Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Дети войны"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 4 города Данкова Липецкой области
Составила - Балашова Маргарита Валентиновна- учитель начальных классов МБОУ лицей № 4 г. Данкова
Данков
2016
Тема занятия: Дети войны
Цели занятия : расширить знания учащихся об участии детей и подростков в Великой Отечественной войне, их мужестве, стойкости, героизме.
Задачи:
расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за свою Родину и её героев. уважение к славным страницам прошлого; воспитывать на примере детей войны любовь к родному краю, своему народу;
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
Личностных – развитие познавательных интересов, толерантности отношений; умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков;
Регулятивных –умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативных– умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точи зрения и приходить к единому мнению, учиться работать в группе и в парах., формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые результаты: учащиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны.
Оборудование:
видеопроектор; презентация «Дети войны»;
выставка книг о Великой Отечественной Войне, о пионерах – героях;
фонограммы: запись голоса Левитана «Объявление о начале войны», «Священная война», «Гляжу в озёра синие », «Песня про Анку Гайдерову», «Песня про пионеров -героев»; запись метронома, выставка рисунков детей «Мы помним».
Представить бы их всех посмертно к ордену, тех, что сказали твердо как один: Мы можем жизнь отдать за нашу Родину, - а Родину за жизнь не отдадим!
Ход занятия.
I . Организационный момент.
Добрый день, добрый час! Очень рада видеть вас. Друг на друга посмотрели, И тихонечко все сели. Учитель: Слышишь песенку ручья? Слайд 3 Дети: Это Родина моя! Учитель: Слышишь голос соловья? Слайд 4 Дети: Это Родина моя! Учитель: Школа, где твои друзья, Слайд 5 Дети: Это Родина моя! Учитель: Руки матери твоей, Шум ветвей и звон дождей, Слайд 6 И в саду смородина - это тоже Родина. Слайд 7
Прослушивание песни «Гляжу в озёра синие»Слайд 8
Родина… Какое чудесное, нежное слово! Оно знакомо нам с малых лет. И большинство людей, живущих на земле, уверено, что самое прекрасное место на Земле то, где они родились, выросли, живут и трудятся, одним словом, – Родина. Каждый в это слово вкладывает что-то свое, личное, только ему понятное. Но абсолютно все трепетно и нежно относятся к этому слову. Любовь к Родине - затаенное чувство, и признанием в этой любви есть сыновняя забота о ней, особенно, когда ей тяжело.
II. Определение темы занятия.
Разгадав кроссворд, узнаем тему сегодняшнего занятия. Слайд 9-10
6
8
2
4
5
7
1.
3
9
1. « Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и ______ ( Родина.”) 12 2. Так мы зовём нашу страну потому, что « в ней жили испокон веков отцы и деды наши»12 . (Отечество) 3.Так мы зовём её потому, что « она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и защищает и бережёт нас от всяких врагов» 12 .( Мать) 4. Страна, в которой мы живем. (Россия) 5. Столица нашей страны (Москва) 6. Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. (Патриот) 7. Человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.(Герой) 8. Страна, в которой ты родился (Отчизна) 9. Синоним к слову молодой. (Юный)
Разгадав кроссворд, узнаем тему сегодняшнего занятия.
6 п
8О
2О
4 Р
5М
а
7Г
т
т
о
о
т
е
ч
1 Р
е
3 м
с
с
р
р
и
9ю
о
ч
а
с
к
и
о
з
н
д
е
т
и
в
о
й
н
ы
и
с
ь
я
а
т
а
й
н
т
а
в
о
Какая тема нашего занятия? ( Дети войны) Слайд 11 Дети Великой Отечественной войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах. Сегодня наша встреча будет посвящена детям войны.
Учитель:Слайд 12
От нас военные года все дальше,
Все глуше громы незабвенных битв.
Но ты спокойно спи, великий мальчик!
Как и они не будешь ты забыт.
(В. Соколов «Памяти товарища»)
III. Содержание занятия.
Вспомним день 22 июня 1941года. Слайд 13
Все на рассвете мирно спали. Ночь таяла как - будто тень. А жители Земли еще не знали Какой рождался страшный день. Не знали, что в двадцатом веке Он станет самым черным днем. От крови покраснеют реки. Земля опалится огнем. Тот день всю жизнь на «до» и «после» Разделит раз и навсегда. Никто не мог представить вовсе, Что в этот день придет война.
Лето. Июнь. Люди занимались обычными для себя делами: школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки играли в "дочки-матери", мальчишки гоняли футбольный мяч во дворе. И никто не подозревал, что всё перечеркнет одно страшное слово – война. Слайд 14
Прослушивание сообщения Левитана о начале войны. Слайд 15
Я сидела у окна, куклу Катю нянчила. Вдруг из радио: «Война!» Чтобы это значило? Из окошка вид красив: листики июньские. Слова дикторского взрыв, что воюют русские! Куклу бросила в сердцах. взрослой стала, старою. Мне теперь уже не пять. Детство! Ты расстреляно! Буду у окна стоять, где теперь не зелено, А на улице темно.Спят в кроватках братики. Ты, война, всему виной! Ты украла праздники! Жжёт картина на стене. Лес. Россия. Утро. Левитан! И о войне грянул репродуктор.
Вот так неожиданно, 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных войн . Мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашисткой Германии.
Прослушивание песни «Священная война» ( 1 куплет) Слайд 16
Вставай, народ! Услышав клич Земли, На фронт солдаты Родины ушли. С отцами рядом были их сыны, и дети шли дорогами войны. За Днепр и Волгу шли солдаты в бой, Сражались за любимый край родной, За каждый город, каждое село, За все, что на земле моей росло. За детскую улыбку, светлый класс, За мир, за счастье каждого из нас.
На защиту любимой Родины в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек. В трудных условиях военного времени детские судьбы складывались по-разному. Не всех успели вывезти в глубокий тыл, жили ребята и в прифронтовой полосе, и на территории, временно оккупированной врагом. Слайд 17
Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны… Но, где бы ни проходило военное детство девчонок и мальчишек, они оставались верны своему долгу. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной Войны шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину. Многие погибали за нее. Дети воевали наравне с взрослыми в действующей армии. Слайд 18
Горнили к бою трубы полковые, Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые На левый фланг, в солдатский строй. Великоваты были им шинели, Во всём полку сапог не подобрать Но всё равно, в боях они умели Не отступать и побеждать! Слайд 19
Многие из них были в партизанских отрядах, где их нередко использовали в качестве разведчиков и диверсантов, для проведении подпольной деятельности. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады. Таких ребят во время войны были тысячи.
Жил мальчик на хуторе Мшинском, за дальним кордоном лесным, Когда появились фашисты, он стал партизаном связным. Ходил он, как нищий, по селам с холщовой сумой на плече, В отцовых ботинках тяжелых и мамином рваном плаще. То в окна стучался немые, то брел к старикам на покос. И танк подрывался на мине, и поезд летел под откос… Забылось негромкое имя, осталась лишь кличка – Связной. Он пережил осень и зиму. Его расстреляли весной… М. Вайцман Слайд 20
Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, встали за станки вместо отцов, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.Огромный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно–Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги они приобретали танки, самолёты, “Катюши” и другое оружие и передавали их воинам действующей армии . К весне 1943 года молодёжь и школьники собрали на вооружение для действующей армии около 542 млн. рублей. Слайд 21-22 Работали на покосе, пололи и копали картофель, убирали зерновые, собирали колоски – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям…Слайд 23
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла - И синее небо, и запах простого цветка? Пришли на заводы работать мальчишки Урала, Подставили ящики, чтобы достать до станка.
Дети войны на заводах отцов заменили «Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один. Жили в цехах, за станками и ели, и пили, Ночи не спали, но верили – мы победим!
