kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описывется работа над исследовательским проектом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».»

Пояснительная записка


«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

Но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами»

Немецкий философ Лессинг


По требованию ФГОС нового поколения полученные знания не должны быть мертвым грузом. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Эту проблему в школе мы решаем, через организацию исследовательской деятельности.

Организуя исследовательскую деятельность учащихся, мы придерживаемся того, что работа по развитию исследовательских умений детей может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. С целью формирования исследовательских умений детей чаще используем материал уроков окружающего мира, литературного чтения, трудового обучения. Используем исследовательские методы в преподавании отдельных тем в рамках уроков русского языка и математики. Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Организуя исследовательскую деятельность мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаем для детей условия, способствующие развитию исследовательской работы.

Наблюдения проводимые за учащимися в ходе работы, показали, что вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, умений и навыков работы с различными источниками информации. У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.

Исследовательская деятельность ребенка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.


Цель: обучение участников мастер-класса построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности учащихся.


Задачи:

- познакомить участников мастер – класса с разнообразными формами и методами приобщения обучающихся к исследовательской деятельности;

- поддержать интерес участников мастер – класса к исследовательской деятельности, пополнение их творческого опыта.

- формировать ситуацию успеха, установление контакта между педагогом и участниками мастер – класса.


Планируемый результат:

  1. научатся формулировать исследовательские вопросы;

  2. усвоят основные этапы методики исследования;

  3. представлять результаты работы в разных формах.


Аудитория: данный мастер-класс был проведён с учителями начальных классов Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Покровская начальная общеобразовательная школа Октябрьского района» на
методическом объединении на тему "Исследовательская деятельность, как средство развития универсальных учебных действий младших школьников".

Условия проведения: условием для проведения явилось анализ результатов анкетирования, проведённого с педагогами, после тематической проверки по теме «Работа по развитию исследовательских умений младших школьников».


Оборудование: доска, магниты (20 штук), раздаточный и наглядно-иллюстративный материал, мультимедийная установка, карандаши, клей, ножницы, стикиры, маркёры, листы формата А – 4, А -3 для индивидуальной работы, презентация к занятию, конверты с раздаточным материалом, листы ватмана с изображениями.


Мастерская учителя.

Мастер класс по теме:

«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров.

Программа мастер-класса.


Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент, включающий:

Цель (для мастера): создать условия для положительного настроя слушателей;

Мотивировать участников к продуктивной деятельности; познакомить с актуальностью данного опыта.






Цель (для участников):

получить положительный настрой и подготовиться к плодотворной деятельности.

Приветствие. Положительный настрой на деятельность.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте поговорим!

- Поговорим?

- О чём?

- О важном и о прочем:

- О том, что хорошо и хорошо не очень

- О чём-то знаете Вы,

- Про что-то нам известно.

- Давайте поговорим,

- Надеемся, будет интересно.

Перед началом работы участники мастер-класса получают маленькие цветочки разного цвета , таким образом, происходит деление на три творческие группы для практической работы.

Тема нашего сегодняшнего разговора «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников».


Психолого-педагогический тренинг.

Хочется начать наш разговор с вопроса: «Что является отличительной особенностью Стандарта второго поколения?

- Перед Вами лежат разноцветные цветы, запишите на них свои ассоциации (по частям речи, 1 группа – существительные, 2 группа – прилагательные, 3 группа – глаголы) касающиеся стандартов второго поколения.

(учителя пишут на цветах свои ассоциации и вывешивают на доску, каждый на свою поляну, комментируют).

Мы согласны с Вами, в стандартах второго поколения наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные результаты. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются УУД.


Организация практической деятельности:

- А что Вы понимаете под УУД?

- Совершенно верно, это система действий самого ребёнка, которая способствует к его развитию и самосовершенствованию.

- Так каким же должен быть ученик начальной школы в соответствии с требованиям ФГОС?

- Перед Вами портреты выпускников начальной школы, но к сожалению, они безликие, и в конце нашей встречи мы попробуем с Вами наполнить эти портреты жизнью.

- Как же органично встроить УУД в образовательный процесс? Чтобы ответить на этот вопрос нам с Вами надо выполнить практическую работу.


Практическая работа №1.

Коллеги! Вам предложены для рассмотрения следующие виды заданий, которые помогут сформировать у учащихся УУД.

(работают на больших цветах, состоящих из частей)

1 группа – выбирает познавательные УД.

2 группа – выбирает регулятивные УД.

3 группа – выбирает коммуникативные УД.

Каждая группа представляет свои варианты ответов (составляя цветок на доске, получается 3 цветка).

- Посмотрите, какой букет мы составили. Цветы – это наши дети. А дети рождаются на свет как чистые листы бумаги, на которых следует написать путём воспитания, какими они должны стать.

- И наша задача «Научить учиться!» посредством развития УУД.

Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются. Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования является включение младших школьников в активную познавательную, исследовательскую деятельность.

(скрепляем цветы лентой с надписью «Исследовательская деятельность».)


2



























































































































Теоретическая часть.

Презентация опыта.

Цель (для мастера):

Познакомить участников мастер-класса с задачами педагогической деятельности; с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности; рассказать о наиболее удачных формах, методах и приёмах.

Цель (для участников):

познакомиться и увидеть эффективность приёмов, методов, форм работы для развития исследовательской деятельности младших школьников, систематизировать материал.































































































Уже не первый год исследовательская деятельность является одним из направлений в работе нашей школы.

- Взяв за основу методику Савенкова А.И., мы внесли некоторые коррективы и придерживаемся следующих этапов. При этом обращаем ваше внимание на ряд трудностей, которые могут возникнуть при организации и проведении исследовательской деятельности учеников начальной школы.

