Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Мешок со страхами""»
Тема: «Мешок со страхами»
Цель: создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
- коррекционно-образовательные: познакомить детей с понятием «страх», некоторыми причинами возникновения страха, помочь детям изменить к нему отношение; открыть способы его преодоления; формировать умение находить выход из критической ситуации;
- коррекционно-воспитательные: развитие способности понимать состояние другого человека через вербальное отражение эмоционального состояния на иллюстрации; воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
Оборудование: для учителя – технические средства: компьютер, мультимедийная презентация; для учащихся – листочки с ребусами и практическими заданиями, ручка.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие.
Снова нам звенит звонок,
Начинается урок.
На рисунок посмотри,
Ничего не упусти.
Слайд 2
Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно... У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Он как будто бы хочет что-то оттолкнуть или отгородиться от кого-то. Какое это может быть чувство?.. Это чувство страха.
Сообщение темы и целей
Слайд 3
Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия вам надо будет расшифровать ребус. Для этого
из каждой строки таблицы выпишите только те буквы, которые не повторяются.
у ч в р п т к в п о р у к
с т ы и а к и ь о ь ы е с
б е с ч з б т ч р а з х е
(Ответ. Что такое страх?)
Слайд 4
Итак, тема нашего занятия «Что такое страх?». И сегодня мы с вами познакомимся с тем, что такое страх, какие бывают страхи, из-за чего они возникают.
Вводная беседа
Слайд 5
-Все живые существа могут иногда чего-нибудь или кого-нибудь бояться. Мышь боится кошки, кошка боится собаки, собака боится своего хозяина. Как вы думаете, человек может чего-то бояться?
Послушайте фрагмент из рассказа Носова «Тук-тук-тук» и скажите, кого боялся Мишка?
Чувство страха испытывают не только дети, но и взрослые люди.
Слайд 6
Что такое страх? Если заглянуть в словарь, то можно найти его определение: «СТРАХ – отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности».
Основная часть
Итак, давайте выясним, какие бывают страхи. В этом нам помогут сказки, стихи, рассказы, в которых живут герои, испытывающие чувство страха. (Чтение стихотворения С. Маршака «Чего боялся Петя?»)
Петя боялся темноты и разных несуществующих образов-страшилок.
Слайд 7
А какие бывают страхи? Существуют страхи нафантазированные (приведения, оживающие куклы).
Бывает так, что в темноте под воздействием воображения обычные и знакомые предметы могут менять форму, размеры, окраску, превращаться в страшные и ужасные образы. Когда страшно, то глаза видят то, чего нет на самом деле. Даже говорят: «У страха глаза велики».
Слайд 8
Ребята, кто из вас читал рассказы писателя Николая Носова? А какие произведения он написал? Прочитаем отрывок из рассказа «Живая шляпа», вы внимательного его послушайте. И ответьте, чего испугались мальчики? Слайд 9
В какой ситуации вы испытывали страх? Кто из вас может рассказать свою историю? Давайте попробуем обыграть этот случай.
Слайд 10
Физминутка
Существуют страхи, основанные на собственном опыте (кто-то в детстве чуть не утонул, поэтому он боится воды). Чувство страха иногда даже полезно, потому, что может помочь избежать опасности. Полезный страх указывает, что где-то нужно проявить осторожность. Например, мы никогда не зайдем в незнакомую реку, не будем играть с огнем, не будем переходить улицу перед близко идущей машиной.
Слайд 11
Игра «Правда ли?»
А теперь, ребята, ответьте, правда ли, что не нужно бояться…
● Играть в футбол на дороге?
● Переходить улицу на красный свет светофора?
● Впускать в квартиру незнакомого человека?
● Заглянуть в оставленный кем-то на остановке сверток?
● Ходить по крыше дома?
● Купаться одному в незнакомом месте?
● Драться, если ваш противник в приступе бешенства взял в руку камень?
● Если вы почувствовали запах газа в квартире?
● Если незнакомец приглашает вас прокатиться с ним в машине?
● правда ли, что не нужно бояться…бабочек и гусениц?
Слайд 12
Тренинг «Как поступить в данной ситуации»
Как вы поступите? Ты один дома. Слышишь, что входную дверь пытаются взломать:
1. откроешь дверь сам,
2. спрячешься под кровать,
3. откроешь окно и будешь просить о помощи прохожих.
Помните: неприятность можно предсказать! Надо только заглянуть на несколько шагов
вперед и подумать, чем может закончиться ситуация.
Слайд 13
А кто из вас испытывает страх, связанный с обучением в школе?
Ребята, сегодня я принесла вам необычный мешок – «мешок со страхами». Пока он пуст. Давайте сегодня наполним его всевозможными страхами-ахами. Возьмите листочки и напишите свой страх.
Ребята, вы бы хотели избавиться от своего страха? Сворачиваем и кладём в мешочек. Это вредные страхи. Кладём записочки в мешочек со словами: «Я больше не боюсь!»
Страх вреден только тогда, когда он ничем не оправдан, то есть когда бояться, в сущности нечего. Например, не нужно пугаться громкого лая собаки. Лай может означать, что собака голодна, ей хочется пить или гулять. Некоторые дети боятся темноты и не могут спасть без света. Но темнота сама по себе никому не причиняет вреда – напротив, она несет покой и отдых.
Слайд 14
Релаксация
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
Заключительная часть
Слайд 15
А как же победить страх?
Если, например, в темноте вам привиделись «страшилки», то надо сказать себе: «Эти страшные фигуры придумал я сам, поэтому я смогу их и перепридумать».
Слайд16
Перед сном можно почитать сказку.
Слайд 17
Один из способов избавиться от страха — пойти к людям, которые тебя любят, - маме и папе. Расскажи им о своих страхах, и ты больше не будешь чувствовать себя одиноким. Но ты можешь подумать: «Я не могу сказать им, что боюсь. Они будут надо мной смеяться». Нет, если они умные и любят тебя. Будь верен, и выбери того, кто любит тебя.
А ещё один совет мы найдем в сказке английской писательницы Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Как герой решает свою проблему: сам или с помощью других? (Ответы детей).
Итог занятия
Слайд18
Что нового вы сегодня узнали? Как можно бороться со страхом?