Данная разработка побуждает интерес к изучению истории своей малой Родины, способствует формированию чувства принадлежности к своему краю, прививает любовь и бережное отношение к родному краю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
воспитание любви к месту, где ты родился.
Задачи:
Образовательные:
1.Актуализировать знания учащихся о своей малой родине.
2.Показать значение Родины в жизни каждого человека.
Развивающие:
1.Расширять кругозор учащихся, изучая материал о своей малой родине.
2.Развивать навыки устной и письменной речи.
Воспитательные:
1.Побудить интерес к изучению истории своей малой родины.
2.Способствовать формированию чувства принадлежности к своему краю.
3.Прививать любовь и бережное отношение к родному краю.
Планируемые результаты:
Поддержание устойчивого интереса к истории своей малой родины,
знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром, знания по истории, природе, культуре родного края, социализация и развитие личности в целом,
способность творчески мыслить и рассуждать
Универсальные учебные действия
Личностные УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей. Формирование межличностных отношений.
Познавательные УУД
Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края.
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
Оборудование: презентация, дерево с листочками, фотографии р.п. Татищево.
Ход классного часа.
I. Вводная часть.
1. Приветствие. (Слайд 1)
Здравствуйте, здравствуйте! Мы вместе снова,
И школа к учебному году готова.
Снова вас ждут наши школьные парты,
Тетради, учебники, книги и карты!
И к знаниям вас поведёт друг учитель –
Дорогой добра, дорогой открытий,
Дорогой нелёгкой, но интересной,
Дорогой с улыбкою, шуткою, песней.
Мы рады, что вновь здесь распахнуты двери,
Что в школе мы знанья найдём и проверим.
Салют, удивительный дружный народ!
Удачи во всём: наступил школьный год!
2. Сообщение темы занятия.
Учитель: Сегодня мы посвятим наше занятие самому важному в жизни каждого человека. Прочитайте синквейн, добавьте первую строку и сформулируйте тему нашего занятия. (слайд2-3)
…….(Родина)
Большая, малая.
Родиться, любить защищать.
Сердцу место дорогое.
Отчизна.
Учитель: Мы сегодня будем говорить о Родине. Родина - это самое ценное и душевное для каждого человека место пребывания. Не зря данное слово перекликается с такими словами, как родители, родное, род, родственный, родится.
II. Основная часть занятия.
Работа по созданию образа Родины.
1.Постановка проблемы.
Звучит песня «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера).
Учитель: Родина… Отечество… Отчизна… Отчий дом — для нас это наша родная Россия. Как называют жителей России? (россияне) Но у каждого из нас есть «малая родина».
А, что же для нас значит «малая родина»?
Высказывания детей.
2.Составление кластера по теме «Родина».
Учитель: Действительно, малой родиной мы называем место, где родились, посёлок или город; дом, где мы живём; люди, окружающие нас (родные, друзья). У каждого человека есть своя малая Родина, и каждый любит ее. Любит место, где родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми живет, любит свой народ, свой город.
Ученик читает стихотворение Е. Трутнева «О Родине»
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Так вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна, и я сама!
-Как называется наша малая родина? (Саратовская область, Татищевский район).
Учитель: Назовите главный поселок нашего района (Татищево).
3. Символы нашего Татищевского района(Слайд 4).
Герб Татищевского района.
В лазури (синем, голубом поле) на серебряном станционном колоколе изображена райская птица Гамаюн. В вольной части — герб Саратовской области. Основным элементом герба является станционный колокол, так как строительство железнодорожной станции с последующим слиянием её с деревней Мещановка послужило началом зарождения районного центра.
Флаг Татищевского района.
Флаг представляет собой прямоугольное полотнище лазурного (голубого) цвета, в центре которого на серебряном станционном колоколе изображена райская птица Гамаюн (как элемент герба Татищевского муниципального района), олицетворяющая мир, богатство, счастье, к которому всегда стремились люди.
Гимн Татищевского района. (исполнение) (слайд 5)
Учитель: в каждом городе есть свои достопримечательности, памятные места - это соборы, обелиски, музеи….