Деятельность педагога и учащихся на каждом этапе работы над проектом представляем следующей таблицей:


Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1этап: инициирующий

Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи.

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап:

основополагающий

Предлагает организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность. Знакомит с различными формами презентации результатов.

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.

3 этап:

прагматический

Консультирует, ненавязчиво контролирует, репетирует презентацию результатов.

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, добывают недостающие знания, готовят презентацию результатов.

4 этап:

заключительный

Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат.

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности.

5 этап:

итоговый

Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.

Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.



I этап - инициирующийНа этом этапе очень важно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка.

II этап – основополагающий

Цель этапа: умело поделить класс на группы по 4-5 человек. Определить лидеров групп. Правильно спланировать поисково-исследовательские операции.

III этап – прагматический

На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.

IV этап – заключительный

Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё мнение, анализе полученной информации, в обобщении, выделении главного, исключении второстепенного.


VI этап – итоговый

На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён результатами своей работы.


Невозможно с 1 класса организовать самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка в полной мере, поэтому мы выделила три уровня сложности:

  • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику (1 класс);

  • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы её решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно (середина 2 класса, 3 класс);

  • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути её решения и находят само решение (4 класс).

Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий.

При организации исследования школьников на уроках и во внеурочной деятельности мы используем современные образовательные технологии, включая в них наиболее эффективные формы урока, на которых пользуемся различными педагогическими приёмами на различных этапах урочной и внеурочной деятельности для реализации формирования исследовательских компетенций.

Это приём «Ассоциация», «Кластер», «Синквэйн» и другие (некоторые можно раскрыть).


Результаты работы:

За 3 года учащимися нашей школы были подготовлены к защите более 150 проектов на различные темы.

Ежегодно 96 % учеников нашей школы принимают участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» проводимым Издательским домом «Первое сентября» г. Москвы.

Одним из вариантов показателей эффективности исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах различного уровня.

Как мы успели заметить, данная технология не теряет своей значимости в условиях стандарта нового поколения, а наоборот приобретает ещё большую актуальность.

Считаем, что учитель сам, прежде всего, должен быть исследователем. Поэтому учителя нашей школы активно участвуют в различных педагогических конкурсах, семинарах, конференциях (очно и заочно), повышают свою квалификацию через различные курсы.




3

Практическая часть.

Имитационная игра.

Цель (для мастера):

Мотивировать участников на плодотворную работу.

Цель (для участников):

Активно включиться в процесс практической работы.

А сейчас мы предлагаем Вам немного потрудиться и поработать в группах. Согласны?


Практическая работа № 2.

1 группа – в соответствии с этапами исследовательской деятельности подготовит проект на тему: «Здоровое питание – здоровая нация» и выделит группу тех УУД, которые формируются у учащихся в процессе работы над проектом. Опираясь на методику доктора педагогических наук Савенкова А.И.

2 группа - в соответствии с этапами исследовательской деятельности подготовит проект на тему: «Твоя одежда» и выделит группу тех УУД, которые формируются у учащихся в процессе работы над проектом. Опираясь на методику доктора педагогических наук Савенкова А.И.

3 группа - в соответствии с этапами исследовательской деятельности подготовит проект на тему: «Путешествие в страну Словарей» и выделит группу тех УУД, которые формируются у учащихся в процессе работы над проектом. Опираясь на методику доктора педагогических наук Савенкова А.И.

Защита.

(,1, 2 и 3 группы представляют свои проекты и акцентируют внимание на том, какие УУД можно формировать при проведении исследовательской работы)


4

Рефлексия.

Цель: проанализировать данное занятие

- Коллеги, какие же качества личности, по-вашему, являются важными для того, чтобы ребёнок в начальной школе был успешным, хотел и умел учиться?

(Ответы учителей) - Обобщая ваши ответы, вернёмся к портрету выпускника начальной школы.

Коллеги, посмотрите, как его определяет Стандарт нового поколения. Выпускник начальной школы должен любить свой народ, свой край, свою Родину, уважать и принимать ценности семьи, быть любознательным, активным, готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. А будет ли он таким, зависит, прежде всего, от Учителя, от нас с вами!!!!!!

- Но при этом, какие бы изменения не проводились в системе образования, самое главное, чтобы они не навредили ребёнку.

(изменить портрет учеников).

5

Подведение итогов.

- Наш мастер-класс состоялся!

- Нам хочется услышать ваше мнение о нашей совместной работе. Продолжите фразу…

- «Я узнала, что….»

- «Мне было ….»

- «Я была не согласна …..»

- «В своей работе я ……..»

- «Сегодня для меня было новым, то что ….».

(участники мастер-класса получают памятные сувениры).

- Спасибо за внимание.




Список литературы

  1. Бойкова И.Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 11. С. 37-40

  1. 6. Вестник образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, № 3, 2009, Изд-во «Просвещение»

  2. 8. Воронцов А.Б. Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе. // Начальная школа. Всё для учителя! 2012. №3. С. 6-7

  3. 15. Долян Е.И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития. // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 11. С. 33-37.

  4. 24. Козина Е.В. Организация тематического обучения и проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. 2012. № 1. С. 42-49

  5. 25. Костюкова А.А. Методический инструментарий по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа. Всё для учителя! 2012. № 3. С. 8-13

  6. 29. Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под общей редакцией А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 112-116

  7. 37. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. // М., Ось-89, 2006. 218 с.

  8. 38. Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. // Волгоград : Учитель, 2009. 138 с.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сурикова Альбина Викторовна

Дата: 24.03.2019

Номер свидетельства: 504328

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства