Литературная гостиная " В гостях у дедушки Крылова"
Литературная гостиная " В гостях у дедушки Крылова"
В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как в и былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.
Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня – метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных людских пороках. Положительная направленность того или иного осуждения всегда присутствует в басне при правильно организованной классной работе хорошо осознаётся школьниками.
От других видов художественных произведений басня отличается тремя признаками : аллегоричность , наличием в ней морали и особым типом её чтения.
Особенная ценность басни для школьника не аллегория и мораль, а прежде всего её «живопись», художественные образы. И только И.А.Крылову удалось поднять басню на ступень высоко художественных произведений. Недаром его басни называются « маленькими комедийками». Его басенные персонажи метко охарактеризованы одной-двумя чертами. Они доступны детскому пониманию. Язык басен живописен. Использована колоритная народная речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная " В гостях у дедушки Крылова" »
Литературная гостиная
« В гостях у дедушки Крылова »
3- Б класс
Учитель начальных классов Толмачёва Ольга Николаевна
Цели:
1) познакомить с биографией и творчеством И.А. Крылова, расширить представления детей о басне, обогащать словарный запас;
2) воспитывать любовь к чтению;
3) развивать мышление, речь, память.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации басен, кроссворд, костюмы для инсценировки.
1. Вступительное слово
Из глубокой древности дошли до нас короткие рассказы, часто смешные и обязательно содержащие какое-либо поучение, совет или насмешку над дурными поступками.
Давно, 2,5 тысячи лет назад, жил в Древней Греции раб по имени Эзоп. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни, открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намеками.
Басни Эзопа дошли до нас в прозаическом изложении, позднее этим басням придали стихотворную форму: Барбий – в Греции, Лафонтен – во Франции, Лессинг – в Германии.
В России басня стала распространяться уже с середины 18 века. Кто же в России считался великим баснописцем? О ком Гоголь сказал: «Поэт и мудрец слились в нем воедино»? Кто же это такой?
2. Рассказ о И.А. Крылове
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крыловские крылатые слова.
- А что вы знаете о Крылове?
1 ученик. Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тога жила в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.
2 ученик. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни драгоценностей, только сундучок с книгами. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца.
3 ученик. Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, этим восполняя недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.
4 ученик. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, которые были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати, когда писателю было 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Людей удивляло странное имя, которым басни были подписаны: «Нави Волырк».
5 ученик. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными, остроумными выражениями. Басни заучивали наизусть, пересказывали друг другу и генералы, и купцы, и бедняки, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потом что в этих баснях всем есть урок, все видят себя как в зеркале.
- А теперь давайте вспомним некоторые басни И. Крылова, и, может быть, вы засмеетесь, а, может быть, загрустите и задумаетесь.
3. Инсценировка басен
1. «Ворона и Лисица».
2. «Стрекоза и Муравей».
4. Конкурс знатоков
А)- Кто сказал эти слова?
«Голубушка, как хороша!
Ну, что за шейка, что за глазки!» (Лисица)
«Все про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них». (Мартышка)
«Не оставь меня, кум милый,
Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза)
«Погодите! Как музыке идти!
Ведь вы не так сидите!» (Мартышка)
«Смотри-ка, кум милый мой!
Что там за рожа?» (Обезьяна)
«Соседка, перестань срамиться,
Тебе ли со Слоном возиться?» (Шавка)
«Соседка, слышала ль ты добрую молву?
Ведь Кошка, говорят, попалась в лапы Льву?» (Крыса)
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» (Кукушка)
«Неблагодарная!
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут!» (Дуб)
«Смотрите, говорит, средь бела дня попался…» (Голубь)
Б) Басня-путаница
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался.
На тысячу ладов тянул, переливался,
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и драться.
Что там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа!
Мартышка тут с досады и печали
О камень так хватила их, что только брызги засверкали!