Ребята, а чем славиться наш поселок Татищево?
Но у каждого из нас есть любимые уголки, куда мы стремимся, которые мы любим… Давайте на минуту представим, что к нам приехали гости, которым мы хотим показать, как прекрасен наш поселок, как радостно и здорово мы здесь живём!
Какие места нашего поселка вы бы показали?
Вот сейчас и проверим, хорошо ли вы знаете наш поселок.
Наша Татищевская земля очень красивая. Посмотрите фотографии наших мест и отгадайте название улиц или зданий. (слайд 6-17)
Физминутка
4.История Татищевского района.
Татищевский район был образован 1 августа 1928 года.
-Сколько же лет нашему Татищевскому району? (слайд 18)
Название районного центра вызывает воспоминание о древнем и знатном роде Татищевых. Невольно ожидаешь услышать красивую историю про графское поместье, бывшее в этих местах издревле. А на самом деле – никаких дворянских имений здесь не было.
Татищево – очень молодой поселок. Он появился в 1870-е годы, когда строили Рязано-Уральскую железную дорогу для ускоренной транспортировки соли с озёр Эльтон и Баскунчак, а также Саратовской пшеницы. Возле железнодорожного полотна поставили станцию (слайд 19), достаточно крупную по тем временам, и назвали ее – Марииновка, по имени Мариинской колонии питомцев (воспитанников) Московского воспитательного дома, располагавшегося в Николаевском городке (ныне село Октябрьский городок). Вблизи было построено 5 жилых домов для железнодорожников. По другую сторону дороги, на берегу реки Идолга (ныне улица Советская), в 1880-е годы поселилось несколько мещанских семей. Они арендовали государственную землю и вели земледельческое хозяйство. Это было отдельное поселение, носившее имя – Мещановка. В теперешнем Татищево на месте Мещановки – улица Советская, Красноармейская, Аткарская, Октябрьская и Первомайская. Где сохранились дома, выстроенные если не первыми жителями, то уж во всяком случае, в городском мещанском стиле: бревенчатые, обшитые тесом.
Современное название поселок получил в 1904 году в честь графа Василия Татищева, известного историка и экономиста 18 века. Он был астраханским губернатором. В его время Саратов входил в состав Астраханской губернии. (слайд 20)
В годы Великой Отечественной войны Станция Татищево и посёлок Мещановка являлись войсковым тылом, здесь формировались воинские части для отправки на фронт. Рядом был испытательный полигон, множество подсобных хозяйств, складов и военных баз, военные госпитали в Октябрьском Городке и в Елховке. (слайд 21)
5. Чем славится Татищевский район
Наш край любого может заворожить своей красотой – безбрежностью плодородных полей и щедростью густого леса, богатого ягодами и грибами, и, конечно, прозрачного и чистого воздуха, смешанного с ароматами луговых трав. А как прекрасны живописные берега реки Идолга! (слайд 22) На территории района длительное время разрабатываются месторождения нефти и газа (слайд 23). В районе функционирует военный аэродром, на его территории располагается Таманская ракетная дивизия (слайд 24). Татищевский район славится рядом достопримечательностей, а именно памятниками природы и культуры. Это Большеивановский приусадебный парк, усадьба краеведа Минха А. Н. в селе Полчаниновка(слайд 25), Губаревская усадьба дворян Шахматовых -мемориал крупнейшего лингвиста академика А. А. Шахматова (слайд 26), вековая Вязовская дубрава и черноольшатники (слайд 27).У с. Курдюм находится золотоордынское городище, исследованное в 1915 г.
Ведущей отраслью посёлка является сельское хозяйство, преимущественно животноводческого и птицеводческого направления. Производство строительных материалов (сборный железобетон, пиломатериалы, товарный бетон, стеновой материал) и пищевые продукты (хлебобулочные изделия, мясо, молочная продукция, колбасные изделия, кондитерский изделия). (слайд 28)
Сегодня, несмотря на свой солидный возраст, он молодеет и становится современнее и красивее. (слайд 29)
В нашем районе происходят кардинальные изменения инфраструктуры, строятся и ремонтируются дороги, благоустраиваются населённые пункты, закладываются скверы и аллеи, появляются детские площадки, стадионы, ФОК, клумбы и фонтаны, возводятся храмы и поклонные кресты.
