Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного занятия. Тема: «Азбука доброты»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия №1имени Героя Советского Союза Е.Дикопольцева
Методическая разработка внеурочного занятия.
Тема: «Азбука доброты»
Возраст учащихся:10лет
Автор: Смородинова Елена Эдуардовна, учитель начальных классов.
Введение.
Цель данной методической разработки: формировать нравственные ценностные ориентации. Прививать понятия милосердия, доброты души, искренности, перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия; создавать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания и созидания в классном коллективе. Развивать уважительное отношение к людям, положительные эмоции.
Урок благотворительности очень актуален в наше время, когда меняются ценностные ориентиры, жизненные приоритеты молодежи, родителей учащихся. Сегодня происходит разрушение тех важных ценностей, которые давало старшее поколение. Наше современное общество испытывает дефицит доброты, терпимости, сострадания. Наши маленькие дети видят и ощущают порой этот дефицит каждый день.
Духовно-нравственное воспитание учащихся одна из важнейших проблем школы, родителей, общества.
Почему свою методическую разработку я решила назвать «АЗБУКА ДОБРОТЫ?» Мои учащиеся – учащиеся начальной школы, они только начинают первые шаги к милосердию, умению сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь, что так важно и особенно актуально в наше время. Наши маленькие граждане осознают свои поступки, умеют давать оценку поступкам других людей. Дети понимают, чем больше мы сделаем добрых дел, тем больше нам воздастся и останется будущему поколению. Добрые дела нужно делать не только за себя, но и за тех, кто не понимает этих важных человеческих ценностей. Поэтому работы у нас учителей очень много.
Большой опыт работы в начальной школе позволяет мне понять, как важно в каждой маленькой личности заложить основы доброго отношения к людям, к окружающему миру. Это ценнейшее качество в каждом ребенке стремлюсь развивать при поступлении его сразу же в школу.
Главными задачами методической разработки являются:
1.Определять понятие « благотворительность»
2. Создать комфортную ситуацию для креативного самовыражения учащихся,
повышения их активного участия в процессе обсуждения темы.
3.Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к слабым и беззащитным людям, к тем, кто нуждается в помощи, сострадании.
4.Побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей
ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к
самовоспитанию.
Методическая разработка направлена на развитие УУД:
Планируемые результаты занятия (события)
Метапредметные:
Регулятивные:
-самостоятельно ставить перед собой цели;
-контролировать свою деятельность в ходе выполнения задания.
Познавательные:
- самостоятельно пользоваться разнообразными источниками информации;
-анализировать события;
-формулировать выводы в результате совместной деятельности.
Коммуникативные:
-развивать умение сотрудничества со сверстниками в паре, в группе; контактировать со всеми участниками общения
Личностные:
-соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами и нормами поведения в обществе
- умение давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности
-формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям
-стремление совершать добрые поступки.
Основные понятия:нравственные ценности, забота, ответственность, милосердие, толерантность, сострадание.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки с пословицами, рисунок корзины.
Основная часть. Ход занятия(события)
1.Организационный момент. Мотивация.
- Громко прозвенел звонок
Начинаем необычный свой урок
Он пойдёт сегодня всем нам впрок.
Нам надо многое всем понять.
Ничего не упускать и не забывать.
Но сначала давайте поприветствуем друг друга. И пусть это будет необычно. (использованы АМО-активные методы обучения)
Рисунок 1. Рисунок 2.
-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, скажите добрые слова.
2.Определение темы занятия. Целеполагание
Сегодня наш разговор о нравственных ценностях, о главных приоритетах человеческих поступков. Попробуйте определить тему нашего занятия. Исследуйте данную запись.
-Что вы знаете об этом слове? Поделитесь своими знаниями с ребятами.
-Где мы можем узнать точную информацию о данном понятии? (из словарей, интернета, родителей, учителя)
-Обратимся к словарю С. И. Ожегова. Точную информацию подготовила для нас наша одноклассница(Учащаяся выступает с данным вопросом, используя словарь Ожегова)
Благотворительность – безвозмездное действие и поступки, направленные на общественную пользу. Причём, постоянно, а не один раз по настроению. Безвозмездно – просто так, даром, бескорыстно.
