Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина «Мир сказок – самый удивительный и чудесный на свете»»
Литературная викторина для детей начальной школы:
«Мир сказок – самый удивительный и чудесный на свете»
Цель: -развивать познавательный интерес к сказкам А.С.Пушкина. Задачи: Образовательные: -обобщить и расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина; -в игровой форме повторить и закрепить у детей знания сказок А. С. Пушкина; Развивающие: -развивать у детей умения узнавать сказки и их героев, слуховое внимание, ассоциативную память, творческое воображение; -расширить кругозор детей. Воспитательные: -воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству. Оборудование: портрет А.С.Пушкина, , иллюстрации, выставка книг. Ход викторины: Звучит песня «Сказки гуляют по свету» Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята ! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок, великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина . (Показ портрета).
А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. Его воспитывала няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо разделиться на две команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Наша викторина будет состоять из пяти конкурсов.Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него могут ответить другая команда. За каждый правильный ответ вы получаете звездочку. В конце викторины мы посчитаем звездочки, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Александра Сергеевича Пушкина и достойна приза. -Итак, мы начинаем нашу викторину. Первый конкурс «Разминка».
Вопросы первой команде: 1. Исполнительница всех желаний в сказке А. С. Пушкина? (золотая рыбка) 2. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю? (бочка) 3. Любимый предмет злой мачехи, на который она разозлилась. (зеркальце) 4. Птица, которая была посажена на спицу для охраны границы. (петушок) 5. Лесной зверь, живший в хрустальном дворце? (белка) 6. Как звали девушку, в облике которой было что - то необычное, но что ее не портило? (царевна - лебедь) 7. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке? (простофиля) 8. Сколько раз ходил старик к морю? (5) 9. От чего поп прыгнул до потолка? (от щелчка) Вопросы второй команде: 1.Где находилось княжество Гвидона? (на острове Буяне) 2.Насекомое, которое стало орудием мести в сказке Пушкина? (комар, муха) 3.Когда родился князь Гвидон? (на исходе сентября) 4.Кем были тетки Гвидона? (ткачиха и повариха) 5.Какую песню пела белка? («Во саду ли в огороде») 6.Кто вел строгий счет орехам? (дьяк) 7.Из чего лили монеты в княжестве Гвидона? ( из скорлупы) 8.Сколько братьев у царевны - Лебеди? (33) 9.Как звали Сватью? (Бабариха) Второй конкурс «Узнай героя по его описанию» Ведущий: Сейчас я буду говорить слова , а вы должны отгадать, про кого говорится и в какой сказке. 1.Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла…(Царица-мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
2. В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки…(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. С молоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел…(Царь Дадон, «Сказка о золотом петушке»)
4. Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых, До светла все у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит…(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Третий конкурс «Загадочный»
Ведущий: Отгадайте загадку и назовите сказку, персонажем которой и является эта отгадка. Вопросы для первой команды: 1.Кому страшен червячок, Что посажен на крючок? ( Рыбке« Сказка о золотой рыбке»). 2.Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу». ( Петушок « Сказка о золотом петушке»). 3.Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверёк живёт в тревоге, От беды уносит ноги. ( Заяц. « Сказка о попе и его работнике Балде»). 4.Зверька узнаем мы с тобой По двум простым приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом. ( Белка. « Сказка о царе Салтане»). Вопросы для второй команды: 1.Чуть опасность затаится Верный страж на тонкой спице Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся. ( Петушок «Сказка о Золотом петушке» 2.Рыбка непростая Чешуей сверкает. Плавает, ныряет. Желанья исполняет. ( Золотая рыбка) 3.Звездочёт царю Дадону Петушка поднёс с поклоном... -Отвечай-ка, милый друг, Что потом стерёг петух? ( Город, царство) 4.Князь Гвидон по океану Трижды плыл к царю Салтану. Незамеченным добрался. А в кого он превращался? ( Шмель, муха, комар) Четвертый конкурс "Из одной ли мы сказки?"
Ведущий: Я задаю вопрос,а вы должны будете определить из одной сказки герои или нет. 1.Царь Дадон и шамаханская царица? (Да) 2.Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет) 3.Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да) 4.Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет) 5.Попадья и золотая рыбка? (Нет) 6.Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да) 7. Золотая рыбка и Золотой петушок. ( Нет) 8.Царевна Лебедь и доктор Айболит. (Нет) Пятый конкурс «Доскажи словечко».
Ведущий:Я начинаю сказку,а вы ее должны будете продолжить. 1.Жил старик со своею …(старухою) У самого синего …(моря) Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три …(года) 2.Белка песенки …(поет) Да орешки всё …(грызет) Да орешки не простые, Всё скорлупки …(золотые) 3.Пошёл старик к синему …,(морю) Стал он кликать золотую …(рыбку) Приплыла к нему …, спросила:(рыбка) «Чего тебе надобно, старче?» 4.У лукоморья … (дуб)зелёный; Златая … (цепь) на дубе том; И днём, и ночью … (кот)учёный Всё ходит по цепи кругом. 5.Ветер на море …(гуляет) И кораблик подгоняет; Он бежит себе в …(волнах) На раздутых …(парусах) 6.Я сегодня поймал было …(рыбку) Золотую рыбку, не простую; По – нашему говорила …(рыбка) Домой в …(море) синее просилась. Подведение итогов. Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Давайте подсчитаем, сколько звездочек набрала каждая команда (подсчет звездочек). Команды набрали примерно равное количество жетонов, а это значит, что победила дружба! Значит, всем вам полагается сладкий приз. -Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей) -Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей) И мне понравилось проводить эту викторину для вас. Вы молодцы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиями. - А закончить нашу викторину я хочу стихотворением Николая Алифиренко. Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода.