляемся в путь (звучит музыка Железновой «Автобус»)
Воспитатель:- Ребята, предлагаю вам повторить правила поведения в транспорте? (ответы детей)
1. Нельзя толкать друг друга в автобусе.
2.Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров.
3.Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
4.Нельзя бегать по салону автобуса.
Воспитатель:— Вот мы и приехали, наша остановка. Аккуратно выходим из автобуса, не толкая друг друга. (Становятся возле воспитателя)
Воспитатель:- Ребята а вы видите магазин? Кто же работает в магазине? А кто покупает товар? (ответы детей) Предлагаю вам стать покупателями, а я буду продавцом. Пройдемте ко мне в магазин я покажу вам свой товар- игрушки. (Воспитатель открывает прилавок, на котором расставлены игрушки)
Мой магазин – волшебный и нем есть самое главное правило, нельзя говорить название игрушки, но можно говорить о ее местоположении. Для того, чтобы вам её купить, придется рассказать, где она находится. Справа- Слева, Сверху- Снизу. Проводится игра «Угадай – ка». (Воспитатель по надобности помогает детям, если они испытывают затруднения)
Воспитатель:- Какие вы молодцы, на игрушки посмотрели, отгадали, даже показали, где находится та игрушка, которая вам понравилась.
- Мы совсем свами забыли. где же Матрешкины подружки? (ответы детей)
Что –то они не хотят к нам идти, может Матрёшка нам поможет. (Воспитатель спрашивает Матрешку)
- Матрешка сказала, что они любят играть в прятки и выходят только тогда, когда им стихи рассказывают.
Как в большой, большой матрешке есть поменьше на немножко.
Ну а в ней - еще немножко, ну а в ней – матрешка крошка.
Ну а в крошке никого! Их ведь четверо всего.
(Воспитатель дает каждому ребенку по матрешке. )
Воспитатель:- Ребята смотрите, наша Матрешка заулыбалась, она радуется тому, что ее подружки с нами. Кажется пора возвращаться в детский сад. (идут к автобусу, назначается кондуктор и водитель и отправляемся в путь под музыку)
Воспитатель:Аккуратно выходим из автобуса, становитесь парами. Чтоб вернуться в детский сад нам надо перейти пешеходный переход. Вспомним правила перехода через дорогу (ответы детей)
Воспитатель:Вот мы и в детском саду, может мы поставим наших матрешек вот на этот красивый столик. Посмотрите какие они нарядные, счастливые. Им, наверное, понравилось наше небольшое путешествие по городу? (ответы детей) А вам понравилось? (ответы детей) Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Воспитатель:Я очень рада тому, что вы умеете заботиться о своей безопасности, знаете правила и ох соблюдаете. Вы большие молодцы. Большое вам спасибо.
Конспект образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию (рисование)
на тему: «Транспорт. Дорожные знаки» для средней группы
Цель: повторить сигналы светофора; познакомить с правилами поведения в транспорте и на улице; учить рисовать сюжетную композицию, развивать аккуратность в работе, внимание, память, воображение, речевую активность; воспитывать бережное отношение к себе и близким.
Задачи:
образовательные: расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора, особенностей движения транспорта в летнее и зимнее время и других ПДД.
развивающие:повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения; развивать внимание, творческое воображение детей, логическое мышление.
воспитательные:воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни; соблюдать правила, заботиться о своем здоровье.
Предварительная работа:беседа «Дорожные знаки»; чтение стихов о ПДД; просмотр развивающих мультфильмов; дидактические игры «Осторожный пешеход», «Азбука дорожных знаков», «Умные машины», чтение художественной литературы по теме ПДД.
Материалы и оборудование: раскраски, кисточки, краски, иллюстрации по теме (светофор, дорога, пешеходный переход, регулировщик, дорожные знаки, картинки с изображениями проезжей части дороги).
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие на автобусе, но прежде чем в него попасть нужно правила узнать как себя вести в общественном транспорте.
Воспитатель: - Повторим правила:
- нельзя бегать по салону и кричать;
- нельзя стучать ногами по сиденью, которое перед вами;
- нельзя нажимать на незнакомые рычаги и кнопки;
- нельзя торопиться у дверей автобуса или трамвая;
- перед тем как войти, сначала пропустить тех, кто выходит;
- нельзя отвлекать водителя во время движения;
- нельзя высовываться из окна.
Основная часть
Воспитатель: - Теперь мы знаем правила поведения и можем проходить в автобус.
Правил всяких есть немало,
Соблюдать их каждый должен,
А не ездить, как попало,
Надо проходить вперед,
Не задерживать народ,
Возле двери не стоять,
Выходящим не мешать.
И за поручни держаться,
Стоять прямо не кривляться,
Старшим место уступать-
Старших нужно уважать.
(Повторяют правила поведения еще раз).
Воспитатель:- И первая наша остановка «Загадки».
Вот первая загадка ребята, будьте внимательны.
Полосатая лошадка
Ее зеброю зовут
Но не та, что в зоопарке
По ней люди все идут. (Пешеходный переход).
Воспитатель:- Молодцы ребята, правильно отгадали. Вторая загадка.
Вот стоит на мостовой
Рослый, строгий, постовой
Кружит, вертит головой
Всем прохожим говорит:
«Путь сейчас для вас открыт! (Регулировщик).
Воспитатель:- Вот молодцы, отгадали. Третья загадка.
Одна нога,
Три глаза. (Светофор).
Воспитатель:- Вот молодцы, снова отгадали. Ну, вот и последняя загадка.
Вдоль улиц и дорог
Солдатики стоят.
Мы с вами выполняем
То, что нам они велят (Дорожные знаки).
Воспитатель: И вот мы едем дальше и следующая остановка «Играем вместе»
Игра «Это я». Воспитатель читает стихи, дети отвечают «Это я, это я, это все мои друзья» или молчат.
Кто из вас идет вперед
Только там где переход?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
Кто из вас несется скоро,
Что не видит светофора?
(Дети молчат.)
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
Знает кто, что красный свет-
Это значит» хода нет»?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
Воспитатель:- Продолжаем наше путешествие и следующая остановка
«Отгадай правильно».
Воспитатель: - Посмотрите на картинки и скажите: как правильно изображается пешеходный переход? Молодцы ребята правильно угадали. И вот он перед нами давайте по нему перейдем дорогу (переходят все вместе).
Воспитатель: - Отправляемся дальше и следующая остановка «Будь внимателен на улице».
Воспитатель: - Как, нужно вести себя на улице? (Ответы детей).
Воспитатель:- Какие правила поведения на улице, вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: - Соблюдаете ли вы эти правила? (Ответы детей).
Воспитатель:- Молодцы ребята вы справились, с этим заданием отправляемся дальше. Следующая остановка «Давайте поиграем»
Игра «Можно или нельзя». Дети встают в круг. Тот, кому воспитатель бросит мяч и задаст вопрос, должен сказать, можно так поступать или нет.Можно или нельзя?
- Играть в мяч на проезжей части дороги.
- Переходить дорогу на зеленый сигнал светофора.
- Высовываться из окна трамвая.
- Бегать по автобусу.
- Обходить автобус сзади.
- Обходить трамвай спереди.
- Кататься на велосипеде на проезжей части дороги.
Воспитатель: - Продолжаем наше путешествие и последняя наша остановка «Придумай свою композицию». Рисование по замыслу. Воспитатель предлагает раскрасить сюжетную композицию: дорогу с машинами и светофор или светофор и пешеходы у дороги.
Воспитатель:- Молодцы ребята вы справились и с этим заданием, но, к сожалению, нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Итог занятия
Воспитатель: - Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).
Воспитатель:- Ребята, ваши работы я оформлю для выставки детей нашего детского сада. Чтобы они тоже знали, как переходить правильно дорогу и соблюдали правила поведения в транспорте и на улице, а так же обращали внимание на дорожные знаки. Вы молодцы!
Работа с родителями
Памятка для родителей
«Безопасность детей - забота взрослых».
Уважаемые родители!
Анализ дорожных происшествий с детьми свидетельствует о том, что чаще всего юные пешеходы попадают в беду по собственной неосторожности:
- переходят проезжую часть на красный сигнал светофора;
- допускают игры и катание на велосипеде по дорогам с оживленным транспортным движением;
- неправильно обходят стоящий транспорт;
- играют на проезжей части дорог;
- переходят дорогу в неустановленном месте и перед близко идущим транспортом.
В целях безопасности ваших детей на дороге с детства приучайте ребенка к уважению ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, воспитывайте в нем чувства осторожности и осмотрительности. Проводите эту работу не от случая к случаю, а последовательно и ежедневно.
Переходя дорогу с ребенком, крепко держите его за руку, всегда строго соблюдайте правила дорожного движения. Сами добивайтесь этого от своего ребенка.
Находясь на улице с ребенком:
- На проезжей части не спешите и не бегите: переходите улицу всегда размеренным шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и бегать там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.
. - Никогда не переходите улицу наискосок, подчеркивайте ребенку всякий раз, что идете строго поперек улицы.
- Никогда не переходите улицу на красный свет или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он тем более сделает это без вас.
- Переходите улицу только на пешеходных переходах или на перекрестках по линии тротуаров.
- Если вы приучите детей ходить, где придется, никакая школа не будет в силах его переучить. I
- Из автобуса, трамвая, такси старайтесь выходить первым, впереди ребенка, в противном случае он может упасть или выбежать на проезжую часть улицы. .
- Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обстановки на улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и которые едут с большой скоростью, их надо пропустить.
- Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на улице: поворот головы для осмотра улицы, остановку для пропуска машин, остановку для осмотра улицы. Если ребенок заметит их, значит, он обучается на вашем примере.
- Не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, это типичная ошибка детей, и надо, чтобы они ее не повторяли.
- Не посылайте ребенка переходить или пересекать улицу впереди вас - этим вы обучаете его идти через улицу, не глядя по сторонам.
- Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться. Это типичная причина несчастных случаев.
Учите ребенка смотреть:
- У ребенка должен быть навык - прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
- Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этом случае легко не заметить машину.
- Смотреть «налево-направо» при переходе улицы иногда надо несколько раз, так как обстановка на дороге, улице может измениться.
- Иногда ребенок смотрит, но не замечает, например, легковую машину или мотоцикл, издалека. Научите его всматриваться вдаль и быстро замечать машину, мотоцикл, велосипед.
Учите ребенка предвидеть скрытую опасность:
- Неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающую из-за него попутную машину.
- Стоящий грузовик - и внезапно выезжающую из-за него другую машину.
- Кусты, деревья, забор и машину из-за них. Ребенок должен привыкнуть, убедиться своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Тогда он сможет предвидеть ее.
Консультация для родителей
«Улица полна неожиданностей»
Улица для ребенка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др., насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребенок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т. д.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
• Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
• Быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
• Процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
• Потребность в движении преобладает над осторожностью;
• Стремление подражать взрослым;
• Недостаток знаний об источниках опасности;
• Переоценка своих возможностей.
Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети – это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков, и слышит он только звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающейся машины, детям значительнее труднее определить его направление.
Беспечность детей на дороге зависит только от нас – взрослых!
Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.
Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. На современном этапе предлагаются различные подходы к воспитанию у детей безопасного поведения на улице. Необходимо формировать у детей чувство ответственности и развивать чувство контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают личности вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
Английский писатель Редьярд Киплинг однажды сказал:
«Умный человек учиться на опыте других».
Хорошие слова хотя бы потому, что учиться на своем опыте прежде всего ОПАСНО.
Следовательно, необходимо учить детей тщательно, непрерывно наблюдать! И не «посмотрите налево, потом направо» - один раз, но непрерывно повторять, дублировать наблюдение и влево, и вправо.
Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению.
Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей, несомненно, даст свои положительные результаты.
Консультация для родителей:
«Безопасность и правила поведения в общественном транспорте».
Дорогие родители! Каждое утро мы с вами отправляемся на работу, в детский сад, в школу. Согласитесь, что торопясь Вы не всегда вспоминаете о тех правилах, которые необходимо соблюдать в общественном транспорте, а ведь эти правила важны.
Не забывайте соблюдать эти правила безопасности в автобусе, трамвае, электричке, будьте примером для своего ребенка.
- Если людей на остановке много, не вставайте в первом ряду. Вас случайно могут вытолкнуть под колеса.
- Во время движения старайтесь не стоять на ступеньках и не прислоняйтесь к дверям.
- Опасно засыпать во время движения. Если водитель резко затормозит, можно получить травму.
- Если в салоне автобуса или трамвая случится пожар, откройте двери кнопкой аварийного открывания. Если двери не открываются или в вагоне образовалась давка, разбейте боковые окна и немедленно выбирайтесь.
- Самая главная опасность при пожаре в общественном транспорте – ядовитый газ от горящего пластика. Защищайте рот и нос шарфом или платком.
На железной дороге правила безопасности следующие:
- Не подходите близко к краю платформы
- Категорически запрещено спрыгивать на рельсы
- Нельзя забираться под платформу
-Переходить через железную дорогу можно только в разрешенных местах, предварительно убедившись, что электропоезда нет.
- Ни в коем случае нельзя оставаться между двух путей при проходе встречных поездов. Может затянуть воздушным потоком под один из поездов.
- В электричке запрещено прислоняться к дверям; высовываться из окон.
- Вечером лучше всегда садится в первый вагон.
- Не стойте в тамбуре.
Пусть ваш ребенок запомнит эти правила и тогда его путешествия всегда будут безопасными.