Формировать знания учащихся об этикетном диалоге, создавать условия для развития мышления, памяти, внимания. На мероприятии проявляется высокая познавательность, активность, интеллектуальность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мероприятие " Этикетные диалоги"»
Классный час
"Этикетные диалоги"
.
Цели:
сформировать, обобщить и систематизировать знания учащихся об этикетном диалоге;
создать условия для развития мышления, памяти и внимания, для проявления познавательной, творческой, интеллектуальной активности учащихся;
обеспечить условия для формирования у учащихся потребностей в соблюдении правил поведения в обществе.
Задачи:
выделить отличительные признаки этикетного диалога, научиться различать этикетные и не этикетные диалоги;
развивать творческое и критическое мышление, память, речь учащихся;
воспитывать интерес к предметам риторики, всесторонне развитую личность.
Оборудование: презентация.
Организационный момент.
Речевая разминка «Разомнём язычок».
Учитель: Но для начала давайте разогреемся. Я произнесу скороговорку, а вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. (Сразу спросить одного человека)
Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Произнесём скороговорку вместе:
1-й раз – медленно;
2-й раз – с нарастанием скорости (медленно – быстрее – ещё быстрее);
3-й раз – быстро.
Ваша задача – чётко проговаривать все звуки.
Учитель: А сейчас стоя, с красивыми движениями, артистично проговорим скороговорку с душой, с чувством, красиво!
Актуализация знаний.
Учитель:Ребята, кто мне скажет, с чего мы начали урок?
В зависимости от ответов учащихся с помощью наводящих вопросов учитель получает желаемый ответ:
Дети: Урок мы начали с диалога.
Учитель: Правильно.Речь сегодня пойдет, ребята, о диалоге. Рассуждая об этикете, мы будем учиться различать этикетные и не этикетные диалоги, а затем составлять этикетные диалоги. Надеюсь, что в конце нашего урока вы сможете ответить на проблемный вопрос: «Помогают ли этикетные диалоги в общении между людьми?»
Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете выражение этикетный диалог? Что это значит?
Дети: Этикетный диалог – это когда правильно общаются между собой два или несколько человек?
Учитель: А что значит правильно общаться? Разве можно общаться неправильно?
Дети: Неправильно общаться – это когда человек грубит и не употребляет вежливые слова.
Учитель вместе с учениками с помощью толкового словаря выясняют происхождение слов «этикет» и «диалог».
Этикет (французское etiguette – ярлык, этикетка) – правила поведения в обществе, манеры, одежда, формы обращения и приветствий.
Диалог (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух и более лиц) — тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками.
Учитель: Итак, этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться, значит правильно вести диалог. А какие несловесные этикетные средства вы знаете?
Дети: Кивок, улыбка, взгляд.
Учитель: В каких ситуациях слова вежливости можно и нужно дополнять несловесными этикетными средствами?
Дети: Когда благодарим за что-то. Когда одобряем чей-нибудь выбор.
Задание 1:Разыграйте одну или две подобные ситуации. Не забудьте, что в этикетных диалогах часто употребляются обращения.
Учитель: С чего чаще всего начинается любой диалог? С этого и я начала разговор с вами.
Дети: С приветствия.
Приветствие – это …
Задание 2: Работа с тестами в программе «Кирилл и Мефодий».
На экране появляются слова с этикетными и не этикетными приветствиями.
Здра_ствуйте зд_рово добрый веч_р
пр_вет добр_е утро наше вам с кист_чкой
рад вас пр_ветствовать пр_ветик
Вставить в словах пропущенные буквы.
Прокомментировать пропущенные орфограммы(устно).
Классифицируйте приветствия: этикетные и не этикетные.
Учитель:Если вы захотите поговорить с другом, как сможете привлечь его внимание?
Дети: Нужно использовать обращение.
Обращение – это…
Учитель:Вы помните, с какими словами я обратилась к вам в начале урока?
Дети: Ребята, юные друзья.
Учитель: Нужно ли при обращении использовать этикетные слова?
Дети:Да, это показывает, что человек уважает своего собеседника.
Ученикам предлагается просмотреть отрывок диалога двух одноклассников – Вольки и Гоги – из к/ф «Старик Хоттабыч» и определить, является ли диалог этикетным, обратить внимание на обращения.
Учитель:
– Ребята, что вы можете сказать об этом тексте? Как разговаривает Гога с Волькой? Как вы думаете, почему он так разговаривает?
Дети: рассуждения детей.
Задание 3: Исправьте этот диалог на этикетный.
Учитель:
– Ребята, когда в ответ на этикетную реплику вы можете использовать слова благодарности: «пожалуйста», «не за что», «не стоит»?
Дети: «Пожалуйста» - когда что-то хотят попросить или после того, как поблагодарили; «не за что» - это когда сделал какое-то доброе дело и тебя поблагодарили; «не стоит» - когда не хотят утруждать других людей.
Физкультминутка.
Минутка отдыха
Учащимся предлагается встать и выйти из-за парт.
Услышав фразу, соответствующую этикету, ребята должны хлопнуть в ладоши.
Если выражение не соответствует этикету – потопать ногами.
Учитель произносит фразы:
– будьте любезны, – добрый вечер,
– благодарю вас, – отстань от меня,
– эй, иди сюда, – надоело мне тебя слушать,
– уйди с дороги, – извини меня,
– пожалуйста, – прошу прощения.
Беседа.
Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами прочитаем рассказ Д. Родари, в переводе Т.Скуй, «Страна Без Острых Углов».
СТРАНА БЕЗ ОСТРЫХ УГЛОВ.
Как-то во время одного из своих путешествий Джованнино очутился в стране, где все дома были с круглыми углами. Крыши заканчивались небольшими арками. На улице росли кусты живых роз. Джованнино сразу захотелось вдеть розу себе в петличку. Срывая цветок, он старался не уколоться, но, оказалось, шипы были мягкими как резина и вовсе не кололи, а только щекотали.
- Ой, какое чудо! – воскликнул Джованнино.
Вдруг из-за куста появился полицейский. Он улыбался:
- Вам разве не известно, что цветы рвать нельзя?
- Простите, пожалуйста,но я об этом не подумал!
- В таком случаевы заплатите только половину штрафа, - необычайно любезно сказал полицейский.
Заметив, что полицейский выписывает квитанцию карандашом без кончика, Джованнино не выдержал и попросил:
- Вы не покажете мне вашу саблю?
- С удовольствием, - ответил полицейский.
И, конечно, сабля его была тоже без острия.
- Что это у вас за страна? – спросил Джованнино.
- Страна Без Острых Углов, - ответил полицейский настолько любезно, что каждое его слово следовало бы написать в большой буквы…
- А теперь, будьте добры, дайте мне две пощечины.
Джованнино разинул рот, словно ему предстояло проглотить целый торт.
- Помилуйте, я не хочу попасть в тюрьму за оскорбление полицейского! Уж если на то пошло, вы должны мне дать пощечины, а не я вам!
- Но у нас принято именно так: полный штраф – четыре пощечины, половина – две.
- Полицейскому?
- Конечно, полицейскому!
- Но ведь это ужасно несправедливо!
- Еще бы! – сказал полицейский. – Давать пощечины ни в чем не повинным людям настолько трудно, что все стараются не нарушать законы. Ну, дайте мне эти две пощечины, и в другой раз будете внимательнее.
- Но я не в состоянии даже щелкнуть вас по щеке; я могу вас только погладить!
- Тогда, - сказал полицейский, - мне придется проводиться вас до границы.
И Джованнино, крайне пристыженный, вынужден был покинуть Страну Без Острых Углов…
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется «Страна Без Острых Углов»?
Дети: Потому что все люди, которые проживают в этой стране, употребляют только вежливые слова и стараются друг друга не обижать. А острые углы как символ грубости – отсутствует.
Учитель: Найдите и подчеркните этикетные реплики, выраженные словесными и несловесными средствами. Определите этикетные жанры.
Ответ учеников.
Словесные средства:
Вам разве не известно
Простите, пожалуйста
Вы не покажете мне
С удовольствием
будьте добры
Помилуйте
Несловесные средства:
улыбался
любезно сказал
ответиллюбезно
Учитель:Ребята, а что такое этикетные жанры? Найдите их в нашем тексте и попробуйте сопоставить их с этикетными жанрами.
Работа с тестами в программе «Кирилл и Мефодий».
Этикетные жанры:
Простите, пожалуйста - Извинения
Вы не покажетемне – Просьба
С удовольствием - Согласие
будьте добры - Просьба
Помилуйте - Просьба
Закрепление.
Учащимся предлагается вернуться к проблемному вопросу, и ответить на него.
Презентация "Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Риторика 4 кл." + зарядка для глаз
Цель урока: учить детей составлять рассказы.
Учебные задачи урока:
1) Познакомить учащихся со структурой, особенностями рассказа 2) Учить детей риторическому анализу текста. 3) Учить детей составлять рассказы. 4) Развивать умение обобщать полученную информацию с помощью графических моделей, делать выводы 5) Воспитывать у учащихся умение работать сообща, внимательно относиться к чужому мнению.
Оборудование урока:
• Презентация • Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы детей
Ход урока: 1. Фаза вызова Приветствие гостей. - Начинаем урок риторики. «Риторика есть наука … красно говорить и писать…» - Кому принадлежат эти слова? Это слова Михаила Васильевича Ломоносова великого русского ученого нашего земляка. _______________ выступит с речью о Ломоносове. -Сегодня на уроке я хочу пожелать вам ребята красиво, правильно выражать свои мысли в устных ответах и в письменных работах. (Слайд _ )
Речевая разминка - Проведем речевую разминку (Слайд _ ) - Какие виды речевых жанров мы использовали в разминке? (Стихотворение, чистоговорка, пословица, скороговорка) Какие еще речевые жанры вы знаете? Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе как речевом жанре. Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал» - Вспомните все, что вы знаете о рассказе. Заполните кластер в первой колонке в таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал» (Слайд _) Рассказ • речевой жанр • текст - повествование • случай из жизни • произошел с автором или другим человеком Определение целей и задач урока - Подумайте, что ещё мы можем узнать о рассказе? (Какова композиция рассказа? В чем отличие рассказа от других речевых жанров?) Заполните вторую колонку в таблице «Знаю, хочу узнать, узнал» 1. Композиция, структура 2. Особенности Сформулируйте учебные задачи урока. (Сегодня на уроке узнаем структуру, особенности рассказа, будем учиться составлять рассказы) - Попробуйте сформулировать тему урока. Тема урока « Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности»
3. Фаза осмысления - Где мы можем узнать о структуре и особенностях рассказа? Каковы источники информации? - О структуре рассказа, его композиции мы узнаем из учебника. А чтобы ответить на вопрос: «Каковы особенности рассказа?» - мы проведем небольшое исследование. По ходу получения новой информации мы будем заполнять третью колонку в таблице «Знаю, хочу узнать, узнал» - Вспомните, какова композиция любого текста? Сравним с композицией рассказа. - Откройте учебник с.122, рассмотрите схему. Какова структура рассказа? На какую геометрическую фигуру похожа композиция рассказа? (на пирамиду, в основании которой лежит вступление и заключение, а на вершине - кульминация рассказа, самый острый момент) (Слайд _) Составление рассказа по фрагментам текста - Положите перед собой лист. Даны части рассказа, вам необходимо соотнести их со структурой, чтобы получился связанный текст. Работать будете в парах. - Кто готов прочитать рассказ? (Слайд _) - Поднимите руки те, у кого получились такие же рассказы. Молодцы. - Докажите, что это рассказ. Риторический анализ текста - Проведем риторический анализ данного текста. Рассмотрим особенности рассказа как речевого жанра. - Назовите тему текста. О ком в нем говорится? (о мальчике) - О чем говорится в тексте? Попробуйте расширить тему до предложения. (О мальчике, который во время грозы попытался спрятаться под одиноким деревом) Итак, тему текста можно назвать одним словом, а можно расширить до предложения. - Рассмотрим композицию рассказа - Сколько частей в нашем рассказе? (7) Как называется первая часть? (Вступление) Вступление - сильная позиция текста, оно обычно намечает его тему, т.