Цель | Раскрыть значение понятий «счастье семьи», «семейные традиции»; развивать навыки ответственного поведения в семье; воспитывать уважительное отношение к родным и близким. |
Задачи | Углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких, на примере проведения праздников и организации совместного отдыха. Развивать навыки ответственного поведения в семье. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким. |
Основные идеи, отработанные на занятии | Вовлечение в групповую работу. Умение выполнять правила работы в группах, уметь отвечать на вопросы. |
Результаты обучения | Научились выразительному чтению и инсценированию произведений. Закрепляли коммуникативные навыки и умение делать выводы сообща в группе. Научились характеризовать героев и оценивать мотивы их поведения. |
Ресурсы (материалы, источники) | «Самопознание» учебник для 4 класса общеобразовательной школы / Калачева И.В., Кудышева Б.К. – Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. «Тетрадь ученика для 4 класса общеобразовательной школы/ Калачева И.В. - Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2010 г. Дополнительный материал: притчи, истории. Песня, аудиозапись мелодии для позитивного настроя. Листы для выполнения приёма, фломастеры, смайлики. |
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Позитивный настрой 3 мин. | Пожалуйста, сядьте удобно, спинки держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря. Представьте, что вы идете по берегу моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых рыбок. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда ... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите, как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо». | Рассаживание по группам. Эмоционально-психологический настрой на работу. Сообщают, что представилось, понравилось и что почувствовали. |
Проверка домашнего задания 10 мин. | - Как вы понимаете, что такое взаимопонимание? - Какие качества способствуют взаимопониманию? Взаимопонимание – это умение слышать и понимать друг друга. Взаимопонимание – основа добрых отношений между людьми. -Дома вы написали в тетрадях, чем любят заниматься члены вашей семьи? (Ребята зачитывают задание 1 в тетради на с.27) Посмотрите, как много интересного есть в семье каждого из нас! | Рассказывают об увлечениях членов семьи (с .27 в тетр). Описывают ситуации (с. 35 в учебн) и дают советы по достижению взаимопонимания. |
Позитивное высказывание (цитата) 5 мин. | Один из учеников читает стихотворение И. Некрасовой. Это цитата нашего урока: Традиции семьи ... В них - мудрость наших предков. Традиции семьи ... В них - времени печать. Традиции семьи Прекрасное наследие. Его мы будем детям завещать. Сегодня мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья. - Что такое для вас семья? (Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению). -Какие семейные традиции есть в вашей семье? - Важно ли следовать семейным традициям - Почему? - Какие семейные традиции вам нравятся? -Какие традиции и обычаи в вашей семье передаются из поколения в поколение? Традиции семьи – это порядок, установившийся в её жизни. Передаваясь из поколения в поколение, традиции помогают укрепить семью. Благодаря добрым традициям, человек постигает общечеловеческих ценностей, учится проявлять любовь, добро, заботу, терпение, оказывать помощь и поддержку родным и близким. | Беседуют по содержанию цитаты. Обсуждают в группах ответы на вопросы. Приводят примеры из жизни. (Учащиеся читают определение понятия «семейные традиции» из учебника на с.43). |
Рассказывание истории (беседа) 9 мин. | Учитель рассказывает историю, описанную Б.Искаковым: Ребята готовились к классному часу «Традиции моей семьи». Все принесли семейные фотографии, памятные значки, письма. Сначала самая активная девочка класса Асель. Она рассказала, как проходит в их доме праздник Знаний - 1 сентября. Всегда в этот день взрослые дарят детям подарки. За праздничным столом старшие делятся воспоминаниями о школьных годах, дают советы детям, как лучше построить день, чтобы учение было в радость. Асет подготовил выступление о традиции празднования дня рождения членов семьи. Рассказал, что для именинника готовится сюрприз, вьпyскается поздравительная газета. А Динара принесла семейный альбом. В нем она показала фотографии, где семья трудится во дворе, на даче, ремонтирует квартиру. - А где же праздник? - спросили ребята. - Праздников в нашей семье хватает, - ответила девочка! - Но традицией семьи стал и совместный труд. Весной мы дружно готовим землю к посадке овощей, летом поливаем всходы, осенью собираем урожай. Традиция нашей семьи - вместе трудиться! Ребята задумались. Слово учителя: - Что вы думаете по этому поводу? - Есть ли трудовые традиции в вашей семье? - Что объединяет семью (Совместный труд объединяет семью, потому что каждый вносит свой вклад в общее дело.) Говорят, что когда в семье царит любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Как вы думаете: каким будет мир, если у всех людей распустятся в сердцах прекрасные цветы любви? Заботьтесь об этих цветах и мир станет еще прекраснее. | Беседуют по содержанию. Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод: -В семье Динары отмечают традиционные праздники сада, осеннего урожая. Совместный труд объединяет всех, что каждый вносит свой вклад в общее дело. |
Физминутка. 2 мин. | - Представьте, что каждая группа семья. Попробуйте все вместе уместиться в небольшом «домике», очерченном мелом круге. Побеждает та «семья », все члены которой сделают это быстрее. | Перед началом игры «члены семьи» советуются, как им разместиться в круге. |
Творческая деятельность, групповая работа 10 мин | -Какие ценности лежат в основе семейных традиций? (Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, уважение, ответственность, сопереживание. Это – главные ценности, которые воспитываются на традициях семьи.) Издавна символом жизни считалось дерево, а символом здоровья и долголетия - яблоко. Каждое дерево дает плоды. Сегодня плодами нашего дерева будут семейные ценности, так как именно они составляют культуру семьи. - У вас на столах лежат листы бумаги, необходимо вырезать яблочки и на них написать ценность, которая присуща вашей семье и свои добрые пожелания. | (Каждый индивидуально выполняет задание и прикрепляет яблоко на дерево, озвучивая запись). |
Групповое пение 3 мин. | Аудиозапись песни «Родительский дом» на сл. М.Рябинина, муз. В.Шаинского | Все вместе дружно поют песню. |
Домашнее задание 1 мин. | Работа в тетради (с. 30 – 31) Сделать зарисовки и добавить описания о традициях в семьях. | |
Заключительная минута урока 2 мин. | Минутка тишины. Закройте глаза, вспомните все то, что мы сегодня говорили о любви. Вспомните цветок любви, который расцвел в вашем сердце. Сохраните эту любовь, постарайтесь эту энергию любви дарить каждый день всем своим близким и родным, друзьям и окружающему миру. А когда сегодня придете домой, обнимите своих родных и скажите, что вы их любите. Обобщение. - Основа любой семьи - любовь, доброта, доверие, ответственность, сопереживание. Это - главные традиции. Ваши родители очень хотят, чтобы вы выросли добрыми, хорошими и успешными людьми. Я благодарна сегодня вам за урок. Мы прекрасно потрудились. | Рефлексия учащихся, устные размышления учащихся о пройденном уроке. Делают выводы по уроку, подводят итоги. |