Просмотр содержимого документа
«Литературный праздник, посвященный творчеству Корнея Ивановича Чуковского»
Учитель: Заборовская Т.А.
МБОУ СОШ№23
п.Могзон
Забайкальского края
Литературный праздник, посвящённый творчеству К. И. Чуковского.
Оборудование: компьютерная презентация, выставка книг К. И. Чуковского, выставка рисунков и иллюстраций, портрет Чуковского, диск со сказками Чуковского, рисунок дерева и карточки со словами « поэт», « сказочник», «прозаик», « переводчик», «литературовед».
Цели: познакомить учащихся с творчеством К. И. Чуковского, Расширить представление учащихся о различных литературных жанрах на примере творчества Чуковского, продолжить работу над сценическим творчеством, развивать интерес к художественной литературе.
Ход праздника.
1. а) Учитель:
-Сегодня у нас необычный праздник. Он немного волшебный. Ведь волшебники встречаются не только в сказках и на рисунках. Они рядом с нами, только их нелегко узнать. Но одного волшебника мы знаем.
-Этот добрый волшебник – известный детский писатель Корней Иванович Чуковский.
( презентация)
б) ( портрет Чуковского)
-Посмотрите на портрет этого замечательного человека, вглядитесь в его лицо. Как вы думаете, что общего в его голосе и его внешности? (доброта)
- Его всегда любили дети и карикатуристы. Дети за то, что он говорил на понятном им языке, а карикатуристы, те, кто создаёт дружеские шаржи, т.е. смешные рисунки, за его внешность. Полные румяные щёки, над ними большой любопытный нос, щёточка усов, смеющиеся светлые глаза, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, А кроме этого, очень высокий рост, длинные руки и удивительно лёгкая походка. Очень стремительная,
почти полубег. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
в) - Послушайте одно из произведений Чуковского.
( звучит запись стихотворения « Чудо- дерево»)
- Чем замечательны плоды этого дерева? (каждый берёт то, что ему нужно)
г) – И мы сегодня вырастим своё чудо- дерево, а его плодами будут литературные труды Чуковского.
(иллюстрация дерева)
д) - В каком жанре написано произведение « Чудо- дерево»? (стихотворение)
- Значит, кем был корней Чуковский? (поэт) - вывешивается на дерево табличка
- С ранних лет стихи его приносят нам огромную радость. Не только вы, но и ваши родители, даже бабушки и дедушки не представляют своего детства без его героев. Стихи Чуковского звучат великолепно, они развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Известный актёр Ираклий Андроников так писал о Чуковском:
( презентация «Слова Андроникова»)
- Послушайте ещё некоторые из стихотворений Чуковского.
(чтение стихов: «Головастики» - Ерошкина Ксения,
« Поросёнок» - Калашникова Марина,
« Федотка» - Хохрякова Вероника.)
е)- Корней Иванович отличался большим трудолюбием. « Всегда, - писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».
( чтение и отгадывание загадок)
Чудесный дом. Был белый дом, чудесный дом,
И что- то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.
Чудесная пещера. Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью этим зверям отдаю.
Чудесные кони. Два коня у меня,
Два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная.
Чудесный паровоз. Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл!
Зубастая загадка. Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Берегись! Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
2.а) – Но Чуковский был не только поэтом. Рассмотрите иллюстрации и скажите, к каким произведениям эти картины?
( на доске иллюстрации и рисунки ребят)
- А это что за жанр? Значит, Чуковский ещё был и сказочник?
( на дерево вывешивается табличка «сказочник»)
-Сказочником Чуковский стал случайно. Вот как он вспоминает об этом.
« Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!
Так на свет родился «Мойдодыр»
.
( презентация « Мойдодыр»)
Стихи эти очень музыкальны. Сейчас мы послушаем оперу «Мойдодыр» композитора Ю.Левитана. Опера – это музыкальное произведение, где все поют.
