"Лучше добрым на свете жить, злого в мире и так довольно"
"Лучше добрым на свете жить, злого в мире и так довольно"
Цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, милосердия, сострадания и их значимости в системе человеческих отношений и побудить их к этому.
Любой человек раним, любой нуждается в уважении и внимании. И мы не можем ни за что ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану. Это относится и к детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Лучше добрым на свете жить, злого в мире и так довольно"»
Родительское собрание.
Тема: «Лучше добрым на свете жить, злого в мире и так
довольно»
Цель:показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, милосердия, сострадания и их значимости в системе человеческих отношений и побудить их к этому.
Формируемые УУД: познавательные – самостоятельно формировать познавательные цели, владеть навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и другими родителями необходимые действия; оценивать свою работу на уроке;
личностные – формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера.
Оборудование: стихи о доброте, сочинения детей на тему «Что значит быть добрым», песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», цитаты известных учёных, памятки с заповедями, компьютер.
Ход собрания.
1.Организационный момент.
Звучит спокойная музыка. Родители рассаживаются группами за столы.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Добрый вечер уважаемые родители! У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минутку, улыбнитесь от души, расслабьтесь и скажите мысленно: «Мне хорошо! Мне хорошо!» (в это время звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – доброта. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова М.Пришвина: «Всё хорошее в природе- от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека».
Итак, разговор сегодня будет о доброте. Обсудим в группах такие вопросы: 1. Что такое доброта? 2.Что значит « добрый» человек? 3.Как воспитывать доброту?
3. Работа со словарём.
Вот так объясняет понятие «доброта» толковый словарь С. Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
- А теперь послушайте, как понимают доброту наши дети.(зачитать сочинения)
Дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда , к сожалению, их поступки бывают добрыми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.
4.Работа в группах.
-А как вы думаете, что значат слова: доброта, добрый и добренький человек?
(обсуждение и высказывание мнений)
-Как вы понимаете слова «Добро должно быть с кулаками»?
5.Чтение стихотворения о доброте.
Стихи М. Лисянского «Добрые слова», С. Куняева «Добро должно быть с кулаками»
- Итак, «добро должно быть с кулаками». Другими словамиэто можно сказать так: добро должно быть деятельным, сильным. Доброта – это признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
- А как вы понимаете смысл пословицы: « За добро добром платят» (обсуждение в группах, высказывание мнений).
- Действительно, за добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же.
- Я бы эти стихи повесила во всех поликлиниках, во всех школах и в каждом доме – ведь каждый из нас по-своему « болен», и каждому из нас нельзя «ни капли холодного, острого, злого».
- А теперь разрешите задать вам такой вопрос: «Допускаете ли вы, что близкого, дорогого вам человека когда-то можно ударить? Оттолкнуть? Уколоть? Дать пинок? Треснуть головой об стенку? Размазать мордой об стол? Конечно, не физически, а морально, т.е. взглядом, словами, интонацией, ... Большинство интеллигентных людей считает, что это вполне допустимо, по крайней мере, сами они допускают себе это.
- Ведь не ударил же, а только сказал! И не особо задумываясь, мы можем близкого (тем более далёкого) человека когда-то задеть(морально), задавить(психологически),уничтожить(нравственно), испепелить взглядом, терзать молчанием, мучить неопределённостью, растоптать прямой речью, расстрелять эпитетами, и при этом вовсе не считать себя палачом. Ведь не физически, а морально. Мы прекрасно знаем, что это не менее больно, а, скорее, даже больнее. Но это-то нас и устраивает, мы хотим уколоть побольнее. И когда я слышу: «Убить тебя мало!» - я верю, что это не просто метафора: всё это и делается.
-Посмотрите таким взглядом на свою семью: какие картинки проявятся...
-Что такое ругань, как необыденный мордобой?
-Вы участвуете в этом мордобое? (обсуждение, выводы)
7. Открытие нового знания, как хорошо забытого старого.
- Об образовании, воспитании, о будущей профессии детей мы заботимся. Записываем их в секции, водим в музыкальные и художественные школы, учим языки, покупаем редкие книги. А о самом главном – о воспитании уважения, любви к людям забываем. А между тем этому надо учить. С самого рождения, без перерыва на каникулы. Ваши выросшие дети не будут счастливы в жизни, если с малолетства вы не научили их азбуке любви: внимательному, уважительному отношению к другим людям. Очень важно, чтобы ребёнок умел любить других людей, жалеть и чувствовать их, помогать им. Ребёнок с малолетства должен знать, что любовь – к матери, к бабушке, к другу, к девочке из соседнего подъезда – это прежде всего готовность отдавать, готовность жертвовать.
Удивительно устроен мир: беззаветно и безоглядно люди любят тех, в кого вложили больше всего труда души. И маму особенно любят те дети, которые с младенчества привыкли заботиться о ней, помогать, которые несли из детского сада конфету, выданную на полдник. Учите детей отдавать и жертвовать, без этой науки ни они, ни вы не будете счастливы.
В любом классе собираются разные ребята: тихие и отчаянные, робкие и задиристые, скуповатые и сверхщедрые, задумчивые и весёлые. Среди них есть и злые, нечестные, жадные.
Как правило, каждый из нас, родителей, уверен, что его ребёнок к этим «плохим детям» никакого отношения не имеет. Но, к сожалению, часто оказывается, что и наши дети отнюдь не ангелы.
Кто-то драчлив, причём особенно агрессивен при этом. Почему? Другой – скуп и прижимист. Третий стащил у другого мальчика ручку. Любым из них, в любой момент может оказаться ваш ребёнок.
Каждая такая история для нас, как ледяной душ на голову. Но не впадайте в отчаяние и панику. Давайте же будем считать, что это наказание нам свыше за грех высокомерия по отношению к чужим, не нашим детям. Всего лишь наказание – не смертельное, не безнадёжное. Наоборот, очень даже полезное. Такие истории заставляют нас чуточку иначе взглянуть на собственных детей и понять, что они ничем не лучше и не хуже других. Все дети на свете – всего лишь дети: не ангелы, не злодеи, не книжные пай-мальчики , но и не малолетние преступники.
8. Работа с CD.(просмотр презентации)
9. Рефлексия.
Каждый из нас хочет воспитать ребёнка умным, честным, отзывчивым и благодарным человеком. Мы очень огорчаемся, когда наш ребёнок не оправдывает наши надежды, виним его в этом.
А давайте проанализируем свои действия. Всегда ли мы следуем заповедям воспитания.
Заповеди воспитания.
(у каждого на столе заповеди воспитания)
-Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон – вот залог успеха;
- Ясно определи для себя, что ты хочешь от ребёнка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу;
-Предоставь возможность ему самостоятельно действовать. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими;
-Не подсказывай готового решения, а подсказывай возможные пути к нему;
-Не пропусти момента, когда ребёнок достиг первого успеха;
-Оценивай поступок, а не личность.
10. Подведение итогов.
Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто-то из близких, -это и будет проявлением доброты.
Любой человек раним, любой нуждается в уважении и внимании. И мы не можем ни за что ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану. Это относится и к детям.