Испокон веков человеческая доброта, милосердие, сострадание и сопереживание за других людей создавали основу человеческого счастья. Эти вечные истины прививались детям с молоком матери. В нашем современном обществе такие чувства, как сострадание, милосердие, очень востребованы. Ведь рядом с нами живёт столько одиноких, беззащитных людей, которые нуждаются в человеческом участии, понимании.
3.Актуализация знаний.
- Мне очень хотелось, чтобы вы прослушали сказку и поделились своими впечатлениями.
СКАЗКА О ДОБРОМ МАЛЬЧИКЕ. Aвтор: Елисеева Е.(Приложение 1.)
- Ребята, поделитесь своими мыслями, впечатлениями.
- Что же самое важное должно быть в жизни человека? ( Доброе отношение к людям, человеколюбие, сострадание и понимание)
-Наша встреча сегодня поможет каждому из вас заглянуть в свое сердце, чтобы оно стало открытым и добрым. Доброту можно проявить в мир по-разному: сделать добрый поступок, улыбнуться доброй улыбкой, сказать доброе слово.
Давайте попробуем ответить на два важных для нас вопроса:
1.Что такое доброта? 2.Почему человеку так важно научиться делать Добро?
-Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
Тренинг «Добро в ладошках» (АМО-активные методы обучения)
Давайте подарим друг другу частичку своей доброты, своего сердца.
Рисунок 3. Рисунок 4.
4.Физминутка
5. Работа в парах.
- В устном народном творчестве разных народов собрано много пословиц о доброте. Давайте попробуем их собрать. (на экране интерактивной доски и на карточках записаны части пословиц)
Не хвались серебром, тому и жизнь мила.
Худо тому, а хвались добром.
Кто любит добрые дела, в добре живёт век.
Добрый человек кто добра не творит никому.(Приложение 2)
- Проверим, что у нас получилось. (Проверка с экрана)
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Добрый человек в добре живёт век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
-Как вы понимаете эти пословицы?
-Там где есть доброта, там всегда люди, готовые её дарить другим, безвозмездно. В нашей стране таких людей много. Чулпан Хаматова– известная киноактриса спасает жизни маленьких детей, которые смертельно больны раком. Фонд «Подари жизнь», которым она руководит, хорошо известен в нашей стране и за рубежом. Чулпан ведёт большую работу по спасению многих детских жизней.
Всем вам хорошо известна телевизионная передача «Пока все дома» Создатели данной передачи проявляют заботу об усыновлении детей, оставшихся без родителей.
А. А. Сахаров - герой Советского Союза, лауреат Нобелевской премии, физик – ядерщик Почти все свои денежные сбережения он жертвовал на строительство больниц, уход за больными детьми и престарелыми людьми.
В 2013году наш родной город Комсомольск-на-Амуре стоял на грани затопления. Было очень сильное наводнение. Некоторые наши сограждане остались без крова, пищи, одежды. Но на помощь пришли волонтёры, кому небезразлична судьба таких людей.
Все эти люди помогают немощным старикам и больным детям, создают больницы и приюты, покупают лекарства, оборудование для больниц. Они не ждут благодарностей и почестей от нас. Эти люди не кричат вслух о том, что они сделали. Главная награда для них – это понимание того, что в мире с их помощью кому-то стало легче жить.
Вот какая притча есть у еврейского народа. Её нам приготовил Ваш одноклассник. (выступление учащегося)
Притча. (Приложение3)
-Мы с вами можем своими поступками и добрыми делами оказать помощь тем, кто в ней особенно нуждается.
Каждый год мы с вами участвуем в акции «Сотвори новогоднее чудо», где вы дарите маленьким ребятишкам детских домов свои новогодние подарки.
Вы тоже занимаетесь благотворительностью. Вы - участники благотворительного концерта, посвященного Дню Пожилого человека, для ветеранов труда, войны. И это говорит о вашем добром сердце и человеколюбии.