Дети блокадного Ленинграда. Слайд 24
Дети были в блокадном кольце Ленинграда и пытались остаться живыми в этих нечеловеческих условиях. Летом ели траву, зимой варили ремни, но выдержали, выстояли, победили!» Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Они были такими же блокадниками, как взрослые. И погибали так же. В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба, блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм. Блокадный хлеб со слезой пополам. Кто ел его, о нем не забывает. Слайд 25
В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. Женя умерла 28 декабря 1941 г. Бабушка 25 января 1942 г. Лена умерла 17 марта 1942 г. Дядя Вася 13 апреля 1942 г. Дядя Леша умер 10 мая 1942 г. Мама - 13 мая 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня. Ее увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла. Медицинская сестра рассказала, что Таня умерла у неё на руках, в страшных муках от перенесённого голода, недетских испытаний, крайней дистрофии.
Блокадные дни… Когда между жизнью и смертью зловеще стоял знак равенства. Вот такой он – хлеб войны. Слайд 26
«В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта?.. Нам в сорок третьем Выдали медали. И только в сорок пятом – Паспорта. И в этом нет беды... Но взрослым людям, Уже прожившим многие года, Вдруг страшно оттого, Что мы не будем Ни старше, ни взрослее, Чем тогда...»
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Слайд 27 Часто напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки . Ужасы концлагерей могли пережить не все взрослые, голод, холод, непосильный труд, а зачастую пытки ждали детей в плену. Слайд 28 Вдумайтесь в эти цифры: Каждый день теряли 9168 детей, Каждый час – 382 ребенка, Каждую минуту – 6 детей, Каждые 10 секунд – 1 ребенка. Дети войны - и веет холодом, Дети войны - и пахнет голодом, Дети войны - и дыбом волосы: На челках детских седые полосы Земля омыта слезами детскими, Детьми советскими и не советскими. Какая разница, где был под немцами, В Дахау, Лидице или Освенциме? Их кровь алеет на плацах маками Трава поникла, где дети плакали Дети войны - боль отчаянна И сколько надо им минут молчания...
Сколько храбрых сердец молодых Беззаветно служили народу Пионеры и тысячи их Кто погиб за страну и свободу. Их могилы ты всюду найдешь На дорогах минувших пожарищ. Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь. То сними свою шляпу, товарищ!
Они сражались повсюду.
На море, как Боря Кулешин.
В небе, как Аркаша Каманин.
В партизанском отряде, как Леня Голиков.
В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.
В подполье, как Володя Щербацевич.
В Брестской крепости, как Валя Зенкина И ни на миг не дрогнули юные сердца! Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями и совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных героев. Слайд 29
Учитель . Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим!
Это нужно не мертвым,
Это надо живым!
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями: Слайды 30-31
Ордена Ленина были удостоены: Толя Шумов, Витя Коробков; Володя Казначеев.
Ордена Красного Знамени: Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук.
Ордена Отечественной войны 1-й степени: Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв.
Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны»,
свыше15 000 — медалью «За оборону Ленинграда»,
свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».
Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза:
Лёня Голиков
Марат Казей
Валя Котик
Зина Портнова.
Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слёз, мучений. Не обошла стороной она и наш Липецкий край. В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы дважды вторгались в пределы нашего края. Молодежь нашего края вступила в борьбу с фашистскими захватчиками.
Сообщения учащихся : Анна Гайтерова Слайд 32 Анна Андреевна Гайтерова (1924 – 1941) одной из первых вступила в отряд народного ополчения. Отлично овладела стрельбой из автомата, ручного и станкового пулемета. В оккупированном городе выполняла разведывательные задания . В составе партизанского отряда Аня участвовала в освобождении Ельца. Добровольцем вступила в Советскую Армию и, преследуя отступающего врага, вместе со своей частью ушла на запад. 18 декабря 1941 года у села Русский Брод разгорелся ожесточенный бой. Пулемет Ани Гайтеровой и Лизы Кирилловой стрелял беспрерывно. Было убито несколько десятков вражеских солдат и офицеров. В напряженный момент боя одна из мин попала в пулеметный расчет. Аня Гайтерова была смертельно ранена. За мужество и отвагу, проявленные в боях, Аня посмертно награждена орденом Красного Знамени.
Исполнение песни «Об Анке Гайтеровой»
Сигналом атаки, трубою призывной, Знакомая песня, лети! Елец и Верховье, Ефремов и Ливны - Этапы на грозном пути. В декабрьскую вьюгу дорогой холодной Мы шли на большие дела. И рядом с бойцами в шинели походной Елецкая девушка шла. Припев. Споём же, товарищ, о храброй ельчанке, О славе воинственных дней, О храброй ельчанке, о девушке Анке, О верной подруге своей.
Ты вспомни, товарищ, как мины визжали, Как бил пулемет по врагу, Как немцы в испуге от Анки бежали И смерть находили в снегу. Не дрогнула Анка в атаке ни разу Под ливнем огня и свинца. И мужество девушки той черноглазой В бою согревало сердца.
Припев. Не выпало Анке закончить походы, Суровое дело – война. Припав к пулемету у Русского Брода, Геройски погибла она. Но мчатся в атаку могучие танки, Орудия наши гремят
За раннюю смерть пулеметчицы Анки Фашистам друзья отомстят.
Елизавета КирилловаСлайд 33
Елизавета Кириллова в 1941 году вступила в полк народного ополчения, выполняла задания по разведке в тылу врага, принимала участие в боях по освобождению Ельца. У деревни Русский Брод в бою была ранена, потеряла руку. За боевые подвиги она награждена Советским правительством орденом Отечественной войны I степени и медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.».
Володя МакаревичСлайд 34
14-летний ученик 18-й железнодорожной школы Володя Макаревич, находясь в оккупированном Ельце, разведывал и запоминал, где находятся вражеские огневые точки и пулемётные гнезда. При приближении наших частей он, вырвавшись из города, добрался до соединений 148-й стрелковой дивизии и рассказал командирам о расположении вражеских оборонительных позиций. Затем сам, с группой бойцов пошёл в наступление, показывал выявленные огневые точки и принимал участие в их подавлении. В бою был смертельно ранен.
Виктор ОрловСлайд 35
В декабре 1941 года 14-летний мальчуган, Виктор Орлов, уроженец Ельца, наравне со взрослыми защищал родную землю от врага. Проявив смелость и отвагу в ликвидации фашистского штаба в центре города, Витя был зачислен в разведгруппу партизанского отряда. Восьмого декабря он участвовал в боях за Екатериновку, был дважды ранен. Посмертно Витя Орлов был представлен к медали «За отвагу».
Алеша Сотников Слайд 36
Алеша Сотников, связавшись с подразделениями 148-й стрелковой дивизии, начал с доставки патронов в роту, доносил о расположении фашистских пулемётов, пушек и миномётов. По этим целям наши артиллеристы и пулемётчики вели огонь. Возвращаясь с Красноармейской улицы, он увидел, что два фашиста из укрытия ведут огонь, обошёл их с тыла и уничтожил гранатой. Затем меткими выстрелами (а он ещё в школе имел значок «Ворошиловский стрелок») из винтовки истребил трёх фашистов у церкви. Командир дивизии полковник Ф.М. Черокманов наградил Алешу медалью.
Володя БыковСлайд 37 Володя Быков в 17 лет вступил в партизанский отряд. Погиб у деревни Борки, вблизи Русского Брода. Посмертно был награжден медалью «За отвагу» .
Лёня Камзолов Слайд 38
Лёня Камзолов из одноклассников создал боевую группу. Их было 14. С оружием в руках оказывали сопротивление фашистам при защите Ельца. Собирали разведданные о расположении немецких частей и техники. Уничтожили пулемётный расчёт на колокольне Преображенской церкви. После освобождения Ельца все они записались в разведку. Из 14 «камзоловцев» до победы дожил только Борис Сидельников.
