Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс. Пути, формы, методы развития познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста»
Мастер-класс
Тема. Пути, формы, методы развития познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроках, способствующими формированию развития познавательных интересов у учащихся
Задачи:
познакомить педагогов с технологией развития познавательных интересов у учащихся;
научить практически использовать данную технологию;
развивать стремление педагогов к совершенствованию своего педагогического мастерства
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, дидактический материал
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о путях, формах и методах развития познавательных интересов у учащихся
на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер-класса
Организационный момент
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
II. Методология развития познавательных процессов у уч-ся
« Если хочешь воспитать в детях смелость ума,интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества, тосоздавай такие условия, чтобы искоркиих мыслей образовывали царство мыслей,дай возможность им почувствовать себя в нёмвластелинами»
Ш.А. Амонашвили
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важной предпосылкой которой является интерес. Как известно, познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
- Почему одни младшие школьники всегда активны и с удовольствием выполняют любое задание учителя, а другие - скованны и равнодушны к учению?
- Можно ли так организовать процесс обучения, чтобы у всех детей была высокая мотивация и интерес к учению?
Познавательная активность – это избирательная направленность, включающая в себя мотивационный, содержательно - деятельностный и эмоционально-оценочный компонент, возникающая при включении младших школьников в лично значимую для них деятельность.
Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
В настоящее время главной задачей учителя начальной школы является:
- развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций;
- формирование умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
- оказание помощи учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- создание условия для развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
- содействие развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку;
- способствование достижению успеха, развитие уверенности в своих силах.
Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает,
20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Современный мир характеризуется быстрыми, сравнительно резкими изменениями в общественной жизни. Одной из ключевых ценностей становится творческое, нешаблонное поведение, характеризующееся оригинальным решением поставленных задач, быстрой адаптацией к условиям постоянно изменяющегося мира и появлению новых технологий, орудий труда.
Методы, используемые в работе:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- поисковый;
- использование исследовательских и проектных методов, организации самостоятельной познавательной деятельности уч-ся;
Формы работы:
- фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
Средствадеятельности:
- словари и энциклопедии;
-технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
- раздаточный и дидактический материал;
- печатные пособия;
- презентации.
Пути формирования:
- на разных этапах урока;
- посещение учащимися индивидуальных занятий;
- самообразовательная деятельность.
Технологии:
- игровые;
- инновационные;
- мультимедийные;
- дифференцированный подход к обучению с использованием групповой, индивидуальной и парной форм работы.
III. Практическая работа
Изучение всех предметов в школе тесно связано со знанием языка, на котором ведется преподавание. Поэтому возникает проблема формирования интереса к изучению русского языка.
Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.
Кроссворды
В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младших школьников игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Игра может быть проведена на любом этапе урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы, в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей. Она используется также на уроках разного типа.
Творческие задания /индивидуальная работа/
Игры
Ролевая игра «Вызываем службу 104» /Работа в группах/
Составьте любой сюжет, героями которого будут «потерпевший» и «оператор службы спасения», и покажите классу мини-сюжет.
В стране «Мультляндии». Вспомните и запишите названия сказок, в которых упоминается еда или сказочные герои связаны с кулинарией. /Работа в парах/
Игра «Не ошибись» /работа в группах/
Все мы любим сказки. Сказочные персонажи тоже не сидят без дела. Они имеют определённые трудовые навыки или задействованы в
какой – либо профессиональной деятельности. Необходимо вспомнить, какими профессиональными навыками обладали следующие сказочные персонажи.
1.Дед из сказки о золотой рыбке? (Рыбак). 2. Бабка из сказки о колобке? (Занималась хлебопечением, была знакома с кондитерским делом) 3. Настенька из сказки «Морозко»? (Прядением, вязанием).
4. Марья-искусница? (Владела секретами рукоделия: шила, прекрасно вышивала, ткала ковры). 5. Трубадур из «Бременских музыкантов»? (Музыкант и певец). 6. Житель деревни Простоквашино – Печкин? (Почтальон).
7. Хозяин огнива? (Отставной солдат). 8. Мальвина, Пьеро и Арлекино? (Артисты кукольного театра). 9. Карабас-Барабас? (Режиссёр-постановщик). 10. Дуремар? (Аптечный работник). 11. Мэри Поппинс? (Няня). 12. Чебурашка и его друзья? (Строители). 13. Крот из сказки «Дюймовочка»? (Бухгалтер). 14. Айболит? (Ветеринар).
15.Кот Матроскин? (Предприниматель).
16.Баба-Яга? (Пилот).
- Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу показать вам, как можно использовать конфетные фантики на уроке русского языка. Детям дается задание принести конфетные фантики на урок. Вместе с детьми выбираем названия конфет с орфограммами. Эта работа помогает повторить изученные орфограммы. Затем идет работа над этими словами.
План работы:
- перепиши название конфеты в тетрадь;
- выдели орфограмму в слове,
- разбери слово по составу;
- подбери однокоренные слова;
- подобрать слова на такую орфограмму;
- составь с данным словом (словосочетанием) предложение;
- подчеркните главные члены предложения.
-Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вам самим поучаствовать в такой работе в роли учеников.
Такой необычный вид деятельности вызывает интерес у учащихся, формирует внимательность к слову.
Ребята не только приносили любые фантики, а именно целенаправленно искали слова на изученные правила.
IV. Итог занятия
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важной предпосылкой которой является интерес. Познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Для развития познавательных интересов необходимо предоставить ребенку самостоятельность для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования, наблюдения…
Средства деятельности:
Пути формирования:
Технологии:
Тест-контроль
V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА
У вас два лучика: красный и жёлтый.Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – прикрепите лучик желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – красный лучик. Получилось солнышко.
Вот и получилось у нас с вами доброе, ласковое, приветливое солнышко. Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!