Рисунок 5. Рисунок 6.
Тренинг
- А сейчас я предлагаю вам собрать корзину человеческих качеств, которые характерны для людей, занимающихся благотворительностью.
- А теперь давайте попробуем сотворить добро в наших руках.
Тренинг «Доброе тепло»
Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня нежно вправо пойдёт «тепло». Я легонько пожму руку соседу справа, а он пожмёт своему сосед. И так по кругу. Мы будем передавать своё тепло.
Подведём итог нашему разговору и составим синквейн.
(Использован элемент Технологии критического мышления)
-Давайте составим синквейн, работая в группе.
Рисунок 7. Рисунок 8.
Синквейн
1. Милосердие
2. Добрый, переживающий
3. Проявлять, поддерживать,
4. Оказывать всем нуждающимся в помощи.
5.Забота о людях.
Синквейн
1. Сострадание.
2. Заботливый, отзывчивый.
3. Любить, сочувствовать, сопереживать.
4.Люди должны проявлять сострадание.
5. Это качество необходимо всем нам, как воздух людям.
Звучит музыка «Дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова
Думаю, что каждый из вас останется неравнодушным к людям, нуждающимся в нашей помощи. И слово благотворительность будет во всех ваших добрых делах и поступках. Я хочу Вам предложить «Рецепт счастья для всех»
5. Рефлексия
«Рецепт счастья»
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви,добавьте две горсти щедрости,посыпьте добротой,плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры.Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на своем пути.
Рисунок9 Рисунок 10.
Заключение. Выводы.
Данное занятие (событие) соответствует основным направлениям воспитательной деятельности нашей гимназии, уровню развития классного коллектива и возрастным особенностям учащихся. В ходе проведения занятия(события) была создана творческая, комфортная атмосфера, в которой учащиеся смогли креативно подходить к выполнению заданий, проявлять самостоятельность в выборе действий, умело анализировать и оценивать свои поступки и других соотносить их с принятыми этическими принципами и нормами поведения в обществе. Для создания яркого диалога учащихся и учителя, использованы разные приемы и методы, в том числе приемы «Теории критического мышления», «АМО (Активные методы обучения), психологический настрой, тренинги. Такое разнообразие форм и методов способствовало раскрыть цели и задачи мероприятия более эмоционально и убедительно, побудило ребят класса совершать добрые поступки, способствовало самовыражению каждого участника общения. Каждый учащийся осознал важность своих добрых поступков к людям, которые нуждаются во внимании, в заботе, дом слове. Работа прошла содержательно, интересно. Данное занятие(событие) было направлено на развитие и формирование некоторых универсальных действий.
Список использованной литературы:
1.Притча
prit4i.ru›blagotvoritelnost-evreyskie-pritchi/
2.Психологические тренинги для детей и подростков.
5.Фонограмма «Дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова
6.Приложения.
Приложение 1.СКАЗКА О ДОБРОМ МАЛЬЧИКЕ. Aвтор: Елисеева Е.
Жил когда-то в одной сказочной стране мудрый волшебный волшебник. У него не было детей, не было жены, и он был очень одиноким. И, несмотря на то, что он всегда делал добрые дела людям, у него не было друзей. Он жил на краю села. А о нем вспоминали только тогда, когда надо было кому-то чем-то помочь. Он мог использовать свою волшебную силу очень редко и только для тех, кто в это сильно нуждался. Однажды к нему ночью постучался маленький мальчик. Он был такой худенький, что от дуновения ветра мог бы улететь. Может быть, его ветер и принес, доставив к двери волшебника? Добрый волшебник, конечно же, впустил его. Так мальчик остался жить у него, стал ему сыном. И не было семьи счастливее их. Но рядом с добром всегда живет зло, и если кому-то долго хорошо, так и жди несчастья. Так случилось и с ними. Однажды к ним постучалась старая колдунья и потребовала отдать ей мальчика, потому что это она нашла его когда-то в лесу и вырастила. Волшебник не поверил ей, потому что у злой колдуньи не мог быть сын с таким добрым сердцем, а у мальчика на самом деле было очень доброе сердце. Волшебник прогнал ее. Как он мог отдать мальчика, ведь он стал ему дороже сына?!
Но злая колдунья все-таки выкрала мальчика, когда волшебника не было дома. Никто не мог помочь волшебнику. Кому хотелось связываться с колдуньей, с черной силой? Зачем ей мальчик с добрым сердцем, ведь не мог же он быть помощником в ее черных делах. Делать нечего, волшебник решил, во что бы то ни стало найти своего названного сына и разгадать эту загадку.
Он был добрым. Если не люди, то сама природа помогала ему: цветок, махнув своей головой, указывал ему путь; луна ночью освещала дорогу. Так он добрался до избушки колдуньи. Но здесь дверь охраняла (как и во всех сказках) огромная змея. Пришлось волшебнику наконец-то использовать свое волшебство. Он не стал отрубать ей голову, не стал превращать ее в ящерицу. Он послал ей чудесный сон, будто она самая добрая змея на земле, и она такая же безобидная, как цветы, окружающие ее. Так волшебник добрался до потайной двери в доме колдуньи и спустился в подземелье, где правила злая и жестокая царица мрака. Много трудностей пришлось преодолеть волшебнику, прежде, чем он добрался до жилища колдуньи: побороть страшных чудищ, пройти через огненную реку. Ему помогали не только его волшебные силы, самое главное – его доброта и волшебные слова: «здравствуй», «пожалуйста», «спасибо». А еще самое главное – найти своего маленького сына с таким большим добрым сердцем.
Ничего не смогла сделать колдунья с волшебником. Она впервые встретилась с таким человеком, который ничего не требовал для себя, а злых превращал в добрых. В конце концов, она решила его разозлить. Ведь тот, кто злится, всегда теряет добрую силу и становится легкой добычей для врага. Но волшебник, глядя в глаза колдунье, жалел ее и думал: «Какая же она несчастная, ведь ее никто не любит!» Если бы она попросила помощи, волшебник бы ей помог, но она не просила! И тут колдунья начала истошно кричать и на глазах превращаться в страшную старуху. Тогда волшебник подхватил ее на руки и вынес из подземелья на солнце.
Произошло чудо – под лучами солнца она стала моложе лицом и добрее душой. Волшебник сам удивился. Он попросил ее стать матерью его сына. В раскаянии царица все рассказала ему: это она посылала все несчастья на земле, одиночество, неблагодарных людей. Но, окруженный злом, он становился еще добрее. Это она украла у людей доброго мальчика, посланного богом на землю, добро в его лице; бросила его в лесу на съедение диким зверям. Но мальчик пришел и постучался к доброму волшебнику. Все кончилось хорошо, и они втроем пошли жить в дом к волшебнику.
Их соседями стали солнце, цветы, птицы, сама природа, которую тоже послал бог людям, чтобы, глядя на эту красоту, они стали еще добрее.
Сказка всегда должна заканчиваться на радостной ноте, радость и веселье всегда будут добрыми спутниками. В сказке ложь увидит лишь тот, кто сам лжив. В сказке надежду отыщет лишь тот, кто не потерял веру в счастье. В добро поверит лишь тот, кто поверил сказке. Если на свете будет хотя бы один добрый мальчик, который полюбит всех, и если его полюбит хотя бы один человек, то он можем стать спасителем людей от зла и ненависти.
Приложение2.
Не хвались серебром, тому и жизнь мила.
Худо тому, а хвались добром.
Кто любит добрые дела, в добре живёт век.
Добрый человек кто добра не творит никому.
Приложение3.
Притча.
У богатых евреев Испании был такой обычай: у них дома стоял специальный стол, за который каждый день сажали нищих и кормили их; а когда хозяева умирали, им делали гроб из дерева этого стола. Этот обычай символизирует то, что, умирая, человек берет с собой лишь благотворительность, которой занимался.