Вася КраюшкинСлайд 39
Вася Краюшкин входил в организованную Камзоловым группу партизан из 14 человек. Вступая в нее, каждый давал комсомольскую клятву "бить врага без пощады". 9 декабря Леня Камзолов вместе с Васей Краюшкиным и Вилей Огневым уничтожили пулеметный расчет гитлеровцев на улице Октябрьской, помогали нашим войскам освобождать город Елец. Вася Краюшкин с войны не вернулся.
Алеша ОборотовСлайд 40
Пионеры Миша Бекетов и Алеша Оборотов перерезали телеграфные провода у немецкого штаба, собирали разведывательные данные и сообщали их советским частям. Они помогли нашим воинским подразделениям в борьбе с немецкими оккупантами. Но вражеские пули настигли юных героев, и они пали смертью храбрых за родной город.
Анна ПавловаСлайд 41
Анна Павлова была назначена секретарем подпольного горкома комсомола. После освобождения Ельца, пройдя спецподготовку, в качестве комиссара диверсионной группы была заброшена в Суражский район Витебской области. За выполнение спецзаданий в августе 1942 года Анна Павлова была награждена орденом Красной Звезды.
Борис Сидельников Слайд 42
Борис Сидельников прошел с боями путь от Ельца до Берлина. Был руководителем одной из штурмгрупп при взятии рейхстага. Именно он написал на стене рейхстага гордые слова "Мы из Ельца". После войны вернулся в Елец. Награжден орденом Отечественной Войны и боевыми медалями
Володя ЕвдокимовСлайд 43
Родился Володя Евдокимов в 1930 году, но, чтобы стать сыном полка, прибавил себе два года. Мальчиком он был рослым и боевым. Ему поверили… В декабре 1941 года он с отступающими бойцами оказался на правом берегу Сосны, в Ольшанце. Вскоре началось наступление. Подходили свежие части советских войск. Володя показывал, как и где лучше пройти незамеченным к городу. Он ведь знал каждую тропку, каждый огород. Кругом гремели выстрелы, рвались снаряды и мины.Алеша Сотников и Володя Евдокимов - юные разведчики успешно разведывали огневые точки врага, помогали бойцам 148-й стрелковой дивизии, подносили патроны в роту. Пропадал всё время в казармах у солдат. 20 декабря 1942 года Володя вместе с другими солдатами принимал присягу. В 13 лет присвоено звание младшего сержанта . До Берлина Володя Евдокимов дошёл в составе 1-й танковой механизированной армии. Победа !На груди у героя поблёскивала медаль «За боевые заслуги».
Клавдия Шаталова Слайд 44 Клавдия Ивановна Шаталова (1922—1942) — героиня-разведчица в годы Великой Отечественной войны. Родилась в 1922 году в селе Пищулино Елецкого района. После окончания школы училась в Елецком железнодорожном техникуме. Член ВЛКСМ. 29 декабря 1941 года добровольцем вступила в Красную Армию. Была направлена в разведку 13-й армии Брянского фронта. Неоднократно переходила линию фронта.
Вилен Огнев Слайд 45
Вилен (Вилли) Васильевич Огнев (1925—1942) — герой-разведчик в годы Великой Отечественной войны, родился в 1925 году в Ельце. После окончания школы поступил в железнодорожное училище. В 1941 году добровольцем вступил в Красную Армию. Воевал в комсомольском партизанском отряде, отличился в боях за родной город. После освобождения Ельца направлен в разведку 13-й армии Брянского фронта. Несколько раз забрасывался в тыл врага. За выполнение задания в районе орловского села Дросково награждён медалью «За отвагу».
Семён Кондарев Слайд 46
Семён Алексеевич Кондарев (?—1942) — герой-разведчик в годы Великой Отечественной войны, уроженец Ельца.
Вместе с Вилли Огневым, Клавдией Шаталовой и другими елецкими комсомольцами вступил добровольцем в ряды Красной Армии, стал разведчиком. Многократно переходил линию фронта.
