Просмотр содержимого документа
«Мероприятие об уважении к старшим»
«Будь вежлив, уважай старших».
Цель: воспитание культурных навыков у учащихся.
Ход беседы.
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Придумано кем-то красиво -
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «до свиданья»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» - если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.
- Ребята, кто из вас знает волшебные слова?
- Сейчас я проверю, как вы их усвоили и как применяете в жизни.
Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую
палочку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Он столкнулся со старичком. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал, и старичок сразу подобрел.
- Что же такое сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться?
(извините, пожалуйста или простите пожалуйста.)
Игра по картинке. Игра заключается в том, что учитель рассказывает, а дети
хором добавляют «волшебные» слова.
Например: Однажды Вова Володин поехал в школу. В трамвае он сел около
окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал: «Садитесь … (пожалуйста)».
Женщина осталась довольна и очень вежливо сказала: (хором) «Спасибо».
- Каким был мальчик Вова? (он был вежливым)
- Что написано ниже картинки? (будь вежлив)
- Тема нашего сегодняшнего занятия «Будь вежлив, уважай старших»
(вывешивается плакат)
Стихотворение:
Ежели вы вежливы.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
И место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы
То сидя на уроке
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы, т.е. сами.
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тётей
И с дедушкой и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
То вам товарищ надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам
Явившимся заранее,
Минуты на собрание
Часы на ожидание.
И ежели вы вежливы
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы
Вы книжечку вернёте
В опрятном не измазанном
И в целом переплёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Знал одного ребёнка я
Гулял он с важной тётею
Она давала тонкое
Ребёнку воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И право очень мил
Отняв у младших мячик
Он их благодарил
«Спасибо» говорил.
Нет, ежели вы вежливы
То вы благодарите
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите.
- О каких правилах вежливости говорится в стихотворении?
1. Уступать место старшим.
2. Помочь взобраться в трамвай инвалиду.
3. Нельзя разговаривать на уроках.
4. Помочь маме без просьбы.
5. Нельзя перебивать разговор старших.
6. Не пачкать и не рвать книги.
7. Защищать слабых.
- Ребята, в этом стихотворении далеко не все правила вежливости.
Послушайте ещё несколько.
8. Невежливо давать прозвища.
9. Дал слово – выполняй его, пообещал прийти к какому-то вовремя– приди.
10. В школе со старшими нужно здороваться.
11. В помещении, где люди работают, нельзя громко разговаривать.
Есть ещё много других правил, которые вы должны помнить и соблюдать.
- А сейчас мы будем рассказывать стихи, смотреть небольшие сценки и
решать задачи, но не на сложение, на уважение.
Сценка: - Бабуся, не хотите ли вы сесть на моё место?
- Да, внучек.
- Не отходите от меня, через две остановки мне сходить.
- Правильно ли поступил мальчик? Как нужно было поступить?
Стихотворение «Устал».
Сережа с футбольного поля идёт
А рядом старушка с кошёлкой идёт.
Сережа сказал: «Я вам бы помог,
Да сам от усталости падаю с ног».
- Как поступил мальчик Серёжа? А как надо было поступить?
«Про Лену».
Мама дочке говорила:
- Скоро сварится обед,
В магазин бы ты сходила,
Видишь, дома хлеба нет.
- Не могу, - сказала Лена,
У меня болит колено.
- Значит плохо наше дело.
И давно болит? – Давно!
- Очень жаль, а я хотела
Взять тебя с собой в кино.
Покраснев, сказала Лена:
- Кажется, прошло оно.
- Кто вам не понравился в стихотворении? Почему?
Сценка. Девочка: - Во дворе у нас такой мальчишка невежа, зовёт меня
«Галькой»
- А ты как его зовёшь?
- Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Кто из них был вежлив?
Сейчас будем решать задачи.
Задача №1. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись.
Который из них должен уступить дорогу, если одному было 8 лет, а другому 11 лет.
Ответ: уступит тот, кто вежлив.
Задача №2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Какие ошибки допустил мальчик, обращаясь к прохожему?
(Надо спрашивать спокойно: «Скажите, пожалуйста, который час?» или
«Сколько сейчас времени?»
Чтение пословиц ( на доске цветок, на лепестках которого написаны пословицы, ребёнок
срывает лепесток и объясняет смысл)
Доброе слово лечит, злое калечит.
Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
У доброго человека сто рук.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Заключительное слово учителя.
- Закончить наше занятие мне хочется стихотворением Олеси Емельяновой