В нашем районе активно развивается культурно - досуговая жизнь. Молодёжь принимает участие во всех концертах и акциях. В Татищево существует много музыкальных и хореографических коллективов, где дети могут развивать свои таланты. (слайд 30)
В Татищевском районе большое внимание уделяется спорту. Основной целью является вовлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Спортсмены Татищевского района принимают участие не только в районных турнирах, но и в соревнованиях областного, федерального уровня, а также в первенствах Европы и мира.
Главное наше богатство – люди. (слайд 31)
Ученик. Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.
Фомичев Василий Осипович (1924—1992) - русский художник-реалист, живописец, пейзажист (с. Елховка)
Братья Никитины – основатели русского цирка (с. Нечаевка)
Советский и российский актёр театра и кино, народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации Евгений Миронов (п. Светлый)
Советская киноактриса, заслуженная артистка РСФСРДанута Столярская(п. Татищево)
В деревне Новый Сокур (ныне не существует) Татищевского района родился выдающийся русский поэт, переводчик Анатолий Константинович Передреев (1932—1987).
Татищевский район дал Родине 10 Героев Советского Союза (слайд 32) (Шигаев Григорий Фролович, Лапшев Анатолий Алексеевич, Мельников Петр Андреевич, Евтеев Иван Алексеевич, Босов Алексей Петрович, Васильев Владимир Андреевич, Коннов Василий Дмитриевич, Мясников Евгений Александрович, Пономарев Петр Тихонович, Пресняков Иван Васильевич)
III. Заключительная часть занятия.
Учитель: Вот так и пересеклись история и современность. Много воды утекло с тех пор, но слава дедов и прадедов, их традиции и обычаи не должны быть забыты. Помните, что у казаков… (слайд 33)
ДРУЖБА – обычай!
ТОВАРИЩЕСТВО – традиция!
ГОСТЕПРИИМСТВО – закон!
Чтобы любить и беречь нашу большую и уникальную планету Земля, нам нужно с любовью и бережностью относиться к своим истокам, к своей Малой Родине! Важно знать свои корни, гордиться своим прошлым, чувствовать пульс жизни. Как писал историк Ф.А.Щербина: «Знание родного края – наша сила и величие Родины».
Любите свой родной Саратовский край!
Любите Родину, её поля и шири,
Деревни малые, большие города.
Любите Родину за то, что в целом мире
Такой не будет в жизни НИКОГДА!
Игра. (слайд 34) От вас зависит его дальнейшая жизнь. Давайте представим, что вы-архитекторы, мэрия нашего города, экологи. Подумайте, что полезного я сделал для своей Родины и что я могу ещё сделать? (На заранее приготовленных зёрнышках дети пишут, что я хочу пожелать Татищевскому району в день рождения, что я могу сделать для процветания Родины, формируют колосок).
Учитель: (слайд 35) Вот так, плечом к плечу, как в колоске зернышки, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!
IV Рефлексия:
Учитель: В завершении нашего занятия проведём викторину:
Прошу, друзья, внимания!
Проверим ваши знания.
На вопросы отвечаем,
Что из прошлого мы знаем.
Коренные жители Татищевского края? (татищевцы)
Назовите главный поселок Татищевского района? (Татищево)
Как называется жилище казаков? (курень)
В каком году образован Татищевский район? (1928 г.)
Что символизирует на гербе колокол? (станционный колокол – символ слияния станции и деревни, зарождения районного центра).
Кто является главой администрации Татищевского муниципального района? (Сурков Павел Васильевич) (слайд 36)
- Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет?
Я знаю есть места получше. Где лучше лес, где моря гладь Где климат мягче, воздух чище. И где такая благодать! Но я люблю природу нашу. Какая есть, пусть знает свет. Что лучше места, где родился, для человека в мире нет.