В феврале 1942 года при выполнении боевого задания около Малоархангельска Орловской области они были схвачены фашистами и после пыток публично казнены. Надя ГусеваСлайд 47 Комсомолка Надя Гусева, окончив курсы медсестер и став санинструктором, с начала 1942 по 1944 годы все время находилась на передовой. Во время одного из боев группа раненых бойцов попала в плен. С ними осталась и Надя. Немцам нужны были сведения о наступающих частях нашей армии. Расправившись с ранеными, они приступили к медсестре. У Нади были выколоты глаза, отрезаны пальцы, проколоты грудь и голова, но сведений немцы не получили. Ксения Константинова Слайд 48Ксения Константинова родилась 18 апреля 1925 года в селе Сухая Лубна Тамбовской губернии, ныне Липецкого района Липецкой области .В конце 1942 года юная комсомолка добровольно ушла на фронт. Была направлена санинструктором в стрелковый батальон. Участвовала в боях на Воронежском и Калининском фронтах. В битве на Орловско-Курской Дуге была ранена и награждена медалью “За боевые заслуги”. В октябре 1943 года погибла смертью храбрых – при защите раненых. Похоронена в братской могиле у деревни Распопы Смоленской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1944 года Константиновой К.С. присвоено звание Героя Советского Союза.
Ночь фронтовая кострами согрета, Дремлет тревожная мга, В наш батальон перед самым рассветом Девушка эта пришла.
С нами девчонка в атаки ходила, Плакала нас хороня, А под Смоленском спасла командира –Вынесла из-под огня…
Но она повстречалась со смертью, В этом, не наша вина… Знайте, что даже к сестре милосердия Немилосердна война!
Нет, никогда не забудет Россия В шуме грядущего дня Ту, что на хрупких плечах выносила Родину из-под огня… Владимир Бачурин Слайд 49Владимир Бачурин ( 1928 – 1942) - юный разведчик в годы Великой Отечественной войны. Родился в селе Волово , ныне Липецкой области. Летом 1942 года во время боёв на территории Воловского района, вместе со своим ровесником Николаем Пикаловым, вступил в ряды стрелкового полка Красной Армии, занимались разведкой в расположении врага.Хорошо зная местность, они дважды переходили линию фронта, добирались до Волово и других сёл района, в которых находились немцы, приносил сведения о передвижениях и расположении частей вермахта. Дважды, благодаря разведданным Владимира Бачурина, советская артиллерия точно наносила удары по важным объектам противника.Когда Бачурин и Николай Пикалов в очередной раз переходил линию фронта, их арестовали нацисты. После нескольких часов допроса они были расстреляны. Сережа Гудин Слайд 50 Сережа Гудин спас жизнь раненному политруку. За это после освобождения Ельца был награжден медалью "За отвагу". Это была первая его награда. За подвиги в Великой Отечественной войне Сергей был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, 16 медалями. После войны вернулся в Елец.
Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войнеСлайд51 Тринадцать миллионов детских жизней Сгорело в адском пламени войны. Их смех фонтанов радости не брызнет На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей Над взрослыми серьезными людьми, И в чём-то человечество отстанет, И в чём-то обеднеет целый мир.
Тех, кто горшки из глины обжигают, Хлеба растят и строят города, Кто землю по-хозяйски обживают Для жизни, счастья, мира и труда.
Без них Европа сразу постарела, На много поколений недород И грусть с надеждой, как в лесу горелом: Когда ж подлесок новый станет в рост?
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше, А в Ленинграде – каменный Цветок, Чтоб в памяти людей остался дольше Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней - Кровавый след коричневой чумы. Их мертвые глазёнки с укоризной Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни, Из бликов пискаревского огня: "Неужто память жгучая остынет? Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике, В предсмертном зове милых мам своих... О, матери стран малых и великих! Услышьте их и помните о них! (А. Молчанов)
Тихо, ребята! Минутой молчанья Память героев почтим, И их голоса когда-то звучали, По утрам они тоже солнце встречали Сверстники ваши почти. Дни весны наступающей Им уже не даны. На минуту, встаньте, пожалуйста , В память всех не пришедших с войны.Объявляется Минута молчанияСлайд 52 Минута молчания (звучит метроном)
Исполнение песни “Песня о пионерах- героях”. Слайд 53 Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.
