Просмотр содержимого документа
«Они сражались за Родину»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЯТЬКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
Брянской области Дятьковского района
«Моя педагогическая мастерская»
(методических и дидактических материалов к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Номинация «Этот день Победы…»
конкурсная работа на тему «Они сражались за Родину»
учителя начальных классов
Филинковой Ольги Петровны
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Этапы работы 4
Цели и задачи 5
Краткое описание структуры работы 6
Сценарий внеклассного мероприятия 7
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
Великая Отечественная война - не только драматический, но и героический период истории нашего народа. Летопись войны хранит бесчисленные примеры мужества и самоотверженности советских людей, примеры, убедительно свидетельствующие о высокой общественной сознательности и политической активности трудящихся, об их беззаветной любви к Родине в годину суровых испытаний.
Скоро будем отмечать 75 годовщину со дня великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками. Но и в следующем тысячелетии не утратят своего величия подвиги бесстрашных защитников нашего Отечества, не померкнет историческая значимость ими совершённого. Послевоенные поколения имеют полное право гордиться своими дедами и отцами, отстоявшими нашу великую страну в смертельной схватке с жестоким врагом.
Память о прошлом... Это не просто свойство человеческого сознания. Память - это связующее звено между прошлым и будущим. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, даёт силы и внушает веру. Из памяти народной мы черпаем силы для новых свершений, она вдохновляет на труд и на подвиг. Вот почему наш народ так благоговейно чтит память о тех, кто не жалел ни сил, ни самой жизни в великой битве с врагом, в борьбе за светлый грядущий день Отчизны. И чем меньше остаётся живых свидетелей героического прошлого, тем большей становится наша всенародная забота о его сохранении в памяти благодарных потомков...
Этапы работы
1) Постановка задачи, определение состава групп, определение возможных способов решения поставленной задачи
2) Поиск, уточнение и систематизация материалов
3)Поиск художественных и музыкальных произведений по теме, обработка материала;
4)Составление сценария мероприятия;
5)Создание презентации;
6)Подготовка к проведению мероприятия (репетиции);
7)Оформление помещения для проведения мероприятия;
8)Проведение мероприятия
9) Обсуждение и анализ проведенного мероприятия
Цель: Знакомство с героическими традициями истории нашей Родины
Задачи: воспитание патриотизма, гордости за своё Отечество у подрастающего поколения, уважения и преклонения перед участниками войны и тружениками тыла;
содействие сохранению преемственности поколений;
раскрытие творческого потенциала учащихся
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фонограммы песен, плакат «Они сражались за Родину», презентация
Краткое описание структуры работы:
I Война! Жесточе нету слова!
II Они сражались за Родину
III Маленькие герои войны
IV Зверство фашистов
V Брянский край – партизанский край
VI Долгожданная победа
Сценарий внеклассного мероприятия
I Война! Жесточе нету слова!
Ведущий:Прошло 65 лет с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война, в которую были втянуты по вине фашистской Германии во главе с Адольфом Гитлером десятки государств, миллионы людей. Но до сих пор каждый из нас содроганием слушает страшные фразы, произнесенные голосом Левитана, болью отзывающиеся в каждом сердце: «Внимание! Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, 22 июня 1941 года в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза».
(Звучит фонограмма песни «Священная война». Сл. Лебедева-Кумача, муз. А В. Александрова.)
Ученик: Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Ученица: Она такой вдавила след
И стольких наземь положила.
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы. (К. Симонов)
Ученик: Война! Жесточе нету слова!
Война! Страшнее нету слова!
И на устах у всех иного
Уже не может быть и нет!
Ведущий(читает отрывок из книги, книга открыта):
«Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули I стены каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом.
— Война! — крикнул кто-то. — Война это, товарищи, война!
... Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были ли оранжевые всполохи пожаров. Тяжко вздрагивал каземат. Все вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут московского времени».
Так писал Борис Васильев в книге «В списках не значился».
Ведущий: Мирный труд миллионов людей был нарушен. Началась I Великая Отечественная война. Весь народ, от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины.
Ученица: От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу
За могучую нашу страну. (М. Исаковский)
(Выходят мальчики в плащ-палатках.)
Ученик 3:Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали, кровью поливая.
Ученик 4: Когда от бомб, казалось, мир оглох
И друг мой пал из нашей роты первым,
Я знал: нужны не слезы и не вздох,
А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.
Ученик 5: Мне смерть страшна, но в битвах не робел,
В атаку шел - других не гнулся ниже,
Шел смело в бой не потому, что смел,
А потому, что трусость ненавижу.
Ученик 6: Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали.
И песня нашей спутницей была.
В бою. В походе. На ночном привале.
(Дети исполняют песню на стихи Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа»)
II Они сражались за Родину
Ведущий– Каждый день войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением стойкости, отваги и мужества людей, верности Родине.