е. о ком или о чем пойдет речь. Здесь вступление подсказывает нам, кто автор рассказа … ( мальчик). - С какого тревожного события начинается история? (Началась гроза) Как называется эта часть текста? (Завязка) С завязки начинается описание случая, без этой части не может быть рассказа. - Как продолжается история? (Мальчик сел под дерево) Как называется эта часть текста? (Развитие действия) Развитие действия достигает своей вершины… - И вот кульминация, самый острый момент действия. В этой части раскрывается тема и главная мысль рассказа. Какова главная мысль текста? (Опасно прятаться от грозы под одиноким деревом, в него может попасть молния) - Как продолжается история? Случилась ли беда? (Нет, могучий дуб выстоял) Как называется эта часть текста? (Спад действия) - Найдите часть, в которой заканчивается описание случая. Это … развязка. Без этой части не может быть рассказа. Что стало с мальчиком? (Мальчик собрал грибы и побежал домой) - Назовите последнюю часть рассказа? (Заключение) Это тоже сильная позиция текста, оно показывает, что текст завершен, окончен (относительно его заголовка, темы). Все части рассказа связаны между собой по смыслу, все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль. - Предложите свой вариант заголовка, чтобы в нем отражалась главная мысль. (Страшная история. Случай в грозу. А вдруг оно упадет?) Запишите название рассказа. Обратимся к риторическому треугольнику( Кто?-кому?-что?-зачем?-как?) - Удалось ли рассказчику нас заинтересовать ? - С помощью чего он смог это сделать? (Выбрал для рассказа интересный, тревожный, удивительный, необычный, поучительный случай из жизни) Вывод: чтобы заинтересовать слушателя, читателя, т.е. выполнить речевую задачу для рассказа нужно выбирать интересные (захватывающие, удивительные, необычные, страшные, смешные, поучительные) случаи из жизни. (Слайд _) - Положите перед собой лист с таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал». Что нового мы узнали о рассказе? 1. Композиция, структура + 2. Особенности +
Физминутка для глаз. (Слайд _) 3. Рефлексия. Составление рассказа по серии рисунков - Применим полученные знания при решении риторической задачи. Работать будете самостоятельно. - Расставьте рисунки по порядку. Составьте и запишите рассказ от лица охотника, какая история с ним произошла при возвращении с охоты. Время работы ограничено – 7 минут. Проверка. Кто хочет зачитать свой рассказ классу? (3 человека) Коллективное, самостоятельное оценивание рассказов. Смог ли … решить риторическую задачу и составить интересный рассказ?
- Встречали ли вы в детской литературе похожий рассказ? Кто его автор? (Эту историю рассказал великий русский писатель И.С. Тургенев) - А хотите услышать рассказ Тургенева? Ну что же, тогда внимательно слушаем. (Читает учитель)
- Тургенев «благоговел – глубоко уважал» маленькую «героическую птицу». А вы? Выразите свое отношение к старому воробью, составьте Синквейн в третьей колонке в таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал» (Слайд _)
Воробей, маленький, но смелый, трепетал, но ринулся спасать, жертвовал. Любовь сильнее страха смерти. Героическая птица. 4. Итог урока. - Подведем итог. Перед вами таблица «Знаю, хочу узнать, узнал». Что нового мы узнали по теме урока? - Д.З. Вспомните мультфильм А.Курляндского «Возвращение блудного попугая», восстановите правильную последовательность кадров и составьте рассказ. (Уч. № 178) - Самооценка. - Ребята, большое спасибо за активную работу на уроке, за красивые четкие ответы на вопросы и правильно составленные рассказы.