Шумела гроза над землею, Мужали мальчишки в бою… Знает народ: пионеры – герои Навечно остались в строю!
Припев:
Шли они сквозь бурю, Шли они сквозь ветер, И ветер песню, песню их сберег: “У нас один, один лишь путь – к победе! И нету других дорог!”
Шагают они на параде, Равняя невидимый ряд, Правофланговыми в каждом отряде Ребята – герои стоят! Припев.
Мы в жизни, мой друг и ровесник, Дорогой героев пойдем. Подвиги их мы запомним, как песню, И сами ее допоем!
Слайд 54 В благодарной памяти народа навсегда останутся славные боевые дела юных героев. Тех, кто мужественно дрался с лютым врагом на полях фронтовых сражений, в партизанских отрядах и в условиях подполья. Тех, кто внес свой вклад в грядущую победу и кому сегодняшние сверстники обязаны счастливой мирной жизнью.
Литература:
1.Богданова Т. Юные герои - ельчане // В краю родном [Елец. р-н и г. Елец]. - 2012. - 5 мая.
2.Лебединский Г. Н., Марков Н. В. Липецк. Путеводитель. — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984.
3.Колесников Г. М., Лебединский Г. Н., Марков Н. В. и др. Липецк. Справочник-путеводитель. — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1967 4. Э. Максимова « Дети военной поры.» - М.:Политизд. 1988. wikipedia.org 5. Огрызков К. Гайтерова Анна Андреевна (1924-1941) // Липецкая энциклопедия. Т. 1. - Липецк, 1999. 6. Огрызков К. Огнев Вилен Васильевич // Липецкая энциклопедия. Т. 2. – Липецк, 2000. – С. 453. 7.И.В.Сидорова, В.В. Смирнов «Уроки мужества» - Горький. Волго-Вятское книжное издательство. 1985 8.Татарникова Н.И. Эхо войны : Липецкие известия. - 2010. - 17 нояб. (№ 46). - С. 6. 9. Чекомазова В. "Слава героям!" // Красное знамя [г. Елец]. - 2011. - 7 мая 10. Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны« // festival.1september.ru2. 11. Беларусь в Вов 1941-1945 г.г. // war-psu.ucoz.ru3. wikipedia.org 12. Ранько Елена Алексеевна МОУ-лицей №21 г. Иванова elenaranko. ucoz.ru›…geroi_velikoj_otechestvennoj 13. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия./ К.д. Ушинский. – СПб.: Комета, 1994.
mp3.html звук метронома 6. http://www.pakhmutova.ru/songs/wrpe.shtml «Песня о пионерах-героях» Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова myshared.ru›Герои войны 7.http://www.pobediteli.ru/index.html 8.http://www.pobeda.ru/m4145/imiges/medkar.html 9. http://www.soldat.ru/files/ 10. http://9may.ru.naslednik Наша победа. День за днём. 11. http://img11.nnm.me/d/d/f/7/8/10c7b8c07646963805867f8fe77.jpg 12. http://rwarrior.narod.ru/Pk006.jpg 13. http://trubetchino.ucoz.ru/history/Konstantinova.gif 14. http://maloarhangelsk.ru/wp-content/uploads/2010/11/shatalova.jpg 15.http://maloarhangelsk.ru/wp-content/uploads/2010/11/ognev.jpg 16. http://static.lipetskmedia.ru/images/news_/046/923_big2.jpg 17.http://www.lipetskmedia.ru/image/VityaOrlov.jpg 18.http://mvestnik.lpgzt.ru/photo/theme/78/45097/foto3.jpg 19. http://eletskraeved.ru/wp-content/uploads/2010/03/kirillova1.jpg