(Учащиеся рассказывают о своих родных, участниках Великой Отечественной войны)
Мой прадедушка, Лихачёв Степан Константинович, родился в 1921 году в г. Свердловске. В 1939г. Был призван в ряды Красной Армии. С первых дней войны он участвовал в боях. Сначала был стрелком, а с 1943г. – связистом. Участвовал в боях за Сталинград, за что в 1942г. Награждён медалью «За оборону Сталинграда».
Мой прадедушка несколько раз был тяжело ранен, контужен.
Война закончилась для него только в 1948г. За храбрость, мужество мой прадед был награждён орденом «Отечественной войны 2-ой степени», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и многими другими орденами и медалями. Фотография моего прадедушки есть в музее «Боевой славы» г. Дятьково.
Моего прадедушку звали Гончар Пётр Макарович. Родился он в 1915году 15 августа в Украине, Винницкой области, Копайгородского района, в селе Суповка. До войны работал бригадиром в колхозе. На третий день войны его призвали на фронт. Воевал на 3 украинском фронте. Моему прадедушке тогда было 26 лет. Был храбрым солдатом, но в бою получил ранение и попал в плен недалеко от родины. Немцы угнали пленных в Румынию, так как Румыния тогда сотрудничала с Германией. Мой прадед испытал все тяготы плена.
В 1944 году советские войска освободили Румынию и всех пленных. Мой прадед вступил в ряды действующей красной армии и продолжил освобождение Румынии, за что имеет награды. В 1945 году спецкотингентом был отправлен на Дальний Восток, так как там шли боевые действия с Японией и ещё целый год воевал. Война для него закончилась в конце 1946 года. Домой вернулся в звании ефрейтора.
Мой прадедушка имел много наград: орден Славы III степени, орден «За освобождение Вены», медаль «За отвагу». В мирное время за трудовые заслуги был награждён орденом Ленина. После войны трудился в родном колхозе бригадиром. Прадедушка умер в 1994 году. После смерти ему было присвоено звание Почётного гражданина.
III Маленькие герои войны
В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Ученик Тогда нам было десять лет,
Мы помним ночь войны:
Ни огонька в окошках нет,
Они затемнены.
Кто прожил только десять лет,
Запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.
Во тьме на фронт везли войска
Детей — в далекий тыл.
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.
"Пионеры Герои"
Ведущий До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
(учащиеся рассказывают о пионерах-героях)
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Леня Голиков
Он был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях.
На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга - Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.
IV Зверство фашистов
На оккупированной территории фашисты создавали концентрационные лагеря, в которых гибли тысячи стариков, женщин, детей.
Из воспоминаний бывшего военнопленного (фамилия неизвестна):
Мы жили в землянке длиной 20 м и шириной 6 м, в которой находилось 200 — 250 человек. Землянка не отапливалась, в неё просачивалась вода, было сыро. Кормили один раз в день баландой из вареной брюквы и картофеля. Никогда брюкву и картофель не мыли — прямо из бурта вместе с соломой и грязью бросали в котёл. И этой баланды давали 800 г. и один раз в день 250 г хлеба пополам с опилками.
Лагерь находился недалеко от железнодорожного полотна. Между железной дорогой и лагерем были бурты с брюквой и картофелем. Для тех, кого выводили на работы, это были счастливые дни, можно было досыта поесть брюквы или сырой картошки. Но мне ни разу не выпало счастье побывать у буртов.
Наша землянка обошлась без тифа, а в лагере тиф был. Из других землянок каждый день вывозили умерших десятками на кладбище.
Ученик Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Обувь детская ношена,
Правый ботинок с заплаткой.
Его номер по книге 3209-й.
Кто носил его, где?
В Мелитополе, в Кракове, в Вене?
Кто носил его — Владек иль русская Женя?
Как попал он сюда, в этот ад,
В этот список проклятый
Под порядковый номер 3209-й
Неужель не нашлось в целом мире дороги,
По которой прошли эти детские ноги
В это страшное место,
Где мучили, жгли и пытали,
А потом хладнокровно одежду с убитых
снимали? Где на всех языках
О спасенье пытались молиться
Чехи, греки, евреи, австрийцы, бельгийцы.
Час расплаты пришел.
Суд народов идет по кровавым следам преступленья.
Среди сотен улик этот детский ботинок с заплаткой,
Снятый с жертвы 3209-й.
V Брянский край – партизанский край
Ведущий
Партизанское движение в тылу фашистских войск стало поистине вторым фронтом. Своими боевыми действиями народные мстители дезорганизовывали тыл противника, сковывали маневренность его войск, причиняли значительные потери в живой силе и технике, подрывали коммуникации, лишали оккупантов возможности грабить мирное население.
Одним из важных мероприятий, которое постоянно и эффективно проводили партизанские отряды, являлась дезорганизация работы железных дорог противника, в т. ч. уничтожение железнодорожных мостов и рельсов, что создавало серьёзные нарушения в снабжении фронтовых войск и срывало оперативные перевозки оккупантов не только в пределах армий и фронтов, но и между фронтами. Уже к 15 марта 1942 г. брянские партизаны разрушили 19 железнодорожных и 163 моста на шоссейных дорогах. В результате железные дороги на участках Брянск - Смоленск, Брянск - Киев были выведены из строя и оккупантами на эту дату не эксплуатировались.
(Рассказывают ученики)
Владимир Рябок родился в Брянске. Перед войной его избрали секретарём Дятьковского райкома комсомола. Вскоре он зарекомендовал себя хорошим организатором и агитатором.
Когда вражеские войска приближались к Дятькову, Рябок обратился к комсомольцам с призывом остаться в районе. «Мы создадим здесь такой фронт, чтобы враг без страха не мог сделать ни одного своего шага. Нет оружия -найди его, захвати у противника и громи его беспощадно», - говорил он. Из города Владимир ушёл тогда, когда там все хозяйничали немцы. В лесу собралось несколько десятков коммунистов и комсомольцев. Владимир знал, что в Дятькове есть спрятанные охотничьи ружья и гранаты. Взяв с собой одного комсомольца, Рябок на мотоцикле поехал в занятый немцами город. Они привезли в отряд оружие. Вскоре Владимир стал командиром молодёжного партизанского отряда и исполнял обязанности комсомольского секретаря. За короткий срок было восстановлено 17 комсомольских ячеек и организаций, объединивших более 800 молодых патриотов.
В феврале 1942 г. группа В. Рябка принимала участие в освобождении Дятькова. К концу месяца весь район был очищен от захватчиков. Рябок был инициатором и руководителем многих боевых операций. 29 мая 1942 г. он пал смертью храбрых в бою близ дер. Верхи. Посмертно награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Ученик БАЛЛАДА О ДРУГЕ
(Борис Файбисович, бывший брянский партизан)
Командир не тратил лишних слов:
— Партизан, к походу будь готов!..
По планшету пальцем постучал
И маршрут на карте показал.
Что нам карта! Вдоль и поперек
Исходили край свой без дорог,
Край лесов, больших и малых рек,
Где друзьями стали мы навек.
Шли мы ходко, благо налегке,
Тяжела ли мина в вещмешке?
А вокруг такая тишина,
Будто не бывала тут война.
И легла мне на плечо рука
Ясного, каксолнце, паренька.
Среди нас уж нет его. Убит
На дороге, что в Москву бежит.
Был он и мечтатель, и поэт,
Было нам по восемнадцать лет.
И в мечтах лишь девушка ему
Говорила: «Милый мой, люблю».
Скуп и точен боевой доклад:
«Взорван мост, погиб один солдат».
Шли мы, и стояла тишина,
Словно бы закончилась война...
VI Долгожданная победа
Ведущий: Путь к победе был долог и труден. Каждый миллиметр военного пути был пропитан кровью и потом, усыпан трупами солдат и мирных жителей: стариков, женщин и детей.
Ученик : Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла.
В голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но сейчас, в Берлине под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!
(Звучит мелодия «Журавли».)
Ведущий: 8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Ученик: В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Ученик: Без малого 4 года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.
Ученик: И бог дорогою обратной,
Непокоряемый вовек,
Идет, свершивши подвиг ратный,
Великий русский Человек.
Ученик: Он сделал все, он тих и скромен,
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасный и огромный,
Его приветствует сейчас.
(Звучит фонограмма «День Победы».)
Ведущий: В память о погибших прошу всех встать. (Все встают). Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.
(Минута молчания.)
Заключение
Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, соответствует поставленным целям и задачам: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, формирование национальной гордости, развитие патриотических и гражданских чувств.
Ребята с большим интересом включились в работу: искали и опрашивали близких, соседей, переживших ужасы войны, находили художественные произведения о героях войны, подбирали стихи на военную тематику.
Проведенная работа способствовала развитию у учащихся интереса к героическому прошлому нашего многострадального народа и содействовало патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В процессе подготовки к мероприятию учащиеся осознали, какой ценой досталась людям эта победа и какой хрупкой она может быть, если люди забудут уроки Великой Отечественной войны. Древние говорили, что когда забываешь войну, начинается новая.
Мы не имеем права забыть тех, кто отстоял свободу и независимость народов.
Литература
Во имя павших и живых. Т. Дандыкин «Придесенье», Брянск, 2000, 2555с.
Праздник – ожидаемое чудо Москва «Вако», 2006, 285с.