Метод проектов, как педагогическая технология обучения и воспитания учащихся.
Метод проектов, как педагогическая технология обучения и воспитания учащихся.
В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми, способными созидать, делать успешной свою жизнь и жизнь общества. Наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности с учетом творческих и возрастных особенностей каждого ребенка.
Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение — вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод проектов, как педагогическая технология обучения и воспитания учащихся. »
Метод проектов как педагогическая технология обучения и воспитания учащихся.
Учитель начальных классов : Азизова Г.А.
В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми, способными созидать, делать успешной свою жизнь и жизнь общества. Наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности с учетом творческих и возрастных особенностей каждого ребенка.
Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение — вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Если говорить о методе проектов, как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Тезис метода проектов: «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить». Цель метода проектов: предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Задачи метода проекта: развивать самостоятельную деятельность, самостоятельно применять знания, формировать высококультурную личность.
Проект -это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, который завершается созданием творческого продукта.
Этапы работы над проектом
Подготовку к проекту
Организация участников проекта
Выполнение проекта
Презентация проекта
Подведение итогов
На уроках метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.
Учащиеся используют не только мультимедийные презентации, но и рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
А главная задача педагога – заинтересовать ребёнка, и тогда будет достигнут результат. Ученик, работая на уроке, построенном по этой технологии, получает знания не только из уст учителя, а путём самостоятельной работы.
Позитивные результаты использования:
Положительная динамика учебных достижений;
Повышение у учащихся мотивации обучения и познавательного интереса
Развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и исследовательские умения;
Повышается активность участия учащихся в различных конкурсах и олимпиадах по предмету;
Расширение кругозора;
Способствует всестороннему развитию ребенка, мотивирует к получению знаний.
Роль учителя в проектной методике
Организовать работу (продумать, разработать, определить учебные задачи, спланировать всю серию уроков, на которой предполагается использовать метод проектов)
Направлять и регулировать деятельность учащихся на всех этапах
Проектная технология может применяться и во внеурочной работе
Использование проектной технологии позволяет:
улучшить эффективность и качество образования;
ориентироваться на современные цели обучения;
повысить мотивацию учащихся к обучению;
использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
учитывать страноведческий аспект;
сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
реализовать индивидуальный подход;
усилить самостоятельность школьников;
изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
объективно оценивать знания учащихся;
повысить качество наглядности;
развивать познавательные навыки учащихся;
развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;
развивать критическое и творческое мышления.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов:
Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание. Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе .
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона»,
Сценарные проекты – сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса
Творческие работы – свободное литературное сочинение.
В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию.
Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:
значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
повышение уровня внутренней мотивации учащихся;
повышение уровня самостоятельности учащихся (учащиеся самостоятельно планируют свою деятельность, соотносят результат деятельности и ее цель);
повышение уровня сплоченности коллектива (развивается взаимопомощь, желание и умение сопереживать);
развитие творческих способностей учащихся;
повышение общего интеллектуального развития учащихся ( учащиеся работают с различными источниками информации, анализируют полученные сведения, выделяют главное);
Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. Всем известно, какое разнообразие проектов существует ,но любой из них позволяет расширить кругозор школьников, повысить познавательный интерес, расширить мировоззрение, активизировать коммуникативные способности.