Вначале звучит увертюра ( слово на доске) – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный, солнечный марш: « Рано утром, на рассвете умываются мышата». Входит неряшливый мальчик и музыка меняется, становится тревожной. Далее звучит ария « Умывальника». Он гневно кричит на грязнулю. Появляется Крокодил. Он недоволен грязнулей и громовым голосом кричит: « Уходи-ка ты домой…» Сцена умывания быстрая, оживлённая. Музыка светлеет.Мальчик полон радости: все вещи к нему возвращаются. Финал оперы звучит, как гимн воде.
б) ( слушание оперы)
в) - И второй случай, который натолкнул Чуковского стать сказочником. Заболел маленький сынишка. Корней Иванович вёз мальчика на поезде. Ночью мальчик капризничал, стонал, плакал.
Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
- Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы его отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он её запомнил слово в слово.
-И вообще, это животное чуть ли не самое любимое у Чуковского. Где мы его встречаем?
- Стихи Чуковского очень весёлые, радостные. Вот как он вспоминал о написании ещё одного бессмертного произведения «Мухи Цокотухи».
(презентация «Муха- Цокотуха»)
-« У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.
Один такой день я особенно помню- 29 августа 1923года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру и, схватив клочок бумаги, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал на этой свадьбе женихом.
г) ( инсценирование сказки « Муха – Цокотуха»)
3. Игра.
- У меня в мешке находятся вещи. Их кто- то потерял. Кто из вас, ребята, поможет найти их владельцев? И зачитайте строчки с названием этой вещи.
а) термометр
б) воздушный шарик;
в) блюдце;
г) калоша;
е) телефон;
д) – А теперь давайте представим себя на месте актёров, озвучивающих фильмы. А фильм наш называется « Телефон».
( компьютерная презентация, озвучивание )
4. Физминутка «Бабочка» (презентация)
5. – Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать –
И потухло.
- А это что за сказка? (презентация «Путаница»)
6. – А о какой очень известной сказке мы ещё не упомянули?
( презентация « Федорино горе»)
- Кто помнит отрывок из этой сказки?
е) – Где находится волшебная страна Лимпопо?
(презентация « Айболит»)
- А написание этого произведения вообще произошло на Кавказе, во время купания в море.
Чуковский заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у него сами собой сложились стихи:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну
Что станет с ними, с больными,
С моими зверями лесными?
Он побежал по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной пачке, валявшейся тут же, у самой волны. Он сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у этой сказки ещё не было.
Но эта сказка у Чуковского есть и в прозе. А когда вы подрастёте, вы прочитаете интереснейшую повесть « Серебряный герб» и книгу о русском языке « Живой, как жизнь». Значит, Чуковский был и прозаиком.
( на дерево вывешивается табличка « прозаик»)
7.- Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского,
познакомимся с его воспоминаниями о писателе Борисе Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским – переводчиком.
( на дерево вывешивается табличка « переводчик»)
(презентация переведённых произведений)
Он перевёл с английского языка « Приключения барона Мюнхаузена», « Приключения Робинзоно Крузо», « Приключения Тома Сойера», « Приключения Гекльберри Финна», «Приключения маленького оборвыша», « Принц и нищий», « Рикки- Тики- Тави»и др.
Кроме этих известнейших произведений Корней Чуковский перевёл с английского много песенок. Послушайте некоторые из них.
( презентация английских песенок)
( слушание стихов: « Барабек» - Чайкина Валерия,
« Храбрецы» - Горковенко Ксения,
« Скрюченная песенка» - Пажитнова Дарья.)
6. - В русской литературе Чуковский известен и как исследователь.
( на дерево вывешивается табличка « исследователь»)
- Но исследователь он был необычный. Он наблюдал детские ляпсусы и парадоксы. Он повсюду ходил с блокнотом и ручкой и записывал для себя эти детские небылицы и нелепицы. Некоторые мы сегодня услышим, потому что они изданы в книге « От 2 до 5».
- Когда Ляле было 2,5 года, её спросил какой-то незнакомец:
-Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она величаво ответила:
- Я мамина и больше никавойная.
Однажды мы гуляли по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход.